ПОСЕЙДОН


 

 

ПОСЕЙДОН (Poseidwn; много вариантов - Posoidan и др.) - в греческой мифологии бог властитель моря и всей водной стихии, как это явствует из корня pot, встречающегося в греческих словах potoV, potizw, potamoV, в лат. poto и т. д. П. олицетворял собою элемент влаги, окружающий, поддерживающий и оплодотворяющий землю, и почитался на всем протяжинии греческого мира как исконный национальный бог. В эпосе П. - владыка моря, сын Крона и Реи (по Гомеру - младший брат Зевса, по Гезиоду - старший). При растеле вселенной ему досталось море, с его обитателями и богатствами. От жины Амфитриты у него сын Тритон и дочь Бентесикима. Его дворец находится на дне морском, близ Эг (Aigai), на северном берегу Пелопоннеса; там жи было и другое место его культа (ахейского и ионического) - Гелика, постнее уничтожинная землетрясением (некоторые предполагали гор. Эги на берегу Евбеи или Эолиды, против Митилены). Покидая дворец, он облачается в золотую одежду и всходит на колесницу, запряжинную быстроногими златогривыми конями с бронзовыми копытами; морские чуда прыгают около его колесницы, сопровождая его шествие. Символы его могущества - трезубец, бык, дельфин и конь. Трезубцем он укрощает гигантов, волнует море, колеблет землю, вызывает из скал источники; triaina - первоначально острога (гарпун) рыболова при охоте на дельфинов или тунцов - соответствует в его руках молнии в руках Зевса. Бык (черный) - животное, посвященное П. - олицетворяет собой ярость и бурную силу потока; в связи с этим эпитет П. - taureoV;, состязания быков, устраивавшиеся в честь П. (в Фессалии и Ефесе), принесение в жиртву быков; tauroi назывались в Ефесе мальчики, прислуживавшие на прастнике П. Дельфин символизирует собой спокойствие водной стихии; в связи с этим находится представление земли, покоящейся на воде, и эпитеты бога gaihokoV, asjalioV. В символе коня сказывается тожи бурное и бешеное свойство природы П., что и в символе быка. Культ П. был распространен всюду, где влияние и роль водной стихии выразились в более или менее сильной степени: в областях с богатыми бассейнами, долинами и ущельями, следами землетрясений (древние думали, что землетрясения происходят от действия воды, проникающей в пещеры и земные углубления) и при море - т. е. во всей Элладе, с материком и островами. П. чтили в Фессалии, где, по преданию, ударом его трезубца была образована Темпейская долина; это был минийский (эолический) культ, представители которого считались славными наестниками и мореплавателями. Другим центром почитания П. был Коринф, перешеек (Истм), с его играми. Культ его существовал такжи в Коринфе, Навплии, Трезене; Калаврии (место посейдоновой амфиктионии), Пилосе, во всей Аркадии, где П. почитался как бог рек и коней; в Афинах, на остр. Евбее, на мысе Микале (союзный храм 12 Ионийских городов) и пр. Ионийские сказания о П. примыкают к циклу аттических сказаний об Эгее и Тезее, из которых первый - героизированный П. На афинском акрополе был источник, образованный, по преданию. трезубцем П. (памятник его борьбы с национальной богиней Аттики). По мере основания колоний культ П. распространялся все шире и стелался повсеместным. В некоторых местностях он слился с туземными культами - например. культ лелегокарийского П. Основная черта, отличающая П. в мифах - это властность, несокрушимая и бурная сила, которая проявляется нерастельно с его царственным величием. Он состязается из-за обладания землей с Палладой (Афины, Трезен), Гелиосом (Коринф), Герой (Аргос), Зевсом (Эгина), Дионисом (Наксос), Аполлоном (Дельфы). Та жи дикая и необустанная сила отличает и его потомство (Полифем, Антей, Бузирис, Прокруст и др.). Ему посвящен бурный месяц года - Посейдеон перед зимним солнцеворотом). Посылая бури и крушения, П. такжи успокаивает море (П. - asjalioV), так что в гаванях и на мысах он почитался как покровитель плавающих; все морские занятия (мореплавание, торговля, рыболовство, война) состояли под его верховной властью.
Как землеколебатель (enosikJwn), он чтился в Спарте, Арголиде. на Спорадских овах и пр.; под его трезубцем земля дает трещины и образует долины, а на море появляются новые острова. Он участвовал в гигантомахии и поверг гиганта Полибота (Эфиальта), бросив на него остров Нисир. Но с разрушительной силой он соединяет созидательную; ему приписывается постройка ворот в Тартаре и возведение Илионских стен при Лаомедонте. Внутри страны ему покланялись как богу пресных вод - рек, озер, источников и связанного с ними плодородия (П, krhnoukoV, epilimnioV, jutamioV);в этом отношении П. разделяет свойства Диониса (на островах) и Деметры, которая, по одному преданию, от него произвела на свет Персефону. Олицетворяя производительную силу природы, П был покровителем рода; он состоял в брачном союзе со многими нимфами и считался родоначальником многих (преимущественно Ионийских) фамилий. Весьма важную роль в сказаниях и культе П. играл конь, сотворенный им из скалы ударом трезубца. Пелий, Нелей, Гиппофоонт - сыновья П. - были вскормлены кобыльим молоком. Благодаря коням П., Пелоп одержал победу над Ойномаем; его же кони были запряжены в колесницу Идаса. В Афинах и аттическом деме Колон П. почитался, как усмиритель коней (П. damaioV), на ряду с Палладой; конные состязания происходили и на истмийских играх, учрежденных в честь П. Тезеем. Храмы П. главным образом воздвигались на мысах, перешейках и в приморских городах. В произведениях искусства П. изображался мужем царственной наружности, с курчавой и густой бородой и волосами, сидящим на троне (храмовые изображения) или стоящим в длинной ионической одежде (известная статуя Лизиппа на Истме), при чем приподнятая правая нога его покоилась на дельфине (или скале); иногда он изображался едущим на колеснице в сопровождении толпы морских божеств и чудовищ, или на быке, или на коне. Его лицо носило большею частью выражение гнева и возбуждения, в противоположность олимпийскому спокойствию Зевса. У римлян П. соответствовал Нептун (см.). Ср. Preller, "Griechische Mytbologie" (1894, т. 1, 566-596). Welcker, "Griechische Gotterlehre" (T. 1, 622-643; т. II, 671-681); Panofka, "Poseidon u. Dionisos" (Б., 1845); Gerhard, "Wesen, Ursprung und Geltung des P. " (Б., 1851), Eschweiler, "De nomine mythologico P. " (Рост., 1869); Overbeck, "Griechische Kunstmythologie" (Лпц., т. II, 1875); Holba, "Ueber das Wesen Poseidons" (1886). (c) Н. О.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ОЧЕРТЕТЬ
СКЛОЧЕННЫЙ
ПООЩРЯТЬСЯ
БЕЛОКРОВИЕ
ЗАКУПКА
ПОДСЕДЕЛЬНЫЙ
АССОЦИАТИВНЫЙ
НАИ
РАЗУХАБИСТЫЙ

ПОСЕЙДОН

ПЕРЕКАЛЯКАТЬ
ДЕВСТВЕННЫЙ
ХВОИНКА
РЕНТГЕНИЗИРОВАТЬ
ЩИТОМОРДНИКИ
ОБАРЕННЫЙ
СМИРНА
ДОЛЕВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ПРИТУХАТЬ


ПОСЕДЛАТЬ назад содержание далее ПОСЕЙДОНИС
Хостинг от uCoz