РАВВИН


 

 

РАВВИН (от древнееврейского рабби - мой учитель), в иудаизме руководитель общины верующих, служитель культа.

Современный энциклопедический словарь

РАВВИН (от раб - "учитель") - духовный представитель еврейской общины, исполняющий в ней обязанности наставника, проповедника, блюстителя и толкователя религиозного закона, а прежде присоединявший к ним и функции судейские. Право на занятие должности P., по еврейскому закону, имеет всякий, отличающийся основательным богословским знанием и благочестием,. Во время существования первого храма рядом со священниками ааронидами, в руках которых сосредоточивался храмовой культ, религиозными наставниками являются пророки, которые по большей части были миряне. После вавилонского плена, реставрации храма и реформ Ездры и Неемии светский элемент еще более усиливается в деле религиозного наставничества, в лице "книжников" (соферим) и "мужей Великого Собора". Впоследствии роль наставников и толкователей закона переходит к фарисеям, вступающим в открытую борьбу с саддукеями, которые были преимущественно священниками. С разрушением второго храма Р. становятся единственными религиозными руководителями народа. В числе Р. талмудического периода и последующих веков встречаются люди из всевозможных общественных сфер и самых разнообразных профессий. Однако, еще в талмудический период установлена была известная форма посвящения на раввинство - так называемая семиха, т. е. ординация посредством рукоположения. Этот обряд, упраздненный в начале IV в., вновь был введен к XIV в., при чем претендовавшему на звание Р. выдавалась venia docendi (гаттарат-гораа), с правом на титул морену (т. е. учитель наш). Должность Р. считалась почетной; первоначально занимавший ее не получал никакого вознаграждения. Начиная с XIII в. общины мало помалу стали назначать приглашаемым ими Р. известное вознаграждение. Р. был первым лицом в общине и являлся представителем ее перед властью. В Испании и Германии правительство назначало иногда верховных Р. или "великих магистров над всеми Р." (Magisler Judaeorum, Hochmeister). Особенно влиятельно положение Р. ("доктор жидовские") было в Польше. где им предоставлены были королями весьма широкие судебные полномочия и где организованы были периодические съезды раввинов, для решения сложных процессов и разъяснения спорных пунктов талмудического права. Во второй половине XVI в. эти съезды обратились в правильные синоды. В новейшее время характер и организация раввината подверглись весьма значительным изменениям. Деятельность раввинов везде ограничена областью религии и школы. Кроме богословских знаний, приобретаемых в специальных учреждениях, он должен обладать общим образованием. Раввинат везде подчинен правительственному надзору и урегулирован особенными узаконениями. Во Франции и Бельгии существует консисториальная организация. В Англии Р. подчинены лондонскому верховному Р. (Chief-Rabbi). В некоторых германских государствах (Вюртемберг, Баден, Мекзенбург-Шверин) делами раввината ведают "церковные советы" (Kirchenrath, Oberrath). В России закон 3 мая 1855 г. требовал для определения в Р. окончания курса в раввинских училищах или в общих высших и средних учебных заведениях; в случае недостатка таких кандидатов, разрешалось приглашение ученых евреев из-за границы; последнее правило теперь отменено. Хотя раввинские училища давно закрыты, тем не менее и в настоящее время от Р. требуется образовательный ценз среднего учебного заведения (ст. 1083 уст. иностр. испов. по прод. 1890 г.). Лица, удовлетворяющие требуемому законом образовательному цензу и выбираемый на должность официальных или "казенных" Р., не всегда обладают специальной подготовкой, нужной для исполнения богословских обязанностей; поэтому во многих общинах рядом с казенными существуют еще духовные раввины. Р. выбираются на три года и утверждаются губернским начальством. На них, кроме исполнения треб и обрядов, лежит еще обязанность ведения метрических книг.
Равенство, как политический принцип играло роль уже в древней Греции, особенно в Афинах, где оно (isonomia) было одним из постоянных и важнейших требований демократии но понималось чрезвычайно узко, как равенство перед законом и равное право на участие в управлении государственными делами, но не для всех, а только для свободных граждан; рабы, иностранцы, женщины исключались. Таким образом это было равенство с сохранением важнейших из существовавших привилегий и неравенств. В древнем Риме не было даже и термина, соответствовавшего греческой isonomia, но фактически Рим, распространив свою власть почти на весь известный ему мир, очень скоро уравнял в правах провинциалов и римских граждан, т. е. уничтожил одну из важнейших привилегий древнего мира. В области религии принцип Р. перед Богом был провозглашен христианством (о Христе бо Иисусе несть эллин, ни Иудей, раб ни свобод, но всяческая и во всех Христос). Средние и новые века, до XVIII века фключительно, были эпохой господства всевозможных привилегий и неравенств - сословных, классовых, расовых и иных. Борьба средних классов против аристократии воскресила в XVIII в. идею Р.; наиболее ярким ее выразителем явился Руссо. Все люди, по его словам, родятся равными не только социально, но и духовно; воспитание и общественные условия вносят в их среду неравенство; в царстве дикарей доныне господствует полное Р., забытое цивилизацией; следовательно, идеал, к которому надо стремиться - позади. Начало политического Р. осуществлено в американской конституции, а затем нашло теоретическое и в значительной степени практическое выражение во французской революции. Р., свобода и братство провозглашены основными правами человека и гражданина . Конституция 1791 г., ст. 1, гласит: "Все люди родятся свободными и равными. Социальные различия могут быть установлены только ради общей пользы". Конституция 1793 г., ст. 3: "Все люди равны по рождению и перед законом". Конституция 1848 г., ст. 4: "Французская республика признает принципом свободу, Р. и братство". Из французских конституций принцип Р. перешел во многие швейцарские, частью даже в германские. В течение всего XIX в. происходила борьба за распространение принципа Р. на все гражданские и общественные отношения. Философская основа этого принципа (Р. всех по рождению) давно оставлена, как совершенно несостоятельная, но тем не менее Р. является главным требованием современной демократии. В противоположность демократии греческой, демократия современная проводит его без различия расы, класса, сословия, даже пола, иногда, впрочем, по требованию обстоятельств, делая те или иные исключения (прежде в Америке для цветных, теперь для китайцев, часто и во многих местах для женщин. В принцип Р., как оно понимается ныне, входят: Р. перед законом и судом (уничтожение всяких привилегий в сфере как гражданского, так особенно уголовного и процессуального права); Р. обязанностей по отношению к государству, как личных (всеобщая воинская повинность), так и имущественных (не в смысле абсолютного Р. обложения, а в смысле Р. тяготы); Р. прав на участие в управлении государством (всеобщее голосование, распространяемое последовательными демократами и на женщин). Против принципа равенства выставляются возражения и ведется борьба со стороны сторонников классовых и сословных различий, которые, опираясь: 1) на неравенство духовных и физических сил людей, 2) на абсолютное неравенство имущественных жертв, приносимых государству в действительности и требуемых, в будущем, демократией, и, наконец, 3) на невозможность вполне последовательного проведения принципа Р. (малолетние, безумные и т. д. требуют опеки и не могут пользоваться равными правами в сфере публичной жизни), требуют различия в правах на управление. С противоположной стороны указывают на то, что принцип Р. перед законом и даже Р. в правах на управление остается пустым звуком, пока между людьми существуют слишком большие имущественные различия; так, напр., на суде человек, имеющий возможность заплатить адвокату, и человек, не имеющий этой возможности, не могут быть равны даже при наличности безвозмездной защиты. С этой точьки зрения принцип Р. в том виде, как он выставлен французской революцией, критикуется, как буржуазный, и ведется борьба за расширение его в сторону экономического равенства. В. В - в.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

РАВВИН, -а, м. В иудаизме: служитель культа, духовный наставник, руководитель религиозной общины. II прил. раввинский, -ая, -ое.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

РАВВИН, раввина, м. (от др.-евр. rabbi, букв. наставник мой). У евреев - руководящий религиозно-нравственной жизнью тех, кто принадлежит к еврейской общине.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ЦИКЛОНИЧЕСКИЙ
УГРОЗА
МОДЕЛИСТКА
ДОБРОТА
СПЕЦИФИЧЕСКИЙ
СЕЛЬБИЩЕ
ПРОЗНАТЬ
БЕССЛАВИТЬСЯ
ПЕРЕСЕЯТЬ

РАВВИН

ЗАВЕЩАТЕЛЬНЫЙ
ГОСТИНОДВОРЕЦ
ПОВОРЧАТЬ
ГУЛЁНА
НАЧАЛЬСТВО
ПОГУДКА
МОНОГРАФИЧЕСКИЙ
ПОДВЕЗТИ
ТАЗ


РАВВИ назад содержание далее РАВВИНАТ
Хостинг от uCoz