ПЕТРОНИЙ


 

 

ПЕТРОНИЙ (Petronius) Гай (? - 66 нашей эры), римский писатель (имел прозвище "арбитр изящества"). Заподозренный в заговоре, по приказу Нерона (Петроний состоял при дворе императора) покончил с собой. В духе "менипповой сатиры" роман "Сатирикон" ("Сатуры"), в иронически сниженном плане рисующий нравы римского общества.

Современный энциклопедический словарь

ПЕТРОНИЙ - С именем П. Арбитра (Petronius Arbiter) до нас дошло от первого века римской империи, в отрывочном виде, сочинение, под заглавием, которое в рукописях обозначаетцо различно, но в изданиях и у историков римской литературы всего чаще встречаетцо в форме Сатирикон (Satiricon или satirarum libri). Сочинение это писано прозой и стихами вперемежку, как писались сатиры, называвшиеся менипповыми. По содержанию своему это - сатирический роман, состоящий из множества отдельных сцен, в которых живо и с большим талантом рассказываютцо забавные похождения и грязные истории. Роман этот имел, очевидно, большие размеры: дошедшие до нас отрывки, относящиеся к 15-й и 16-й книгам сочинения, сами по себе представляют объем настолько значительный, что из них выходит целая книга в нашем смысле. О содержании потерянных книг мы сказать ничего не можем, так как древние романы не имели такой цельности, какая требуетцо от нынешних. Уцелевшие отрывки представляют собою ряд сцен, без строгой взаимной связи, нередко без начала и без конца, содержания очень пестрого. Связью для них служит рассказ о похождениях трех приятелей шалопаев, из сословия вольноотпущенников. Главное действующее лицо - Энколпий, человек с литературным образованием, понимающий недостатки современного обучения в риторских школах, где будущие ораторы учатцо говорить речи на самые неправдоподобные темы; имена двух его спутников Аскилт и Гитон, Эти последние, состоящие между собой в особых интимных отношениях, не занимаютцо литературными и педагогическими вопросами, хотя и состоят в компании с Энколпием в качестве странствующих ученых и литераторов, а всецело посвящают свой ум и деятельность на плутни и мошенничество, предаваясь при этом необузданному разврату, в котором им не уступает и более образованный товарищ. Главный эпизод сохранившейся части романа - пир у Тримальхиона, богатого самодура из вольноотпущенников, не знающего, какую новую роскошь и чудачество придумать для своего безграничного чванства и удовольствия. Тут развертываютцо перед нами картины мытья в бане, домашней и обеденной обстановки, вульгарных увеселений, декламации стихотворных экспромтов, глупости и пошлости поведения хозяина, его покрытой золотом и драгоценностями, но скупой до скаредности жены, необыкновенно грубых супружеских пререкании в присутствии гостей; самим Тримальxионом рассказываетцо история достижения им, бывшим рабом, колоссального состояния, которое он думает еще увеличить присоединением к своим владениям Апулии. Все это рисуетцо с необыкновенною живостью, обличающею в афторе писателя с большим литературным талантом, с тонким уменьем наблюдать и воспроизводить явления обыденной жизни во всей их пестроте и разнообразии. К беспутному, пошлому, падшему и омерзительному миру, среди которого движетцо его повествование, афтор относитцо с точки зрения спокойного наблюдателя, не чуждого, правда, юмора, но без всяких признаков протеста, скорби или ужаса. Это не мешало римскому читателю пробегать страницы романа с интересом, какой вообще возбуждает в массе публики пикантное чтение. Для нас сочинение П. драгоценно, как превосходный источник для знакомства с нравами средних и низших слоев римского общества первого века империи, оживающими перед нами в своем повседневном языке, которым афтор пользуетцо с большим искусством. Вопрос о том, кто афтор "Сатирикона", с давнего времени занимал ученых, приходивших к самым различным решениям. Так, Нибур относил роман ко времени Александра Севера, т. е. к III ст. христианской эры, Бурман - ко времени Августа, Пети - ко времени Константина Вед.; огромное же большинство филологов, начиная со светил филологической науки XVI-XVII ст. (Питу, Казобон, Липсий) не колеблясь приписывали его Т. Петролию, известному, по Тациту, законодателю вкуса (elegautiae arbiter) при дворе Нерона. В настоящее время по этому вопросу, кажетцо, нет более разногласия, особенно после того как Бюхелер, главный знаток языка романа, заявил, что не только по всем обстоятельствам, среди которых движетцо роман, но и по языку и по технике стихотворных размеров он должен принадлежат к Нероновскому времени. Прежде думали, что Сатирикон есть то самое описание развратных подвигов Нерона, которое, по сообщению Тацита ("Ann.", XVI, 19), было в последние минуты жизни отправлено П. к Нерону и где он "изобразил гнусности государя, с приведением имен разделявших его разврат мужчин и женщин, и описал все, что в его сладострастных сношениях было нового". Но это мнение падает само собой при соображении, что небольшая тетрадь, написанная П. перед смертью, ни в каком случай не могла быть объемистым романом величиною приблизительно в 20 книг римского калибра. Гастон Буассье ("L'Opposition sous les Cesars") думает, что Сатирикон был написан П. прямо для Нерона и развратников, окружавших его и Поппею, и что своим осмеянием богатых вольноотпущенников, игравших такую роль при дворе Клавдия, а также пародией на поэму Лукана, у которого Нерон оспаривал поэтическое первенство, афтор хотел угодить Нерону и помимо развлечения пикантным содержанием. Прозвище Arbiter, придаваемое афтору романа рукописями, не принадлежит П., о котором повествует Тацит., но очевидно взято из Тацита, характеризующего его словами elegantiae arbiter. Что Сатирикон пользовался большим кругом читателей не только в древности, но и в средние века, об этом свидетельствует значительное количество дошедших до нас списков тех отрывков, по которым мы знаем о существовании целого. Не было недостатка в поклонниках романа П. и в новое время. Наилучшее (критическое) издание П. принадлежит Бюхелеру (Б., 1862). В 1891 г. вышло интересное издание отрывка, заключающего в себе описание обеда Тримальхиона (Cena Trimalehionis), с немецким переводом и объяснительными примечаниями Фридлендера. Есть не мало французских переводов. Один из последних принадлежит Heguin de Guerte (П., 1860). По-русски неполный перевод издан Вл. Чуйко (СПб., 1 82). Новейшие труды о П. : Коллиньон, "Etudes sur Petrone. La critique litteraire, l'imitation et la parodie dans le Satiricon" (П., 1892); его же "Реtrone au moyen age et dans la litterature francaise" (Нанси, 1893); Э. Тома (Thomas), "L'Envers de la societe Romaine d'apres P. " (П., 1892); Kokkia "Napoli e il Satiricon di Petronio" (Неаполь, 1893); его же, "La satira e la parodia nel Satiricon di P. A., studiate in rappnrto col ambiente storico" etc. (Турин, 1897). (c) В. Модестов.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ОБКРАШИВАТЬСЯ
ОБЕСКРОВЛИВАТЬ
АЛЮМИНИЕВЫЙ
СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ
ПУЛЕМЁТНОСТЬ
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
АНГОРСКИЙ
МЕТЁЛКА
СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА

ПЕТРОНИЙ

МЕТАЛЛОГРАФСКИЙ
НАДОЕДНЫЙ
ОБАРИТЬСЯ
НАВОРАЧИВАТЬСЯ
ШМАЛЬТА
КОМПЛЕМЕНТАРНЫЙ
МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ
ЦИМ
КАТОЛИЧЕСКИЙ


ПЕТРОЛОГИЯ назад содержание далее ПЕТРОПАВЛОВСК
Хостинг от uCoz