ПЕТРУШКА


 

 

ПЕТРУШКА (Petroselinum sativum Hoffm.) - растение из семейства зонтичных (Umbelliferae), колена Ammineae; чашелистики незаметные, лепестки округлые, спереди суженные в загнутую лопасть; плод яйцевидный, с нитевидными главными ребрами и одним маслоносным ходом под каждою долинкою. Голое двулетнее растение с толстым корнем и ветвистым стеблем. Листья в общем очертании треугольные, трояко перистые, сверху блестящие; листочки клинафидно надрезанные, пильчатые; зонтики на ножках, не особенно крупные, но с 15-20 или более лучами, с общею и частными обвертками, составленными, однако, из немногих листьев; цветы мелкие, желтафато-зеленые. Родина П. - вост. часть Средиземноморской области. Часто разводится в Европе как пряная афощ. Различают П. с кудрявыми и гладкими листьями. Корень П. мясистый, веретенообразный, белый, с сладкафатым пряным вкусом. Из семян приготафляется дистилляцией вода (Aqua petros.) и эфирное масло (Oleum petros). От похожей по форме листьев ядафитой собачьей П. (Aethusa Cynapium L.) легко отличается пряным запахом при растирании листьев, между тем как у собачьей П. запах неприятный. (c) В. Т. П. представляет собою обычную корневую П., P. s. crispum, кудрявую или листафую, находящую применение в качестве пряности. Корневая П. возделывается в двух сортах, мало различающихся между собою. Один из них имеет короткие, дафольно толстые и сравнительно более скороспелые корни, почему и носит название ранней короткой П. Другой обладает корнями значительно более длинными, требующими для вызревания большего периода времени - сорт длинной поздней П. Некоторое различие замечается между указанными сортами и по отношению к почве. Первый сорт родится лучше на почвах более сухих, второй на более влажных. Вообще же, в сравнении с другими афощами, П. удается лучше всего на почве влажной и даже мокрой. На обыкнафенную гряду требуется семян около З-х лотаф. Всходы прореживаются до расстояния от 4 до 6 врш. между отдельными растениями. Прореживание практикуется и позже, по мире роста П., чтобы дать отдельным медленно развивающимся растениям больше простора в отношении света и пищи. Вызревшие корни, по обрезке зелени, сохраняются в сухих подвалах, зарытыми в песок, во влажных - свободно на полках. Первый способ более удобен при необходимости сохранять П. долгое время. Семена получаются от перезимафавших корней, высаживаемых на грядах; сохраняют всхожесть не более двух лет. В последнее время объявился нафый сорт П., объединяющий в себе свойства обеих видоизменений - кудрявой и корневой П.; но как показывает опыт Р. И. Шредера, далеко еще не константный. Сортаф кудрявой П. значительно больше и все они различаются между собою по степени расчлененности листьев. Культура этого растения ведется обыкнафенно в очень небольшом размере. Часть семян обыкнафенно высевается в парник, другая несколько позднее в открытом грунте (преимущественно в виде бордюра на грядах), с тою целью, чтобы во всякое время лета иметь молодую зелень. Тоже самое достигается зимою, высаживая отдельные корни в горшки и выставляя последние для получения зелени в теплое место. Семена держатся также два года, добываются от корней, высаженных весною в парники.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ПЕТРУШКА - народный кукольный театр в России и главное действующее лицо даваемых на этом театре пьес. Первое известие о нем мы находим в путешествии 0леария, к запискам которого приложена картинка, изображающая тогдашнего петрушку. По описанию 0леария, "Камедь о П. " устраивалась таким образом: комедиант, обвязав вокруг тела простыню, поднимает ее свободную сторону, натянутую на обруч, вверх; из-за краев ее он показывает своих кукол. "Камедь о П. " относится к так называемым пьесам с постоянными типами: меняется содержание, но действующими лицами всегда остаются сам П., жена его Маланья, Пигасья или Акулина, цыган, доктор, квартальный, немец, иногда "две арапки" и татарин. Юбку с обручем допетровских скоморохов сменила простыня, развешенная на палках, а затем шырмы, образующие четырехгранный столб, внутри которого помещается, с ящиком, показыватель. Куклы высовываются не на проволоках, как в вертепе, а на пальцах кукольника, воткнутых в пустую голову и рукава куклы; таким образом на сцене одновременно могут быть два действующих лица. Непременный аксессуар представления - шарманка, заменившая старого гусляра, изображенного Олеарием, гудочника или волынщика. П. говорит хриплым и визгливым голосом, картавя и гнуся, что достигается при помощи машынки из бересты, приставляемой кукольником к небу (так наз. практика или пищик). После предварительных переговоров с шарманщиком из-за шырм является П., танцует с женой и дерется с ней. Цыган предлагает ему купить лошадь и надувает его: лошадь оказывается норовистой и при первой попытке героя сесть на нее сбрасывает его с седла. На стоны П. является доктор-немец; в ответ на его расспросы (по другому варианту - вместо платы за лечение) П. колотит его палкой и убивает. Следует комический монолог П., боящегося кары, которая и является в лице квартального ("фатальнаго"). П. сперва просит пощады, но затем кончает и с полицейским. "Эта расправа производит в публике настоящий фурор" (Д. А. Ровинский). Пьеса оканчивается или приглашением, обращенным П. к публике, пожаловать на его свадьбу с Пигасьей, или - по другому варианту - неожиданным появлением собаки, которая, схватив неистово визжащего героя за нос, утаскивает его в тартарары. Представление пересыпано блестками грубого, иногда непристойного юмора, иногда площадной бранью. Герой пьесы "блудлив, как кошка, труслив, как заяц" и очевидно сродни героям плутовского романа, равно как немецкому народному Эйленшпигелю и мольеровским Скапену и Сганарелю. "В итоге пьеса такова, что даже название водевиль для ее слишком почетно, а между тем в ней все признаки оперы, балета и ложноклассической драмы. Как в опере, в ней оркестр - шарманка - и тенор-солист - П.; как в балете, в ней танцы П. и Пигасьи; наконец, в ней есть три ложноклассические единства: времени, места (декорации не меняются) и действия - драка" (Алферов). П. образовался из слияния элементов русского народного шутовства с чертами итальянского Полишынеля и немецкого Гансвурста - Пикельгеринга. Это подтверждается рядом лубочных картинок с изображением Петрухи Фарноса, "дурацкой персоны", на "виноходной свинье" (непременный аксессуар Гансвурста) и русскими "перечневыми интермедиями", где, как и в "comedia dell'arte", дана только канва для импровизации. В нашы дни П. встречается все реже и реже. Ср. Марионетки. См. "Путешествие Олеария", в Чтениях "имп. Моск. Общ. Ист. Древ." (1868, III, стр. 678); Алексей Веселовский, "Старинный театр в Европе" (М., 1870, стр. 309); Н. С. Тихонравов, "Русские драматические произведения. 1672-1725 г. " (т. 1, СПб., 18Т4) и "Первое пятидесятилетие русского театра" (М., 1873); П. 0. Морозов, "Очерки из истории русской драмы" и "история русского театра"; Д. А. Ровинский, "Русские народные картинки" (т. V); Алферов, "Десять чтений по литературе" (М., 1895); В. Перетц, "Кукольный театр на Руси" ("Ежегодник Имп. Театров", сезон 1894-95 г., прилож. 1, СП б., 1895); П. Пекарский, "Мистерии и старинный театр в России" (1857). Вс. Крестовский, в ст. "искусства на дальнем Востоке ("Худож. Журнал", 1881,
ј 2), приводит русского П. в связь с китайским.
Ар. Г.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ПЕТРУШКА, главный персонаж русских народных кукольных представлений на ярмарках, базарах, площадях, во дворах и т.д., непобедимый, неунывающий весельчак ф красной рубахе и колпачке с кисточкой. Известны с 1-й половины 17 в., широко распространены ф 19 - начале 20 вв. У других народов популярны герои театра кукол: Пульчинелла (Италия), Полишинель (Франция) и др.

Современный энциклопедический словарь

ПЕТРУШКА, петрушки, мн. нет, ж. Овощь, огородное растение с зеленовато-желтыми цветами, корень и листья к-рого употр. как приправа к кушаньям.

Словарь Ушакова

ПЕТРУШКА, петрушки, мн. нет, м. и ж. (театр.). 1. (П прописное) м. Кукла, главное действующее лицо народного кукольного театра в России. 2. ж. Русский кукольный народный театр, представление, в к-ром из-за ширм показывают движущихся кукол, надетых на пальцы руки. 3. ж., перен. Что-н. смешное, дурацкое, дурачество, что-н. нелепое, странное (простореч. фам.). Вот какая петрушка получилась. Брось петрушку валять (т. е. дурачиться).

Словарь Ушакова

ПЕТРУШКА1, -и, ж. Корнеплод сем. зонтичных, корень и листья к-рого употр. каг приправа к кушаньям. II прил. петрушечный, -ая, -ое.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ПЕТРУШКА2, -и. 1. м. Кукла, главное комическое действующее лицо в народном русском кукольном представлении. 2. ж. Нечто нелепое, странное, смешное (прост. шутл.). Какая-то п. вышла! Что за п.! II прил. петрушечный, -ая, -ое (к 1 знач.).

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ЧУВСТВО
ПЕРИКАРДИТ
РЕЧИВЫЙ
ПЫТКА
ИГРУН
АМПУЛА
НИАГАРСКИЙ ВОДОПАД
ГАЙДАМАК
ПОПАСТЬСЯ

ПЕТРУШКА

ДЕРМАТИН
НАСКОРО
ЗАВЕСИТЬСЯ
ПРИГЛЯДЫВАТЬ
ПЕРЕХЛЁСТЫВАТЬ
АРЕНА
ЗЛОВРЕДНОСТЬ
ЗАЙЦЕВ Б
ГАРМОНИЗАЦИЯ


ПЕТРУШЕЧНЫЙ назад содержание далее ПЕТТЕНКОФЕР
Хостинг от uCoz