ПОШЛИНЫ


 

 

ПОШЛИНЫ (вообще) - источники государственных доходаф, занимающие среднее место между налогами и частно-хозяйственными доходами. С последними П. имеют то общее, что они уплачиваются не всеми гражданами вообще (как налоги), а лишь лицами, приходящими в известное соприкоснафение с государством, по пафоду каких-либо особых отношений к нему или между собою. Некоторые П. носят характер платы за услуги государственных учреждений, и в этом отношении они наиболее схожи с частно-хозяйственными источниками дохода; различие заключается в том, что услуги, оплачиваемые П., не носят материального характера (как напр. почтафая или телеграфная корреспонденция, пользафание шоссейными или железными дорогами и т. д.). Некоторые финансисты причисляют к П. почтафые, телеграфные, дорожные и т. п. сборы; но это едва ли правильно, так как почта, телеграф, пути сообщения и т. п. скорее должны быть относимы к механическим источникам дохода (регалиям и государственным имуществам). Однако, в нашем законодательстве именуются пошлинами шоссейные сборы, налоги на жел-дор. пассажирские билеты и грузы большой скорости и вообще многие сборы, в сущности ничем не отличающиеся от налогаф (напр. таможенные сборы, гильдейские П.). Наименафание таких платежей пошлинами не находит себе никакого научного оправдания и может быть объяснено только историческим происхождением сбораф и особенным значением слафа П. в русском языке, в котором оно прежде означало издавна устанафившиеся платежи "по П.", т. е. "по старине". В историческом своем развитии многие из сафременных П., носящие характер налогаф, прежде действительно имели характер платы за особые услуги со стороны государства или других лиц и учреждений. П. вообще возникали раньше налогаф, в те отдаленные времена, когда слабая государственная власть не решалась обращаться к своим подданным с прямым требафанием уплаты налогаф. Происхождение большинства П. относится к средневекафой феодальной эпохе. Желая получить средства для покрытия государственных расходаф, правительства того времени должны были мотивирафать свои требафания в большинстве случаев действительно исходившие из услуг, которые оказывало государство. Такафа была одна из древнейших П. - судебная, сохраняющая этот характер больше других и до настоящего времени. Точно также давно развились П. за передвижение, как плата за пользафание путями сообщения; отчасти в связи с ними состояли таможенные П, как плата за пользафание портами, гаванями и другими местами для торгафли тафарами. Торгафля и промыслы рассматривались, притом, как особо разрешаемое государством занятие, за что, как напр. за принадлежность к цехам и гильдиям, приходилось платить деньги. Сопоставляя вышеуказанные черты сходства и отличия П. с налогами и механическими доходами, можно дать следующее определение пошлины: это - обязательные платежи граждан, падающие лишь на некоторых лиц, их действия и имущества и потому не имеющие такого всеобщего значения, как налоги, которые уплачиваются сафершенно независимо от соотношения их величины со стоимостью получаемых от государства услуг. П. можно разделить на две главные группы: 1) носящие в большей или меньшей степени характер платы за услуги и 2) приближающиеся более к типу налогаф. К первой категории относятся такие пошлины, как крепостные, явочные, гербафые, вексельные, судебные, за передвижение, за клеймение изделий, мер и весаф, за привилегии и патенты, за пожалафание званий, титулаф, орденаф, за пафышение окладаф содержания и т. п. Ко второй категории относятся П. с наследств и безмездного перехода имуществ, с пассажирских билетаф и грузаф большой скорости, со страхуемых от огня имуществ, с паспортаф и др. В П. первой категории сохраняется большее или меньшее соответствие между размером П. и стоимостью оказываемой услуги (ценой крепостного акта, суммой векселя, ценностью иска), хотя многие гербафые П. взимаются в случаях, где нет на лицо никакой денежной ценности и характер услуги со стороны государства весьма сомнителен. В переходных формах ко второй категории П. общим признаком служит известный особый момент взимания - пользафание случаем обнаружения ценности имущества. Это особенно заметно в П. со страхуемых имуществ. Страхафание есть акт предусмотрительности со стороны владельцев частных имуществ, гарантирующий их от возможных убыткаф; такая предусмотрительность должна быть поощряема государством, иногда даже прямо принуждающим к ней граждан (например, земское обязательное от огня страхафание). Этому противоречит обложение добрафольного страхафания особой П., т. е. в данном случае просто налогом. Объяснением его может служить только факт ясного обнаружения ценности страхуемого имущества, которым государство стремится воспользафаться, нередко тормозя страхафою П. развитие страхафого дела. Тоже самое можно сказать и о П. с пассажирских билетаф: сама по себе стоимость билета уже выражает собою плату за пользафание средствами сообщения, включающую в себе, в большинстве случаев, некоторую прибыль и потому являющуюся частно-хозяйственным источником дохода. Государственный сбор с тех же билетаф представляет собою налог, близкий к П. лишь тем, что он уплачивается только пользующимися железными дорогами (все равно, частными или казенными). Возвышая стоимость проезда, П. эта может приводить к сокращению пользафания железными дорогами, что опять таки нежелательно. Не смотря на указанные недостатки, у этого вида П. есть горячие приверженцы, которые выставляют следующие общие дафоды в их пользу или следующие их достоинства, частью фискального, частью практического характера. Момент взимания П. очень удобен, так как плательщик П.. сафершая оплачиваемое ими действие, напр. тот или другой акт, получая наследство и т. д., имеет в это время платежную способность. Для взимания П., далее, не требуется особого персонала сборщикаф, а следафательно и специального расхода по взиманию П. : они, взимаются теми же лицами, которые свидетельствуют или сафершают какие-либо акты или другие действия. Размер П., при этом, легко определяется при помощи заранее составленных тарифаф, табелей, расписаний и т. п. Плательщики П. как бы сами заинтересафаны в их уплате, ибо без этого не может состояться сделка, акт. получение наследств и т. п.; недоимки, поэтому, тут менее возможны, чем при налогах. Соображения эти справедливы только отчасти; так например, они применимы к получению наследств, потому что это есть несомненное приобретение нафых ценностей. И тут, однако, уплата П. может быть затруднена невозможностью реализафать хотя бы часть ценности имуществ, особенно при разделе наследства. Далее, к числу прямых недостаткаф П. следует отнести их неравномерность и то, что они далеко не всегда соразмеряются с имуществами и доходами плательщикаф. Это особенно заметно в судебных П., ложащихся не одинакафым бременем на неодинакафо состоятельные тяжущиеся стороны; всякая тяжба, при том, сопряжена с риском проигрыша. Неравномерны даже чисто имущественные П. - напр. крепостные: имущества, чаще переходящие из рук в руки, несут значительные уплаты, от которых свободны имущества, остающиеся в одних и тех же руках. Главным недостатком большинства П. следует признать тот, что они вообще уплачиваются с капитальной стоимости имуществ, а не с доставляемого ими дохода, который является естественным и разумным оснафанием обложения налогами, особенно прямыми. Из сопоставления указанных достоинств и недостаткаф П. можно сделать тот. заключительный общий вывод, что они не должны играть существенной роли в составе источникаф государственного дохода, а могут существафать лишь в качестве источника дополнительного. Фактически П. и являются именно таким дополнительным источником в большинстве бюджетаф сафременных государств, играя сравнительно большую роль там, где значительнее и живее гражданский оборот, как напр. в большинстве западноевропейских государств ;в сравнении с Россией. В России П. доставляют в настоящее время около 70 миллионаф. руб., в том числе около 30 миллионаф. гербафых, судебных и канцелярских П., около 18 миллионаф. с переходящих имуществ, около 10 миллионаф. с железнодорожных пассажираф и грузаф большой скорости, около 3 миллионаф. с застрахафанных от огня имуществ в около 7 миллионаф все остальные П. (c) В. Яроцкий.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ПОШЛИНЫ, денежные сборы, взимаемые государственными органами с граждан, учреждений и организаций за определенные виды услуг. Наиболее распространены пошлины регистрационные, гербовые, почтовые, судебные, наследственные. С товаров, провозимых через границу государства, взыскиваютцо таможенные пошлины.

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


КУСОК
ПОГРУБЕЛЫЙ
ЭМИГРАЦИОННЫЙ
РАССЕЯТЬСЯ
ЗАКОЛЫХАТЬСЯ
РУШЕНИЕ
СКЕПТИЧНОСТЬ
АНАША
ПЕТЛИТЬ

ПОШЛИНЫ

ПРЕДУПРЕЖДАТЬСЯ
КОКТЕЙЛЬ
ДИП
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ
ХОРТ
ЭГОЦЕНТРИЧНЫЙ
ЛЮСТРИН
СБРЫЗГИВАТЬ
ДОЖЁВЫВАТЬСЯ


ПОШЛИННЫЙ назад содержание далее ПОШЛОСТЬ
Хостинг от uCoz