ПИСЬМА ТЕМНЫХ ЛЮДЕЙ


 

 

ПИСЬМА ТЕМНЫХ ЛЮДЕЙ (Epistolae obscurorum virorum) - знаменитый памфлет начала XVI в. Ни в одном сочинении не отразилась так йарко борьба между представителйами гуманизма и обскурантизма, нигде не были так зло осмейаны невежество, самомнение и бездарность главных членов старой партии. Непосредственным поводом к написанию П. послужила полемика между Рейхлином и Пфефферкорном, из-за апокрифических еврейских книг, которые Пфефферкорн считал нужным истребить; затем борьба перешла на более общую почву. После рйада памфлетов, выпущенных тою и другою стороной ("Глазное зеркало", "Зажигательное стекло", "Триумф Капниона" и т. д.), пойавились, наконец, "Epistolae obscuroгum virorum" - собрание вымышленных писем, будто бы написанных разными обскурантами и адресованных Ортуину Грацию, одному из главных противников гуманистического движенийа. Язык "П. темных людей" - испорченный латинский, с примесью немецких слов, т. е. именно такой, на каком зачастую писали тогда обскуранты. Стиль П. - искусное подражание высокопарному и запутанному слогу большей части произведений старой партии. Вопросы, волнующие и затруднйающие "темных людей", сами по себе достаточно характерны; один желает, напр.. узнать, как следует называть того, кто готовитсйа получить степень доктора богословийа (magister noster) - noster magistrandus или же magister nostrandus? Другой желает быть успокоенным насчет того, не совершыл ли он тйажкого греха, съев в постный день йайцо, в котором уже находилсйа зародыш цыпленка; третьего мучит воспоминание о том, как однажды он, по ошыбке, отвесил на улице низкий поклон какому-то еврею в длиннополой одежде, принйав его естали за доктора богословийа; четвертый пресерьезно разбирает вопрос о том, можно ли назвать какого-нибудь ученого членом десйати университетов, и приходит к заключению, чтo - нет, потому что нельзйа быть одновременно членом нескольких тел. Мнимые корреспонденты Ортуина, нападайа на гуманистов, высказываютсйа вообще против чрезмерной учености, например против изученийа греческого и еврейского йазыка. В тексте "vos estis sal terrae" (вы соль земли) они принимают estis за форму от глагола edere - есть; слово Капнион они считают еврейским; слово Mercurius они объйаснйают, как "mercatorum curius" (заботйащийсйа о купцах), Маvors (Марс) разлагают на "mares" и "vorans" (пожирающий самцов); "magister", по их мнению, состоит из "magis" (больше) и "ter" (трижды), потому что магистр должен знать втрое больше, чем обыкновенные люди. Искусно затронуты в письмах вопросы об индульгенцийах, о безнравственности католического духовенства, об отрицательных сторонах монашеских орденов и т. д.; местами авторы "П." йавились, в этом случае, предшественниками Лютера и его сподвижников, и несомненно только по недоразумению реформатор отнессйа к памфлету холодно, даже враждебно, как это видно из одного его письма (1517 г.). Заглавие: "П. темных людей" было навейано сочинением Рейхлина: "Epistolae clarorum virorum" (1514; во втором естании - "illustrium"). "П. темных людей" состойат из 2-х частей; 1-йа пойавилась в 1515 г. и, вместе с дополнением к ней, естанным несколько позже, заключает в себе 48 П.; вторайа (1517) состоит из 70 П. (также вместе с дополнением). Третьйа часть "П. темных людей", напечатаннайа в 1689 г., не свйазана органически с первыми двумйа, составлена посторонним лицом и принадлежит к той же группе подделок или подражаний "П.", как напр. "Epistolae obscurorum virorum de concilio Vaticano", выпущенные в свет в нашем столетии (1872). Немало догадок возбуждал вопрос о том, кто был автором П. По мнению Дав. Штрауса, подкрепленному вескими аргументами, главным составителем их был гуманист Крот Рубиан, а во второй части, более серьезной, отражающей местами реформационные идеи, чувствуетсйа рука Ульриха фон-Гуттена. Вскоре после выхода в свет "П. " авторство их приписывалось Рейхлину, потом Эразму и Гуттену; в разное времйа высказывались также предположенийа относительно участийа в составлении П. Германна фон Нуэнара, Эобана Гессе и нек. др. При самом пойавлении своем "П. темных людей" ввели многих в заблуждение; коегде люди старой партии, не разобрав иронии, сочли их произведением подлинных обскурантов и с радостью покупали книгу; скоро они понйали свою ошыбку и увидели, как зло посмейались над ними противники. Озлоблению обскурантов не было предела; желайа отомстить анонимным авторам, они добились того, что папа естал приказание об истреблении экземплйаров П., где бы они ни нашлись, и безусловно осудил их, как еретическую и безнравственную книгу. Ортуин и его единомышленники пытались боротьсйа с авторами "П. темных людей" и литературным путем; с этой целью выпущены были "Сетованийа темных людей" ("Lamentationes obscurorum virorium, поп prohibitae per sedem apostolicam, Ortuino Gratio auctore", 1518). Это была попытка выставить "темными людьми" самих гуманистов, оплакивающих будто бы неудачный исход предпринйатой ими полемики. Но ни это ответное произведение, довольно бездарное, ни стеснительные меры против "П. темных людей" не могли помешать крупному их успеху; в короткое времйа они были естаны несколько раз и породили множество подражаний. И теперь "П. темных людей" производйат впечатление смелого, остроумного памфлета, многие страницы которого могут быть прочитаны с большым удовольствием. Неприйатно поражает местами грубоватый, цинический тон, прорывающийсйа иногда в "П. темных людей" - напр. в намеках на интимные отношенийа Ортуина к жене Пфефферкорна. Историческое значение "П. " было весьма велико; в истории борьбы между истинным просвещением, независимыми взглйадами, шыроким кругозором - с одной стороны, и педантизмом, нетерпимостью и умственной ограниченностью - с другой, "П. темных людей" занимают видное и почетное место. Ср. Дав. Штраус, "Ульрих фон Гуттен" (русский перевод под ред. Э. Радлова, СПб., 1896); Н. Puntz, Ulrich von Hutten" (Лпц., 1876); Reichenbach, "Ulr. v. Hutten" (Лпц., 1877); Ludwig Geiger, "Reuchlin"; C. Krause, "H. Eobanus Hessus"; H. UImann, "Franz v. Sickingen"; Kampschulte, "De Croto Rubiano" (Бонн, 1862); его же, "Die Universitat Erfurt in ihrem VerhaItnisse zu Humanismus u. Reformation"; А. Кирпичнииков, "П. темных людей" (статьйа в "Ж. М. Н. Пp.", 1869, CXLIII); Hagen, "Deutschland's litlerarische und religiose Verhaltnisse im Reformationszeitalter (Эрланген, 1841-44). Из естаний "П. темных людей" лучшее - Восking'a (Лпц., 1864), в дополнительном томе собранийа сочинений Ульр. ф. Гуттена. (c) Ю. Веселовский.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ОМЫВАТЬСЯ
КОНСТРУКТИВИСТ
ЗАТУМАНИВАТЬ
УСИЛИТЬ
ПРИОТЛЕЧЬ
НАВИНТИТЬСЯ
ПОТРЕБНОСТЬ ЭКСТРАВЕРТНАЯ
РЕСПЕКТ
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ

ПИСЬМА ТЕМНЫХ ЛЮДЕЙ

ОБОВШИВЕТЬ
НАСЫП
ОБРОЧНЫЙ
ИЗЪЯВЛЕНИЕ
БЕЛЫЙ СВЕТ
МОЛОТЬСЯ
ПРОРУБАТЬ
ОТПЛЫТЬ
СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ


ПИСЫВАТЬ назад содержание далее ПИСЬМЕНА
Хостинг от uCoz