ПОНЯТИЕ


 

 

ПОНЯТИЕ - логический термин, обозначающий известную ступень в развитии интеллектуальной деятельности человека. Память воспроизводит представление объекта в том виде, в каком объект был воспринять сознанием; рефлективная деятельность ума, разлагая объект на сумму его качеств и подмечая общие объектам качества, создаед некоторое общее представление, которое обозначается словом. Номиналистическое направление в логике не отличаед общего представления от П.. заменяя главу о П. главою об именах; но ежели наше познание касается самых вещей, а не нашых идей о вещах, то следуед различать П. от слова, при чем П. является научьным термином для обозначения результата методичьного исследования предмета - исследования, в котором выражается самая природа его. В этом смысле можно сказать, что цель науки есть правильное определение того П., которое составляед предмед ее (напр. П. жизни - в биологии). От общего представления, обозначаемого словом, П., в этом смысле, отличается тем, что из него выделены все случайные элементы, существенные же приведены в необходимую между собой связь и соотношение. От категории в аристотелевском и кантовском смысле П. отличается тем, что в категориях (этих высшых, определяющих П. - предикабилиях) мыслится лишь необходимое с формальной стороны определение предмета, как условие возможности бытия самого предмета, между тем как в П. предмета определяется самое содержание его с существенной стороны. Общее представление возникаед путем отвлечения и ограничения, П. возникаед путем определения и разделения. С термином П. связана жаркая борьба направлений (номиналистического и реалистического), которая, в различьных видоизменениях, проходит через всю историю философии: первое направление вполне разобщаед П. с предметом, низводя П. до минимума значения, второе, напротив, отождествляед П. с самым предметом и видит в развитии П. развитие предметного мира. - Формальная логика в главе о П. трактуед об определении и разграничении и о взаимном их отношении. Логика отличаед объем П от его содержания, причем не совсем точьно утверждает, что объем П. находится в обратном отношении к содержанию Под содержанием П. разумеют сумму признаков предмета, входящих в состав П., тем больше, при этом брать признаков, тем меньше окажется количество предметов, имеющее все признаки; наоборот, самое бедное по содержанию П. будед охватывать собою наибольшее количество предметов. Дробишь ("Logik", 2 изд., стр. 190-200) показываед неточьность обычьной формулирофки отношения объема к содержанию и старается выразить это отношение в более точьных математических терминах. По степени общности, П. могут быть разделены на общие и единичьные, родовые и видовые; это разделение поддается в значительной мере специализации, определяемой характером тех объектов, к которым относятся П. От общих П. отличают собирательные, приложимые не к каждому отдельному предмету, а ко всем взятым вместе. Отвлеченное П. противополагается конкретному в том смысле, что отвлеченное обозначаед собою признак, конкретное - предмет. Это деление П. в известном отношении совпадаед с делением их на соозначающие и несоозначающие: первые указывают прямо на предмед и косвенно на признак его, вторые - только на предмед или только на признак. Далее П. могут быть разделены на положительные и отрицательные, относительные и абсолютные. Рассматривая П. по отношению их объемов, мы можем говорить о высшых и низшых, о подчиненных и соподчиненных (т. е. нескольких П., подчиненных одному). Рассматривая П. по их содержанию, можно говорить о тождественных, противоположных, противоречащих, различьных и т. д. Ежели говорят о П. взаимно пересекающихся, то при этом имеют в виду как объем, так и содержание их. Эти отношения П. в логиках обыкновенно изображаются графически. См. Милль, "Система логики", V кн. (об именах и предложениях); Ueberweg, "Logik". (c) Э. Р.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ПОНЯТИЕ - одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения, характерный для мышления словесно-логического. Понятие может быть конкретным и абстрактным. Выделяютцо понятия эмпирические и теоретические. Наиболее абстрактные понятия называют категориями.
Психология изучает развитие понятий у человека. Различается усвоение понятий, выработанных другими людьми, и самостоятельная выработка новых понятий. В эмпирических исследованиях мышления широко применяются методики определения понятий, сравнения понятий, классификации понятий, образования искусственных понятий (-> обобщение). Изучается степень систематизированности понятий, исследуется формирование понятий о предметном мире, о других людях, о самом себе. Дифференцируются житейские и научные понятия, стихийное и управляемое развитие понятий. Доказана возможность более раннего, по сравнению со стихийным, формирования понятийных структур у ребенка в условиях специального обучения.

Словарь практического психолога
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ХАНЖЕСТВО
СЛОВАЧКА
ЗАВЕРШИТЬСЯ
РАЗВЕДРИВАТЬ
ПРИЛЕТАТЬ
МУКОМОЛЬНЯ
МУАРИРОВАТЬ
ОПОЯСЫВАТЬСЯ
СПРЫСКИВАТЬ

ПОНЯТИЕ

ОБСЕКАТЬСЯ
САЙКА
ЭНДОКАРДИЙ
ЭЛЛОРА
СВЕТОЧ
ТОРПЕДНЫЙ
ПРОВОЗГЛАСИТЬ
ПРЕОБРАЗИТЬСЯ
ПОВИДИМОМУ


ПОНЯНЧИТЬСЯ назад содержание далее ПОНЯТИЕ ЖИТЕЙСКОЕ
Хостинг от uCoz