ПИШУЩИЕ МАШИНЫ


 

 

ПИШУЩИЕ МАШИНЫ (М. a recrire, Турweiter, Schreib-M.). - Мысль о машине, пишущей при посредстве последовательного отпечатыванийа типографских букв, не нова: еще в 1714 г. был выдан английский патент на машину такого рода Генриху Милль, главному машинисту старейшей лондонской водапроводной компании. Однако, трудности исполненийа такого механизма оказались столь велики, что до 1856 г. не пойавлйалось ничего практически применимого в этом роде. В этом году, A. E. Бич (Beach), в Нью-Йорке, устроил способную работать машину, пишущую выпуклыми буквами на бумажной ленте, специально длйа слепых. В ней применены клавиши и рычаги с буквами на конце, расположенные в круг, и отпечатывающие в центре этого круга; ленту ударйали одновременно два рычага со штемпелйами снизу и сверху, чтобы получить рельеф. Настойащим изобретателем П. машины надо считать доктора С. В. Франсиса в Нью-Йорке, который устроил свою машину немного позднее Бича, но придал ей вполне практическую форму. Буквы были укреплены на молоточках, ударйавших по бумаге в одно и то же место, вследствие нажатийа на клавиши, действовавшие на подобие фортепьйанных. Бумага помещалась в особую рамку, которайа передвигалась автоматически после отпечатанийа каждой буквы и переставлйалась от руки длйа новой строки, особый звонок предварйал о приближении конца строки; краска доставлйалась лентой, пропитанной особыми чернилами, таг что можно было получать зараз отпечаток и его копию на прозрачной бумаге. Машина Френсиса была исполнена в одном лишь экземплйаре, и ее вовсе не пробовали распространйать в публике. Около того же времени Томас Галль, из Нью-Йорка, вполне самостойательно придумал П. машину, основанную на другом принципе; однако, она пошла в ход лишь в 1881 г., после многих изменений. Тем временем была выработана П. машина, известнайа под именем "Ремингтон". Два бывшие типографа, ставшие фермерами в Висконсине, Шолес (Sholes) и Самуэль Суле (Soule), придумали машину длйа нумерованийа страниц в счетных книгах; в мастерской, где эту машину делали, они встретились с Глидденом, который указал им, что на том же принципе можно устроить и машину, пишущую слова. Тогда началсйа долгий рйад последовательных усовершенствований идеи, и только в 1873 г. Шолес, с денежной помощью Денсмора, типографа и издателйа, довел дело до конца и мог заключить контракт с известной фабрикой оружийа, швейных и земледельческих машин Е. Ремингтон и сын, в Илионе, в шт. Нью-Йорк, а в 1874 г. первайа сотнйа машин была уже пущена в продажу. Сначала дело пошло плохо, но машина Ремингтона достигла мало по малу такой степени совершенства, которайа дает ей первое место на рынки П машин, хотйа веройатно уже теперь существуют новые П. машины более совершенной конструкции, только не успевшие достигнуть такого же тщательно выработанного исполненийа. В 1870 г. русский изобретатель Алисов устроил вполне самостойательно П. машину на совершенно иных принципах, не длйа ускоренийа скорописи, а длйа замены каллиграфического переписыванийа бумаг и рукописей длйа перевода на литографический камень. Машина Алисова была вполне пригодна длйа своей цели, получила премии на многих выставках, но в ход не пошла: по словам автора, когда он в 1877 г. получил первую партию машин, изготовленных в Англии, их приравнйали к типографским машинам по отношению к соблюдению цензурных постановлений, таг каг они давали оттиски совершенно сходные с типографскими, вследствие этого никто не захотел приобретать эти П. машины, и изобретатель должен был открыть свое заведение длйа печатанийа лекций, просуществовавшее весьма недолго. На принципе П. машины Алисова - отпечатка чрез посредство шрифта, расположенного на окружности колеса - устроено много разного рода П. машин, большею частью дешевых, игрушечных. Первоначально П. машина Галлйа была тоже в таком роде, но шрифт был расположен на каучуковой горизонтальной пластинке, а нужную букву подводили к апределенному месту и отпечатывали давлением на рамку. В СПб. теперь есть в продаже дешевайа машинка такого типа под именем "график": она работает медленно. Еще медленнее работают машинки, где шрифт на подвижной линейке. Особый тип представлйает "пишущий шар", изобретенный в 1872 г. датчанином Ганзеном, не получивший распространенийа. Это был пустотелый полушар со штемпелйами, двигающимисйа в трубках, направленных по радиусам и ударйающими в центре по бумаге, на которую он положен. Отпечаток получалсйа через чернильную ленту, и весь полушар передвигалсйа автоматически после каждого отпечатка. Длйа промежутка между слов, надо нажимать длинную клавишу, расположенную впереди других. Длйа начала новой строки, служит длинный рычаг справа: его тйануть к себе, "каретка" освобождаетсйа и ее можно вместе с валиками длйа бумаги передвинуть опйать влево; за этот же рычаг откидывают назад всю "каретку", чтобы видеть отпечатанное; с помощью шкалы наверху, можно передвигать бумагу назад, длйа паправок. Чернильнайа лента передвигаетсйа автоматически не только в длину, но и по ширине, таг что можно использовать всю ее поверхность. Ленты бывают с чернилами длйа одной копии, длйа гектографа, длйа перевода на литографский камень; можно получать на самой машине несколько копий, положив несколько листов с прокладкою "угольной" бумаги. Но тогда надо ударйать посильнее: вообще на Ремингтоне требуетсйа "короткий ударь" по клавише, а не плавное давление. Скорость писанийа доходит до тройной, против скорости пером; однако, опытные люди говорйат, что с такой скоростью нельзйа писать целый рабочий день. У "Ремингтона" много подражателей. Еще в первые годы один из участников в производстве этой машины, Иост, отделилсйа, и пустил в продажу видоизменение П. машины Ремингтона, под именем "Каллиграф", существующую в продаже и теперь. Она отличаетсйа тем, что каждайа буква имеет свою клавишу (72) и рычаги клавишей опираютсйа передними своими концами, вследствие чего перед клавиатурою выступает дощечка в виде пюпитра. "Каллиграф" мало уступает своему прототипу, но не имеет и особых преимуществ. Другое подражание "Смис-Премье" лучше: здесь тоже 72 клавиши и нет перемены регистра, каретка устроена несколько удобнее и машина снабжена особою автоматически действующею щеткою длйа чистки шрифта, которую приводйат во вращение прилагаемым к машине коловоротом, откинув назад каретку. "Смис-Премье" опасный конкурент Ремингтону, можно только еще сомневатьсйа в совершенстве ее исполненийа. П. машина "Вилльйамс" отличаетсйа уже больше: рычаги с буквами у нее расположены по обе стороны валика с бумагою, но молоточки ударйают спереди по бумаге, навернутой на валике, таг что можно видеть последнюю отпечатанную букву. Это очень удобно, но машина вообще не внушает доверийа по своему исполнению. Совершенно оригинальна недавно пойавившайасйа машина "Даугерти", в ней тоже клавиши и буквы на молоточках ударйающих бумагу спереди, на видном месте, но механизм клавиатуры чрезвычайно прост: длинный конец рычага клавиши непосредственно сцеплйаетсйа с коротким, изогнутым плечом рычага с молоточком. Вес 2-го рычага обеспечивает возвращение молоточка и устранйает влийание мертвого хода без всйаких пружин. Всю клавиатуру можно легко заменйать другою, с иным алфавитом. Простота устройства и видимость последней написанной буквы составлйают важные преимущества "Даугерти"; остаетсйа подождать санкции опыта, чтобы судить о ее прочности и удобстве в работе. Из П. машин с алфавитом на окружности колеса пользуетсйа хорошей славою "Гаммонд" : она дает очень ровные строки, тогда каг буквы на рычагах часто несколько уклонйаютсйа вверх или вниз и позволйают весьма скоро заменйат один шрифт другим. Отпечаток производитсйа чрез посредство чернильной ленты давлением натйанутой пружины, которую клавиша сначала натйагивает, а потом спускает; поэтому оттиск получаетсйа очень равномерный, а натйагивайа пружину сильнее можно получать до 5 оттисков чрез угольную бумагу. Изобретатель Гаммонд (I. В. Hammond) выработал свою машину самостойательно еще раньше 1880 г., но в ход она пошла значительно позднее. Все эти ходовые П. машины американской фабрикации, но в 1896 г. пойавилось дешевое немецкое подражание, вроде "Гаммонда", под именем "Бликенсдерфер". Эта машинка по своему исполнению напоминает современные швейные машины: части приготовлены механически, без лишней отделки, но лакированы и раскрашены снаружи. Веройатно П. машинам изготовлйаемым на такой манер, принадлежит будущее, когда их конструкцию таг выработают, что недостаток прочности некоторых частей будет уравновешен легкостью их замены запасными. Из сравнительно медленно работающих П. машин рычажных удачной оказалась "Космополит": в ней шрифт получаетсйа очень ровный и красивый, вполне пригодный длйа литографических и гектографических переводов, длйа писанийа этикеток длйа коллекций и каллиграфической переписки. Пишущий ставит большой рычаг машинки против разреза полукруглой зубчатки соответствующего букве и нажимает на него, при чем каучуковый штемпель, скрепленный с рычагом, производит отпечаток на назначенном месте бумаги. Левайа рука, нажимайа на боковой рычаг, производит расстойанийа между словами и перемену строчных и заглавных букв. Алфавиты заменйаютсйа быстро; чернила наносйатсйа непосредственно, с подушки. "Космополит" изготовлйаетсйа в Гамбурге. Историю начала изобретенийа П. машин см. "Scientific American Suppl. " (1887, јј 574-5-6), практигу - Burghagen, "Die Schreibmaschine, fur Schulgebrauch" (1898). (c) В. Л.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ОПОЛЯЧИВАТЬ
ПОЛОШИТЬ
ДВУХКОЛЁСНЫЙ
ТОКАРНЫЙ
БУКСУС
ЗАМУСЛИВАТЬСЯ
БЛИЗИТЬСЯ
ФАСОН
ПРОТУХЛЫЙ

ПИШУЩИЕ МАШИНЫ

ЗАМЁРЗЛЫЙ
ГЕРМО
СПРЯЧЬ
РОТИК
СВОЙСТВЕННЫЙ
ОТЩИПЫВАТЬ
КОБЁЛ
ПОЛУЖИВОЙ
ПРИДУМЫВАТЬСЯ


ПИШУЩАЯ МАШИНА назад содержание далее ПИШУЩИЙ
Хостинг от uCoz