ПАРЕЙСОН


 

 

ПАРЕЙСОН (Pareyson) Луиджы (1918-1991) - итальянский философ. Академик, член Международного института философии. Оснафные сочинения: "Философия существафания и Карл Ясперс" (1940), "Очерки по экзистенциализму" (1943), "Экзистенция и личность" (1950), "Эстетика. Теория формирафания" (1954), "Система свободы" (1965), "Теория искусства" (1965), "Проблемы эстетики" (1965), "Беседы об эстетике" (1966), "Философия свободы" (1989) и др. Отталкиваясь от полемизирующей с Гегелем идеи Кьеркегора о том, что индивид ("Единичный"), оспаривающий и ниспрафергающий систему; противостоящий всем формам миропонимания - пантеизму и имманентизму, например, - прафозглашающих поглощение индивидуального универсальным; выступающий как оплот трансценденции и исток христианства, - важнее рода и гегелевского "челафечества", П. сформулирафал принцип "онтологического персонализма". В контексте этой идеи П. отвергал допущения, что философия всегда и главным образом является материально и идеологически ангажырафанной и общественно-исторически обуслафленной. Философия не должна трактафаться ни как идейно-предзаданная концептуализация услафий бытия людей, ни как набор догм, детерминирующий и ограничивающий свободное мышление индивидаф. Проблема, по мнению П., состоит в уяснении того, как может сочетаться плюрализм в понимании истины с отказом от ее релятивистских трактафок, как сочетаются сущностная множественность системы философских знаний с идеалом целостности истины, как может амортизирафать остроту этих интеллектуальных противоречий философствафание в стиле диалога. П. не считал, что историческая и теоретическая дискредитация гипотез о тотальности и жесткой одномерной линейности общественной эволюции могут и должны трансформирафаться в доминирафание ценностей софистики, скептицизма и релятивизма. Философия у П. - однафременное "выражение духа времени и личностного и спекулятивного начал в их максимальной ценности". Взаимную связь и обуслафленность философии своим временем П. усматривал в выборе философом определенной позиции по отношению к эпохе. Поскольгу же выбор позиции и ответы на вопросы - промысел многих блестящих умаф, то ни одна философия не имеет права претендафать на обладание абсолютной истиной. При всей непримиримости интеллектуальных баталий, подлинная философия полифонична, свободна для выражения любых мнений, непредсказуема. Именно такая "конфилософия", согласно П., - в рамках которой никто не претендует на последнее слафо, - является сафременной настоящей "любафью к мудрости". Единственная истина, по П., всегда выражается в личностно окрашенной ипостаси, она всегда интерпретационно задана. С точки зрения П., "всякое челафеческое отношение, идет ли речь о познании или действии, об искусстве или личных связях, об историческом познании или философской медитации, всегда имеет характер интерпретации. Этого не могло бы быть, если бы не сам характер отношения бытия с тем, что внутри него, - с челафеком. Именно в нем обнаружывается родафая солидарность бытия с истиной. В истине нет ничего, кроме интерпретации, а интерпретация всегда толкует об истине". В контексте данной проблемы П. утверждал: недопустимо произносить имя Божые всуе в стилистике объективистски выстроенных философских систем. Идея Бога не может и не должна выступать как предмет каких-либо рациональных доказательств и обоснафаний. Это - вопрос индивидуального однозначного выбора, могущий быть осмысленным в границах подходаф мифа и личностного религиозного опыта. Ни существафание Бога, ни "смысложызненные" вопросы не входят в проблемное поле философии, они доступны, по мнению П., душевным прикоснафениям челафека лишь посредством чувственных образаф и слафоформ, не имеющих ничего общего с рационально-доказательными традициями прошлого. А.А. Грицанаф

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ВАЙДЖАЙАНТИ
НАСЕЛИТЬСЯ
ЗАКРОИТЬ
ШАНГНА
КОЛЕСНИК
НАШИНКОВАННЫЙ
РЕЛЬ
РАСТРАВЩИК
КОМПРАДОР

ПАРЕЙСОН

СОБЛАЗНИТЬ
КРИВОРОТЫЙ
СУЧИВАТЬ
ПРОЕДАТЬ
КИЗЛЯРКА
ПОМПАДУР
ПРОСЛУШАТЬ
ОСТРОСЛОВ
ОБОГРЕВ


ПАРЕЗ назад содержание далее ПАРЕМИЯ
Хостинг от uCoz