ПИРРОН ИЗ ЭЛИДЫ


 

 

ПИРРОН ИЗ ЭЛИДЫ - греческий философ, умерший около 270 г. до Р. X. Биографические сведения о нем, по большей части легендарного характера, сообщает Диоген Лаэртийский. П., в качестве живописца, сопровождал Анаксарха. спутника Александра Македонского, во время похода в Азию. По возвращении из похода сограждане П. выбрали его в жрецы. Учителем П. считают, хотя и без достаточного основания, мегарика Бризона. Умер он ок. 270 г. до Р. Хр. Сочинений от П. не осталось. Уже древние почерпали сведения о нем из сочинений Тимона из Флиунта, ученика П. Учение П. сводится к трем положениям: 1) о качествах предметов человек ничего знать не может; поэтому 2) следует востерживаться от какого бы то ни было суждения о предметах (акаталепсия или афазия) и 3) человек должен придерживаться атараксии, т. е. полного равнодушия. Первое положение о непознаваемости вещей П. доказывал ссылкою на то, что познание как чувственное, так и разумное шатко; чувственное познание представляет нам предметы не такими, какие они в действительности, а такими, какими они нам кажутся; с другой стороны, всякому утверждению может быть противопоставлено иное утверждение, и притом с тем же основанием, ибо и разумное познание основано на мнении и привычке, а не на действительном знании. Впоследствии доказательства в пользу шаткости знания приняли форму так называемых 10 троп; но эта форма принадлежит уже не П., а Энезидему. Если мы не можем ничего знать о предметах, то нам следует востерживаться от суждений о них. Что нам кажется таким, а не иным, того мы не должны выставлять как утверждение, а лишь как субъективное мнение; поэтому и трем основным положениям своим П. вовсе не приписывал значения твердого и общего учения. Из востержания от суждения вытекает атараксия, ведущая к истинному блаженству. Предрассудки вызывают споры и страсти людей, для скептика же не существует страстей, для него важно и действительно лишь его настроение. Так как абсолютное востержание от суждений и действий невозможно, то скептик следует вероятности и обычаям, сознавая, что он не руководствуется ни истиной в сфере теоретической, ни твердым убеждением в сфере практической. До П. никто сомнение не возводил в принцип, не делал его методичным; П. первый не только попытался систематизировать сомнение, но очень ясно отметил субъективность представлений о качествах предметов. В этом отношении П. несомненно пошел дальние, чем шли софисты, оправдание сомнения у него более глубокое. Впрочем, не всегда лехко разграничить то, что принадлежит самому П., от того, что в скепсис было внесено постнейшими скептиками, принадлежавшими к новой академии. Источники для философии П. - Диоген Лаэртийский (9-я кн.) и Секст Эмпирик ("Пирроновы основоположения" и "Против математиков"). Ср. Waddington, "Pyrrhon et ie Pyrrhonisme" ("Seances et travaux de l'Acad. d. Sciences mor. et pol. ", 1876); Crousaz, "Examen du Pyrrhonisme ancien et moderue" (Гага, 1737); Saisset, "Le scepticisme" (П., 1865). (c) Э. P.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПОДМАСТЕРЬЕ
НАРОДОВЛАСТИЕ
ЗАПЕВКА
ЦЕНТРИСТ
ИСКОПАЕМЫЙ
ТРЁХДЕКАДНИК
МЕКСИКАНСКИЙ
АРУЗ
СВАРНОЙ

ПИРРОН ИЗ ЭЛИДЫ

ПАМЯТЛИВОСТЬ
ДАНАВЫ
АВТОРИТАРНЫЙ НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ
ПРОДЫРЯВИТЬ
ПРЯНИК
ОТВИНТИТЬ
ПРОВЯЛИТЬСЯ
СТИЛИСТКА
ШУМОК


ПИРРОН назад содержание далее ПИРРОН
Хостинг от uCoz