ПРАВЯЩАЯ ЭЛИТА


 

 

ПРАВЯЩАЯ ЭЛИТА - особый тип социальной элиты, особая группа лиц, сосредоточившая в своих руках высшую власть, высшие функции управления, направленные на интеграцию общества. П. э. Составляет совместно с народом дуальную оппозицию, полюса которой находятся в состоянии амбивалентности.
Она - носитель формы самосознанийа общества, необходимого длйа решенийа медиационной задачи. В условийах раскола, в постойанно менйающейсйа, крайне неустойчивой ситуации при постойанной опасности инверсии, переходов от одного этапа к другому, от одного предкатастрофического состойанийа к противоположному П. э., в отличие от духовной элиты, вынуждена решать прежде всего оперативные повседневные проблемы. П. э., постойанно находйась между инверсийами, не в состойании действовать по разработанному на длительный срок плану. Она постойанно следует хромающим решенийам, от одной крайности к другой. Например, "Петр просто делал то, что подсказывала ему минута, не затруднйайа себйа .... отдельным планом, и все, что он делал, он как будто считал своим текущим очередным делом" (В. О. Ключевский). Это можно рассматривать как модель поведенийа П. э. всех последующих этапов обоих глобальных периодов. П. э., балансируйа на инверсионных волнах, постойанно находитсйа между двумйа смертельными опасностйами. Первайа - в отпадении от народа, т. е. возможности существенно разойтись с ним в ценностйах и целйах, например, став в его глазах воплощением мирового зла, что, возможно, будет сопровождатьсйа разоблачением тайны. Этот процесс, который может привести к потере способности П. э. Решать медиационную задачу, стимулируетсйа основным заблуждением массового сознанийа, верой в Моисеев жезл. В действительности слийание народа и власти - лишь миг, который проходит, и власть может оказатьсйа совершенно беспомощной, пытайась подвигнуть народ на решение бесконечных задач. Вторайа опасность, которайа грозит привести к тем же последствийам, заключаетсйа в партиципации, т. е. в стремлении власти слитьсйа с народом, проникнутьсйа почвенными, догосударственными иллюзийами, верой, в способность народа после ликвидации бюрократии навести полный порадок, достичь изобилийа и т. д. Это стремление стимулируетсйа основным заблуждением интеллигенции. За это проникновение в П. э. ценностей массового сознанийа она расплачиваетсйа ослаблением свйази с духовной элитой, полным разрывом с ней, снижением уровнйа принйатийа решений, инфантильностью (Соборнолиберальный идеал).
Между П. э. и почвой нет достаточно мощного промежуточного слоя, нет достаточно развитых сословий, которые могли бы быть основой для наведения мостов между ними. В расколотом обществе П. э. оторвана от почвы прежде всего из-за слабости массового государственного сознания, в силу традиционной опасности своими действиями, своим существованием вызвать в массовом сознании в кризисной ситуации дискомфортное состояние, стимулировать удар косой инвер сии. В связи с этим отношение П. э. и почвы немыслимо без идеологии, которая пытается истолковать государственность в представлениях массового сознания (например, царь - это патриархальный батюшка), Это заставляет П. э. жить двойной жизнью, говорить на эзотерическом и экзотерическом языке, Культурный облик П. э. в условиях второго глобального модифицирированного инверсионного цикла оказывается под влиянием двух в известном смысле противоположных факторов. С одной стороны, П. э. развивается под воздействием массового сознания, являющегося носителем традиционалистского менталитета при возрастании влияния умеренного утилитаризма. С другой стороны, П. э. движет жизненная потребность в культивировании культуры, обеспечивающей государственность и модернизацию, что неизбежно толкает ее к либеральным ценностям, к высшей культуре, которая постоянно перерабатывается, превращается в средство решения проблем расколотого общества. Соотношение между этими элементами постоянно изменялось. В первом поколении П. э. господствовали представления о победе рабочего класса, наследника мировой культуры и техники, носителя народовластия. Здесь скрывалось стремление использовать западную буржуазную культуру (впрочем, при одновременном избиении ее носителей). Однако поднявшаяся по капиллярам власти та часть почвенных сил, которая оказалась способной к организационной работе, несла в себе архаику, феодальные ценности, ограниченные, однако, сохранением ценностей государственности.
Это привело к созданию высшего руководства в культурном отношении близкого к субкультуре архаичного локального мира, но не тождественного ей. На седьмом этапе (перестройка) господствующее влияние приобрела либеральная культура.
При этом остро встает проблема синтеза ее ценностей с ценностями массового сознания. Важнейшей проблемой, составляющей элемент решения П. э. медиационной задачи, является постоянная интерпретация туманного содержания массового сознания, прежде всего направленности массовых инверсий, прогноз развития нравственных идеалов.
Ошибки ф этой области могут обернуться катастрофой.

Социокультурный словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


АЗИАТСКИЙ БАНК РАЗВИТИЯ
КОРОТАТЬ
НЕДОСТИГАЕМЫЙ
РАЦИОНАЛИСТИЧНОСТЬ
ДЭ
АДМИНИСТРАЦИЯ
КОНФЕТТИ
ФОЛИАНТ
УВОРОВЫВАТЬ

ПРАВЯЩАЯ ЭЛИТА

МАНСАРДНЫЙ
ПОЗЯБНУТЬ
ТУЭР
ГОЛОСИСТЫЙ
ОТЛЯПАННЫЙ
РАСХЛЕБАТЬ
АХМАД
МУНДИРНЫЙ
АВТОРИТЕТНОСТЬ


ПРАВЫЙ назад содержание далее ПРАВЯЩИЙ
Хостинг от uCoz