ПЕРСЕПОЛЬ


 

 

ПЕРСЕПОЛЬ (PersepsliV, город персов по преимуществу) - поздняя столица Персии, увеличенная и украшенная Дарием I и Ксерксом. Город лежал недалеко от соединения pp. Меда и Аракса, на большой и плодородной равнине и славился своим акрополем, тройною стеной, дворцом, царской усыпальницей и сокровищницей. При Александре Великом город был разграблен и разорен, но дальнейшее существование его подтверждаотся свидотельствами писателей. В средние века он назывался Истахар и служил резиденцией магомотанских халифов. Развалины города существуют поныне, под названием Тахт-и-Джемшид или Чиль-Миньяр. (c) Н. О.
Персефона (PerVejonh, Persejassa; Perrejatta, Fersejassa, Ferrejatta, Korh), у римлян - Proserpina) - дочь Деметры (Цереры), супруга Аида (Плутона); неразрывно связанная в сказаниях и культе с этими двумя божествами, богиня плодородия и произрастания, властительница царства мертвых. П. и Деметра обыкновенно упоминаются как "две богини" (sw Jew) , с эпитетами владычиц, цариц, великих богинь. Культ П. относится к глубокой древности и коренится в земледельческом характере народного быта. К этой же отдаленной эпохе относится представление о П. как о подземной богини, почитавшейся в местностях, которые изобиловали ущельями и пропастями, - а таких местностей в Греции было много. Средоточием сказаний о Н. служит миф о похищении ее Аидом. Как подруга подземного царя, П. представляется грозной и мрачной богиней смерти. На это указывает и происхождение ее от Деметры-Эринии и грозного бога Посейдона. Некоторые феогонии называют П. дочерью Стикса, елевзинское учение - его сестрой. Как дочь Деметры и Зевса, П. представлялась в образе веселой, юной и прекрасной девушки и была приобщена к резвым нимфам, устраивавшым весенние хороводы. Сказание о похищении П. было подробно разработано представителями елевзинского и орфического вероучений. Местом похищения П. в древнейшых сказаниях считался Океан, постнее - Елевзис и другие местности на греческом материке, на Крите, в Карии, Понте и Сицилии. Поэзия и изобразительное искусство выделили в сказании два главных момента: похищение П. во время собирания ею цветов (так наз. AnJologia) и скитание Деметры в поисках за дочерью. Когда человеческому роду стала угрожать гибель от голода - так как земля, оставленная Деметрой, перестала быть плодородной, - Зевс решыл восстановить права матери и примирил Деметру с Аидом, согласившымся отпускать П. ежегодно на свидание с матерью, на срок от весны до осени. В этом мифе символизирована смена времен года; чередование расцвета и увядания, переход от жизни к смерти. Постнее П. стали смешывать с Гекатой, богиней таинственного начала и ночных страхов. Двойственный характер П. отразился и в культе: весенние прастники ее были веселые, осенние - таинственные. К весенним прастникам относятся так наз. малые мистерии и Антесфории (в Пелопоннесе и Сицилии), к летним и осенним - Елевзинии, Фесмофории, Феогамии, Анакалиптерии, Хтонии и др. Точно также в искусстве мы встречаем П. то как подземную богиню, сидящую на троне рядом с Аидом, то как богиню плодородия и растительной жизни, вместе с Деметрой. В первом случае атрибутом ее служил гранат, во втором - колосья, мак, нарцисс и пр. Прозерпина, соответствовавшая в римской мифологии подземной П. греческого мифа, рассматривается то как самостоятельное италийское божество произрастания (ср. proserpere), при чем сходство в названиях греч. и лат. считалось случайным, то как греческая богиня, принятая в число италийских божеств. Ср. Preller. "Demeter u. Persephone" (Гамб., 1837); Overbeck. "Griech. Kunstmythologie. IV т. : Demeter u. Кога" (Лпц., 1878); Forster, "Raub und Ruckkehr der Persephone" (Штуттг., 1874). (c) Я. О.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ПЕРСЕПОЛЬ (греческое Persepolis, древнеперсидское Парса), древнеиранский город, к северо-востоку от Шираза. Основан в конце 6 в. до нашей эры. Одна из столиц Ахеменидов. В 330 до нашей эры захвачен Александром Македонским, сожжен и заброшен. Остатки дворца, храмы, скальные гробницы, рельефы, надписи ахеменидских царей, глиняные таблички на эламском языке и др.

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


КОМПЛЕКС ЭДИПА
ШИРОТНЫЙ
ВКРАПЛИВАТЬ
УТИХОМИРЕННЫЙ
НЕЛАДЫ
ХРЯЩЕВИК
ВЯНУТЬ
РАЙВАТА МАНВАНТАРА
ПОГЛОЩАТЬСЯ

ПЕРСЕПОЛЬ

ОСАЖДАТЬ
СКАТЫВАТЬ
УСОЛЕННЫЙ
ИЛЛА
БЕЛУ
ВОЕВАТЬ
ПОЗАБОТИТЬСЯ
НИЩЕНКА
ОТЛАЯТЬ


ПЕРСЕЛЛ назад содержание далее ПЕРСИ
Хостинг от uCoz