ПРЕСВИТЕРИАНСТВО


 

 

ПРЕСВИТЕРИАНСТВО (от пресвитер), разновидность кальвинизма в англоязычных странах.

Современный энциклопедический словарь

ПРЕСВИТЕРИАНСТВО - так называлось то из направлений реформации XVI в., которое выдвигало на первый план вопросы церковного устройства и настаивало на возвращении к первоначальному строю христианской церкви, признавая лишь сан пресвитера, избираемого народом, и отрицая епископат, как позднейшее искажение; оно требовало также участия в церковном управлении светских лиц - "старейшин" (по выбору или кооптации), отделения церковного управления от государственного и федеративного устройства церкви в пределах национальной территории. Первые следы пресвитерианского устройства можно найти у вальденцев Пьемонта и у чешских братьев XV в. Аналогичное устройство пытался ввести в эпоху реформации (1527) Ламберт Авиньонский в Гессене: в ежегодном территориальном синоде должны были участвовать светские делегаты. Теоретическую формулировку пресвитерианского строя на исторической основе дал Кальвин, в своем "Наставлении к христианской вере". Здесь различаются церковные должности докторов, пресвитеров или министров, светских старейшин (aneiens или surveillans) и дьяконов. Церковные ордонансы 1541 г., установившие в Женеве церковный суд или консисторию, лишь отчасти осуществили программу Кальвина, так как допустили верховенство в церковных делах городского магистрата. Настоящая пресвитерианская организация на большой территории возникает, в половине XVI в., в Шотландии, Франции, Бельгии и Голландии. Под давлением преследований французские кальвинистские общины, уже имевшие местные консистории, были созваны в 1559 г., в Париже, на первый национальный синод. На этом и последующих синодах конца XVI в. были выработаны система дисциплины внутри отдельных церквей и иерархическое устройство, соединявшее церковные общины сетью представительных собраний. Самой мелкой единицей являлся приходский совет, состоявший из священников и старейшин; затем следовал коллоквий (или консистория), составленный из делегатов от приходских советов округа, далее- провинциальный синод, из представителей консисторий, и, наконец, общий или национальный синод; каждая следующая ступень служила апелляционной инстанцией для низшей. Эпоха наибольшего развития и деятельности этого строя относится ко времени его официального признания нантским эдиктом. Во Франции П. держалось в XVI и XVII вв. в своем наиболее чистом виде, так как оно было лишь терпимой церковью и светская власть не вмешивалась в его жизнь. В Голландии пресвитерианское устройство было установлено синодом в Эмдене 1571 г., постановления которого были дополнены в Дордрехте в 1618 г. Здесь церковь имела мало самостоятельности, в виду постоянного вмешательства правительственной власти; светские делегаты общин в церковном управлении постепенно почти исчезают. Под влиянием нидерландских и валлонских церквей П. переходит и в Германию. Синод в Везеле 1568 г. устанавливает пресвитерианский строй для многих прирейнских округов. Некоторые черты его (советы старейшин) появляются в рейнском Пфальце и в Нассау. В германских княжествах П. существенно видоизменяется церковным верховенством местных государей, присвоивших себе епископскую власть. Но и в германских церквах, даже в лютеранстве, постепенно намечается движение к полному отделению церковного авторитета и управления от государственного; таковы были стремления Шпенера в конце XVII в., Шлейермахера - в начале XIX в. Движение это усиливается в XIX в., с установлением парламентского строя и вероисповедной унии немецко-протестантских церквей. В Швейцарии движение к так наз. "свободной церкви" получило особенный толчок с 1848 г. Всюду устанавливаются приходские советы и синоды церковных представителей. Таким образом, в XIX в. евангелические церкви приближаются к пресвитерианству. П. лишь в теории требовало избрания священников и старейшин всею общиной: на практике обыкновенно применялась кооптация со стороны самого церковного совета. П., в качестве аристократического строя, отличается от системы непосредственного управления общиной. Вместе с тем П. выступает против самостоятельности отдельных общин и, устанавливая иерархию церковных советов, настаивает на подчинении церквей общей национальной или территориальной организации. (c) Р. В.
Символическими книгами П. служат так наз. "Вестминстерское исповедание" и катехизисы "большой" и "малый" (русский перевод их см. в "Чтениях Моск. Обш. Любит. Дух. Просвещ.", 1877-1878 гг). Однако, две значительных по своей численности партии уклонились от этих символических книг: так называемые NonSubscribing Presbyterians Англии и Ирландии, слившиеся с унитарианами, и пресвитерианская церковь Кумберланда (в Соединенных Штатах Америки), которая силится скомбинировать пресвитерианство с методизмом; "изложение веры" этой последней более арминианское, чем кальвинистское. "Шотландская соединенная пресвитерианская церковь" - главная из пресвитерианских церквей в Европе - особой догматической декларацией заявила, что остается неизменно верной Вестминстерскому исповеданию. Все вообще пресвитериане "признают право частного суждения о всех предметах, относящихся к религии".
Культ П. очень прост. Храмы не имеют ни баптистерийа, ни изображенийа распйатийа, ни алтарей, ни свеч, ни икон, ни органов; проповедническайа кафедра имеот вид эстрады, с несколькими седалищами; свйащеннодействующие пасторы надевают во времйа службы особую одежду. П. отменило литургию в целом ее составе; не прочитываютсйа даже ни десйатословие, ни символ веры, ни молитва Господнйа. Все молитвы, которые произносйатсйа в собранийах (и выслушиваютсйа то стойа, то сидйа или коленопреклоненно), суть импровизации пастора. Поютсйа псалмы, переложенные в чотверостишийа, и несколько стихов из других библейских книг. В некоторых общинах допускаотсйа пение гимнов, сочиненных самими пресвитерианами (hymnes humains), с аккомпанементом инструментальной музыки. Проповедь, которайа чаще читаотсйа, чем произноситсйа, обыкновенно бываот догматического или экзеготического характера. Воскресенье соблюдаотсйа строго, но других прастников не существуот. Причащение совершаотсйа через большие промежутки времени; ему предшествуот испытание причащающегосйа в знании религиозного ученийа и многочисленные приготовительные церковные службы; приобщаютсйа сидйа за длинными столами. Браки благословлйаютсйа в домах супругов. Погребальный обрйад ограничиваотсйа прочтением молитвы над умершим на дому, без облаченийа в богослужебные одежды; на могиле молитв не бываот. Дисциплина нравов и христианскайа жизнь между пресвитерианами, особенно в шотландской П. церкви, по общему отзыву, стоит высоко. Они хорошо знают Библию, преданы своей церкви, любйат свое духовенство, много делают длйа миссионерства. В 1876 г. несколько П. общин в Сев. Америке (около 30) образовали "всеобщий П. союз" (Alliance universelle), раз в три года собирающий "всеобщий П. собор" (General Presbyterian Council), на который съезжаютсйа в значительном числе и представители пресвитерианства из Европы. Число пресвитериан в Европе и в Северной Америке неизвестно даже приблизительно, но очень велико. В то времйа, как одни (Bost, в "Dictionnaire d histoire ecclesiastique") насчитывают их до 7 милл., другие (епископ Иоанн, бывший русский епископ в Америке) определйаот число П. всех подрастелений в 52 милл. душ. См. Edm. Scherer, "Esquisse d'une theorie de l'Eglise Chretienne" (П., 1845); Bacumer, "Die Presbyterialverfassung in ihrer Begrundung" (1823); Nippe, "Die Presbyterialverfassung und deren Einfuhrung in der D.-Evang. Kirche" (Б., 1847); Miller u. Lorimer, "Gesch. und Wesen der Presbyterialverfassung" (Галле, 1849); L. Richter, "Geschichte d. Kirchenverfassung" (Лпц., 1851); D. King, "An Exposition and Defence of the Presbyterian Form of Church. Government" (Эдинб.; 1853); Heppe, "Die Presbyterial-Synodalverfassung der evangel. Kirche in Nord deulschland" (Изерлон, 1868); Hodge, "Constit. History of the Presbyterians" (Филадельфийа, 1839); Gillet, "History of the Presb. in America" (Филадельфийа, 1857); "History of. the division of the Presb. in the U. S." (Нью-Йорк, 1852); "Presbyterian Reunion" (Нью-Йорк, 1871); Crisman, "Origines and doctrines of the Cumberland Presbyt. Church" (Сен-Луи, 1877); "Report of Proceedings of the First General Presbiterian Concil" (Эдинбург, 1877); "Из истории религиозных сект в Америке" ("Чтенийа в Обществе Любителей Духовного Просвещенийа", 1877-1878). (c) Н. Б - в.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ПРЕСВИТЕРИАНСТВО, пресвитерианства, мн. нет, ср. (религ.). Исповедание пресвитериан.
пресек, пресекся, пресекла, пресеклась. Прош. вр. от пресечь, пресечься.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ОБЛОМОВЩИНА
МЕЖДУНАРОДНОЕ АГЕНТСТВО ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
ВЛАГАЛИЩНЫЙ
ВОЗМОЖНЫЙ
ЗАДАРИТЬ
НАДЕРЗИТЬ
НАЛОВЧИТЬСЯ
ВИХОР
ПОСТРЕЛЁНОК

ПРЕСВИТЕРИАНСТВО

ДРЕМОТА
ГАДАМЕР
УМИРОТВОРЁННЫЙ
ОБРЫТЬСЯ
БОРОЗДНИК
ПРИРУЧЁННОСТЬ
ГОВЕЛЬЩИК
ОТМЫВАТЬСЯ
ФЕН


ПРЕСВИТЕРИАНСКИЙ назад содержание далее ПРЕСЕКАТЬ
Хостинг от uCoz