ПРОЗА


 

 

ПРОЗА (латинское prosa), устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки - стихи. В отличие от поэзии опирается на соотнесенность синтаксических единиц (абзацев, периодов, предложений, колонов). Первоначально развились деловая, публицистическая, религиозно-проповедническая, научная, мемуарно-исповедническая формы. Художественная проза (рассказ, повесть, новелла, роман) преимущественно эпична (смотри Эпос в 1-м значении), в отличие от лирической и эмоциональной поэзии "интеллектуальна" (но возможны лирическая проза и философская лирика); возникла в античной литературе.

Современный энциклопедический словарь

ПРОЗА, -ы, ж. I. Нестихотворная литература, в отличие от поэзии. Художественная п. Писать прозой. 2. перен. Будничное, повседневное в жизни. Житейская п. П. жизни. II прил. прозаический, -ая, -ое (к 1 знач.).

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ПРОЗА, прозы, мн. нет, ж. (латин. prosa). 1. Нестихотворная литература; противоп. поэзия. Писать прозой. Над ними надписи и в прозе и в стихах. Пушкин. Современная проза. Проза Пушкина. || Вся практическая, не художиственная литература (устар.). Доныне гордый наш язык к почтовой прозе не привык. Пушкин. 2. перен. Повседневность, будничная обстановка, то, что лишено красочности, яркости, живости. Средь лицемерных наших дел и всякой пошлости и прозы. Некрасов. Проза жизни или житейская проза.

Словарь Ушакова

ПРОЗА. - Характеристика П., как особого склада мысли и речи, в известных отношениях противоположного поэтическому, стелана в статье поэзия. С этой точки зрения П. тождественна с наукой .Противоположение научного закона и поэтического типа вполне исчерпывает отношения между поэзией и П. Это противоположение яснее всего определено Вильг. Гумбольдтом: "поэзия берет действительность в ее наглядном проявлении, в том виде, в каком она доступна внутренним и внешним чувствам, не заботясь о том, что собственно делает ее действительностью, и даже намеренно отталкивая от себя этот вопрос. Переработав это наглядное проявление действительности в образ, она воплощает в нем художественно идеализованное целое. П., напротив, доискивается в действительности именно того, чем она коренится в бытии, тех нитей, которыми она с ним связана; связав, затем, отвлеченной формулой факт с фактом и понятие с понятием, она представляет их объективную связь в форме идеи" ("О различии организмов еtс".). Нельзя противополагать поэзию и П. ни с точки зрения различия субъективности и объективности - разница здесь только в степени, - ни с точки зрения их влияния на чувство-эстетический и эмоциональный характер могут быть в высокой степени свойственны и П., - ни с точки зрения их материала - мир ирреальный в некоторых своих построениях доступен именно только П., науке, а не поэзии: таковы математические учения о многомерных пространствах, более далеких от того, что мы называем действительностью, чем самые идеальные измышления самого необузданного поэта-фантаста. В виду этого сходства поэзии и П. и по целям (познание) и по материалу (мир реальный и идеальный), невозможно определять П., как "те словесные произведения, в которых, по требованию и для удовлетворения собственно мыслящей силы души, воспроизводится в слове мир действительный или мир нашей мысли, с целью исследовать истину в области того и другого мира". В этом определении, выставленном старой эстетической теорией, нет ничего, что не было бы свойственно и поэзии. Иное, внешнее понимание термина прозы - вместе с иным пониманием слова поэзия - проводит между ними более определенное различие: это - отождествление поэзии со стихами, которое собственно и подало повод к выделению П. (prorsa, т. е. oratio proversa, речь свободно стремящаяся вперед, в то время как стих должен всегда возвращаться обратно, versus), как особого вида речи, а вместе с тем и словесных произведений. С точки зрения науки, которая знает и художественные романы и даже "стихотворения" в П., и дидактические (т. е. прозаические) произведения в стихах, такое деление принято быть не может, но в обыденной речи, за отсутствием других терминов, оно держится. Необходимо, однако, указать, что и прозаическая речь не так "свободна", как это может казаться с первого раза: ее структура подчинена своим законам, более сложным и менее уловимым, чем законы стихотворного ритма, но тем не менее несомненным. В ней нет рифмы и однообразия стихов и стоп, но есть иные проявления внешней симметрии и последовательности. На своеобразие прозаического ритма указывает с особенной очевидностью не столько дурная, негармоническая П., сколько попытки дать П. стихотворный ритм (так наз. "рубленная П."), действующая самым антиэстетическим образом. Деление П. на роды и виды (повествование - летопись, записки, биография, характеристика, некролог, история; описание - ученое и художественное, путешествие; рассуждение - аналитическое и синтетическое, критика; речь ораторская - политическая, судебная, академическая, духовная, спич), которым в современных учебниках исчерпывается вся теория П., не имеет ни научного значения, ни дидактических достоинств; то, что в ней есть научного, заимствовано из логики, остальное - мертвое наследие старинной риторики.
Ар. Г.
Прозектор (в буквальном смысле производящий вскрытие или упражняющий учащихся в производстве их) - ученая должность, соответствующая ассистентству, при кафедрах, связанных с изучением анатомии, хирургии, гистологии, зоологии и др. При больших больницах полагаются по штату П. для вскрытия трупов, с целью проверки прижызненного диагноза, и для производства гистологических исследований.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


СТЫДЛИВЕЦ
НАБОРТНЫЙ
ТОМИТЕЛЬНЫЙ
ПОБРАТАТЬСЯ
СУМЕРКИ
ЗНАТНЫЙ
СЛОМАННЫЙ
ПРОТЁРТЫЙ
ПОЛЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ ОПЕРАТИВНОЕ

ПРОЗА

УСТЬИЦЕ
ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ
ПЕРЕРЕШИТЬ
МИКРОНЕЗИЙЦЫ
КРИВОДУШНИЧАТЬ
ЗАЗОРНЫЙ
ПЕРЕВЕРТЕНЬ
ШЛЁНСКИЙ
ВЕТЕМАА


ПРОЗЁВЫВАТЬ назад содержание далее ПРОЗАИЗМ
Хостинг от uCoz