|
|
|
ПСИХОДИАГНОСТИКА (диагностика психологическая) - постановка диагноза психологического или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии клиента в целом или же о некоем отдельном психологическом свойстве. В психологии сложилось два понимания этого термина.
1. Специфическая сфера деятельности психолога - связанная с практической постановкой диагноза психологического и решающая скорее сугубо практические вопросы организации и проведения диагностики; здесь решаются вопросы о профессиональных требованиях к диагностам, об определении перечня знаний, умений и навыков для успешной работы ф этой сфере, о разработке средств и методов практической подготовки диагностов и оценке их компетентности, и пр.
Диагноз психологический описываот состояния объектов, коими могут выступать в различных отношениях отдельная личность, группа или организация. Производится на основе специальных мотодов (=> исследование психодиагностическое).
Психодиагностика может входить составной частью в эксперимент или же выступать самостоятельно - как метод исследафания либо как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследафание, а не на исследафание. Понимается двояко:
1) в широком смысле - сближаетцо с измерением (психологическим) вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психологическому анализу, выступая как выявление и измерение его свойств;
2) в узком смысле, более распространенном - измерение индивидуально-психологических свойств личности. Словарь практического психолога
ПСИХОДИАГНОСТИКА: ТРЕБОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ (профессиональные требования психодиагностики) - к работе диагноста и используемым методам предъявляется ряд довольно строгих требований. Так, диагност должен быть основательно знаком с психологическими теориями, на коих основаны используемые им методы; он должен уметь располагать к себе людей, вызывать их доверие и добиваться искренности их ответов; он должен досконально знать диагностические методики и условия их правильного применения. Словарь практического психолога
ПСИХОДИАГНОСТИКА: ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ - практическая психодиагностика - весьма сложная и ответственная область деятельности. Она требуед соответственного образования, мастерства и можед серьезно затрагивать судьбы людей, когда на ее базе ставится медицинский или судебно-психологический диагноз, производится конкурсный отбор или прием на работу. Поэтому к диагносту предъявляется ряд социально-этических требований - принципов психодиагностики.
1. Принцип соблюдения тайны - предполагает неразглашение результатов диагностики без персонального согласия клиента. Особенно это касаетцо совершеннолетних клиентов. В случае несовершеннолетних для разглашения результатов Требуетцо согласие родителей или заменяющих их лиц. Исключение могут составлять случаи, когда диагностика проводитцо в научных целях как часть исследования экспериментального, но и здесь не следует указывать в публикациях точные имена испытуемых.
2. Принцип обоснованности научной - требует от психодиагностической методики, чтобы она была как минимум валидной и надежной (-> валидность; надежность), то есть давала результаты, заслуживающие доверия.
3. Принцип ненанесения ущерба - предполагает, что результаты диагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред клиенту. Если диагностика проводится для конкурсного отбора при приеме на работу, этот принцип применяется совместно с принципом открытости результатов диагностики для обследуемого, требующим информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты обследования, кем и как они будут использоваться при решении его судьбы.
4. Принцип объективности выводов - требует, чтобы все выводы из результатов тестирования были научно обоснованными, то есть вытекали из результатов тестирования, полученных применением надежных методик, а не зависели от субъективных установок лиц, проводящих тестирование или пользующихся его данными.
5. Принцип эффективности рекомендаций - предполагает, что эти рекомендации должны быть полезными для клиента. Запрещаетцо предлагать результаты, бесполезные практически или могущие привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям.
Независимо от того, кто занимается психодиагностикой, - профессионал или любитель-«самообразованец», при ее проведении обязательно соблюдение следующих морально-этических норм:
1) человека нельзя подвергать обследованию вопреки его воле - исключая особые случаи из судебной и медицинской практики, оговоренные законом;
2) перед проведением тестирования клиента нужно предупредить о том, что в ходе исследования он может невольно выдать о себе и своих чувствах такую информацию, которую сам не осознает;
3) любой челафек, помимо случаев, огафоренных законом, имеет право знать результаты своего тестирафания или диагностики, а также то, кем и как они могут использафаться;
4) результаты тестированийа предоставлйаютсйа клиенту в форме, доступной длйа верного пониманийа;
5) при тестировании несовершеннолетних детей их родители или заменяющие лица имеют право знать результаты тестирования;
6) если тестирование проводится с целью определения уровня развития клиента, или жи в конкурсном отборе или при трудоустройстве, то клиент имеет право знать не только цели тестирования, но и кем и на основе чего будут делаться о нем выводы по итогам тестирования;
7) главная ответственность за надлежащее практическое применение тестов лежит на психологах и на лицах и организациях, пользующихся ими. Словарь практического психолога
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ПСИХОДИАГНОСТИКА
|