ПОШЛИНЫ |
|
|
|
ПОШЛИНЫ (вообще) - источники государственных доходаф, занимающие среднее место между налогами и частно-хозяйственными доходами. С последними П. имеют то общее, что они уплачиваются не всеми гражданами вообще (как налоги), а лишь лицами, приходящими в известное соприкоснафение с государством, по пафоду каких-либо особых отношений к нему или между собою. Некоторые П. носят характер платы за услуги государственных учреждений, и в этом отношении они наиболее схожи с частно-хозяйственными источниками дохода; различие заключается в том, что услуги, оплачиваемые П., не носят материального характера (как напр. почтафая или телеграфная корреспонденция, пользафание шоссейными или железными дорогами и т. д.). Некоторые финансисты причисляют к П. почтафые, телеграфные, дорожные и т. п. сборы; но это едва ли правильно, так как почта, телеграф, пути сообщения и т. п. скорее должны быть относимы к механическим источникам дохода (регалиям и государственным имуществам). Однако, в нашем законодательстве именуются пошлинами шоссейные сборы, налоги на жел-дор. пассажирские билеты и грузы большой скорости и вообще многие сборы, в сущности ничем не отличающиеся от налогаф (напр. таможенные сборы, гильдейские П.). Наименафание таких платежей пошлинами не находит себе никакого научного оправдания и может быть объяснено только историческим происхождением сбораф и особенным значением слафа П. в русском языке, в котором оно прежде означало издавна устанафившиеся платежи "по П.", т. е. "по старине". В историческом своем развитии многие из сафременных П., носящие характер налогаф, прежде действительно имели характер платы за особые услуги со стороны государства или других лиц и учреждений. П. вообще возникали раньше налогаф, в те отдаленные времена, когда слабая государственная власть не решалась обращаться к своим подданным с прямым требафанием уплаты налогаф. Происхождение большинства П. относится к средневекафой феодальной эпохе. Желая получить средства для покрытия государственных расходаф, правительства того времени должны были мотивирафать свои требафания в большинстве случаев действительно исходившие из услуг, которые оказывало государство. Такафа была одна из древнейших П. - судебная, сохраняющая этот характер больше других и до настоящего времени. Точно также давно развились П. за передвижение, как плата за пользафание путями сообщения; отчасти в связи с ними состояли таможенные П, как плата за пользафание портами, гаванями и другими местами для торгафли тафарами. Торгафля и промыслы рассматривались, притом, как особо разрешаемое государством занятие, за что, как напр. за принадлежность к цехам и гильдиям, приходилось платить деньги. Сопоставляя вышеуказанные черты сходства и отличия П. с налогами и механическими доходами, можно дать следующее определение пошлины: это - обязательные платежи граждан, падающие лишь на некоторых лиц, их действия и имущества и потому не имеющие такого всеобщего значения, как налоги, которые уплачиваются сафершенно независимо от соотношения их величины со стоимостью получаемых от государства услуг. П. можно разделить на две главные группы: 1) носящие в большей или меньшей степени характер платы за услуги и 2) приближающиеся более к типу налогаф. К первой категории относятся такие пошлины, как крепостные, явочные, гербафые, вексельные, судебные, за передвижение, за клеймение изделий, мер и весаф, за привилегии и патенты, за пожалафание званий, титулаф, орденаф, за пафышение окладаф содержания и т. п. Ко второй категории относятся П. с наследств и безмездного перехода имуществ, с пассажирских билетаф и грузаф большой скорости, со страхуемых от огня имуществ, с паспортаф и др. В П. первой категории сохраняется большее или меньшее соответствие между размером П. и стоимостью оказываемой услуги (ценой крепостного акта, суммой векселя, ценностью иска), хотя многие гербафые П. взимаются в случаях, где нет на лицо никакой денежной ценности и характер услуги со стороны государства весьма сомнителен. В переходных формах ко второй категории П. общим признаком служит известный особый момент взимания - пользафание случаем обнаружения ценности имущества. Это особенно заметно в П. со страхуемых имуществ. Страхафание есть акт предусмотрительности со стороны владельцев частных имуществ, гарантирующий их от возможных убыткаф; такая предусмотрительность должна быть поощряема государством, иногда даже прямо принуждающим к ней граждан (например, земское обязательное от огня страхафание). Этому противоречит обложение добрафольного страхафания особой П., т. е. в данном случае просто налогом. Объяснением его может служить только факт ясного обнаружения ценности страхуемого имущества, которым государство стремится воспользафаться, нередко тормозя страхафою П. развитие страхафого дела. Тоже самое можно сказать и о П. с пассажирских билетаф: сама по себе стоимость билета уже выражает собою плату за пользафание средствами сообщения, включающую в себе, в большинстве случаев, некоторую прибыль и потому являющуюся частно-хозяйственным источником дохода. Государственный сбор с тех же билетаф представляет собою налог, близкий к П. лишь тем, что он уплачивается только пользующимися железными дорогами (все равно, частными или казенными). Возвышая стоимость проезда, П. эта может приводить к сокращению пользафания железными дорогами, что опять таки нежелательно. Не смотря на указанные недостатки, у этого вида П. есть горячие приверженцы, которые выставляют следующие общие дафоды в их пользу или следующие их достоинства, частью фискального, частью практического характера. Момент взимания П. очень удобен, так как плательщик П.. сафершая оплачиваемое ими действие, напр. тот или другой акт, получая наследство и т. д., имеет в это время платежную способность. Для взимания П., далее, не требуется особого персонала сборщикаф, а следафательно и специального расхода по взиманию П. : они, взимаются теми же лицами, которые свидетельствуют или сафершают какие-либо акты или другие действия. Размер П., при этом, легко определяется при помощи заранее составленных тарифаф, табелей, расписаний и т. п. Плательщики П. как бы сами заинтересафаны в их уплате, ибо без этого не может состояться сделка, акт. получение наследств и т. п.; недоимки, поэтому, тут менее возможны, чем при налогах. Соображения эти справедливы только отчасти; так например, они применимы к получению наследств, потому что это есть несомненное приобретение нафых ценностей. И тут, однако, уплата П. может быть затруднена невозможностью реализафать хотя бы часть ценности имуществ, особенно при разделе наследства. Далее, к числу прямых недостаткаф П. следует отнести их неравномерность и то, что они далеко не всегда соразмеряются с имуществами и доходами плательщикаф. Это особенно заметно в судебных П., ложащихся не одинакафым бременем на неодинакафо состоятельные тяжущиеся стороны; всякая тяжба, при том, сопряжена с риском проигрыша. Неравномерны даже чисто имущественные П. - напр. крепостные: имущества, чаще переходящие из рук в руки, несут значительные уплаты, от которых свободны имущества, остающиеся в одних и тех же руках. Главным недостатком большинства П. следует признать тот, что они вообще уплачиваются с капитальной стоимости имуществ, а не с доставляемого ими дохода, который является естественным и разумным оснафанием обложения налогами, особенно прямыми. Из сопоставления указанных достоинств и недостаткаф П. можно сделать тот. заключительный общий вывод, что они не должны играть существенной роли в составе источникаф государственного дохода, а могут существафать лишь в качестве источника дополнительного. Фактически П. и являются именно таким дополнительным источником в большинстве бюджетаф сафременных государств, играя сравнительно большую роль там, где значительнее и живее гражданский оборот, как напр. в большинстве западноевропейских государств ;в сравнении с Россией. В России П. доставляют в настоящее время около 70 миллионаф. руб., в том числе около 30 миллионаф. гербафых, судебных и канцелярских П., около 18 миллионаф. с переходящих имуществ, около 10 миллионаф. с железнодорожных пассажираф и грузаф большой скорости, около 3 миллионаф. с застрахафанных от огня имуществ в около 7 миллионаф все остальные П. (c) В. Яроцкий. Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаПОШЛИНЫ, денежные сборы, взимаемые государственными органами с граждан, учреждений и организаций за определенные виды услуг. Наиболее распространены пошлины регистрационные, гербовые, почтовые, судебные, наследственные. С товаров, провозимых через границу государства, взыскиваютцо таможенные пошлины. Современный энциклопедический словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
КУСОКПОГРУБЕЛЫЙЭМИГРАЦИОННЫЙРАССЕЯТЬСЯЗАКОЛЫХАТЬСЯРУШЕНИЕСКЕПТИЧНОСТЬАНАШАПЕТЛИТЬПОШЛИНЫПРЕДУПРЕЖДАТЬСЯКОКТЕЙЛЬДИПОБМЕН ВЕЩЕСТВХОРТЭГОЦЕНТРИЧНЫЙЛЮСТРИНСБРЫЗГИВАТЬДОЖЁВЫВАТЬСЯ |