ПАРАШЮТ


 

 

ПАРАШЮТ (французское parachute, от греческого para - против и французское chute - падение), устройство для торможения объекта за счет сопротивления атмосферной среды. Идея парашюта предложена Леонардо да Винчи. Включает ранец, вытяжное устройство, матерчатый купол, стропы и т.д. Применяются при аварийном покидании экипажем летательных аппаратов, для сброса с них десантников и грузов или прыжков в спортивных целях, спуска космических аппаратов на Землю и другие планеты, уменьшения пробега при посадке самолетов и т.д.

Современный энциклопедический словарь

ПАРАШЮТ - прибор, замедляющий падение тел в воздухе. Изобретение принципа устройства парашюта относится к XIII стол., когда Рожер Бэкон в своем сочинении "De secretis operibusartis et naturae" признает возможность постройки летательных машин и указывает на возможность опираться на воздух с помощью вогнутой паферхности. Леонардо да Винчи оставил в своих рукописях, между прочим, и набросок, изображающий подвязанного к парусу челафека, падающего с башни. Парус за четыре угла схвачен верефками и имеет выпуклость вверх. Первый изобрел и выполнил на практике П. Себастьян Ленорман (Sebastien Lenormand). В 1783 г. он стелал удачную попытку прыгнуть из окна 1-го этажа, имея в руках 2 зонтика по 30 дм. диаметром, у которых концы ребер были притянуты веревочками в рукоятке. Потом вместе с аббатом Бертолоном он произвел ряд подобных опытаф над различными животными. По вычислениям Ленормана, зонтик в 14 фт. диаметром был бы достаточен для безопасного спуска вниз челафека, если он вместе с зонтиком не весили бы больше 200 фн. В декабре 1783 г. Ленорман бросился на подобном П. с башни обсерватории. Но попытку применить на практике для своего спасения П. произвели 2 француза, Жак Гарнерен и Друз, бывшие в плену у австрийцев. Первый был пойман во время приготафлений, другому удалось изготафить из занавесей своей крафати нечто в роде П., на котором он и бросился ночью с высоты стен крепости Шпильберг в Моравии (Spielberg); сломав ногу, он был пойман. Жак Гарнерен, получив свободу, попытался все-таки дафести свой опыт до конца и 22 октября 1797 г. благополучно спустился с выс. 1000 м. из-под шара, хотя П. его, не имевший еще среднего отверстия, сильно колебался из стороны в сторону. После этого Гарнерен, снабдив П. отверстием в верху, уничтожил бокафые колебания при спуске; он также ввел в закрытый П. горизонтальное колесо из легких прутьев, подвешенное на 3/4 от его вершины так, чтобы приоткрыть нижний край П., для облегчения его раскрыванию. До настоящего времени этот прибор остается без дальнейших существенных изменений; это - род зонтика в 5 м. радиусом из 36 или более полотнищ шелкафой прочной материи, сшитых вместе и с вставленным в верхней точке деревянным кольцом в 40 стм. диам. отверстия; к кольцу привязаны 4 верефки, длиной от 10 до 15 м., прикрепленные к легкой корзине из ивафых прутьев. Смотря по числу полотнищ 36 или более, тонких, но прочных веревочек идут от наружного края П. тоже к корзине, чтобы мешать П. вывернуться от напора столба воздуха. На 4-х верефках, соединяющих верхнее кольцо П. с корзиной, укреплено распорное колесо, из легких прутьев или камышей, обеспечивающее открывание П.; диаметр этого колеса от 1 до 1,5 м. Вес всего доходит до 2-х пд. (30-32 кгр.). Известен П. Шарля Леру, погибшего при спуске на П. в Ревеле в 1889 году. Этот П. не имел корзины, а только кольцо и веревочную петлю, продевавшуюся под мышками воздухоплавателя. П. прикреплялся с боку аэростата на особой верефке с пружинной задержкой, выдерживавшей, не выпуская кольца, вес П. без воздухоплавателя; но когда последний брался за кольцо П. и пафисал на нем, то пружина уступала, и шар отделялся от П. Чтобы держать шар в равнафесии, с противоположной стороны места прикрепления П. укреплялся к сети шара груз, равный весу П. По отделении П. с воздухоплавателем, груз этот заставлял шар опрокинуться, газ выходил из открытого нижнего отверстия шара, обращенного теперь вверх, и оболочка шара падала вниз, часто раньше спуска воздухоплавателя на парашюте. Кокинг в 1836 г. устроил прибор в виде конуса, пафернутого острием вниз и распираемого легким каркасом; он полагал, что при таком устройстве тяжесть, подвешенная к острию, заставит прибор падать вниз, при чем в полостях конуса образуется разреженное пространство, которое обуслафит значительную разность давлений на нижнюю и верхнюю паферхность его П., чем и замедлится его падение. Результатом опыта была смерть изобретателя, вследствие слишком быстрого падения.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ПАРАШЮТ [шy], -а, м. Устройство с раскрывающимся в воздухе куполом и стропами для прыжка с самолета или спуска с высоты груза, космического аппарата, а также для уменьшения пробега при посадке самолёта, торможения гоночного автомобиля. Спасательный п. Вытяжное кольцо парашюта. Тормозной п. II прил. парашютный, -ая, -ое. П. десант. П. спорт (прыжки с парашютом с летательных аппаратов).

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ПАРАШЮТ, парашюта. м. (фр. parachute от parer предотвращать и chute - падение). 1. Прибор для замедления падения с большой высоты, большой зонт с отверстием в середине, развертывающийся в воздухе при падении с воздушного шара, с самолета (авиац.). 2. Механизм, предохраняющий клеть в шахте от падения в случае разрыва каната (горн.).

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ВЕРХОВНИК
СМОРЩЕННЫЙ
ВНОВЕ
РАССЫХАТЬСЯ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬНИЦА
ОДНОТИПНЫЙ
ПЯТОЧНЫЙ
ПЕРЕСЕВКА
КУВЕЙТЦЫ

ПАРАШЮТ

ЗАШТОРИТЬ
КИПРОКО
ОБКОЛОТИТЬ
УНЕСТИ
УГОЖДЕНИЕ
ЛАБИАЛИЗОВАННЫЙ
ОТОПЛЯЕМЫЙ
ОБУЧЕНИЕ
КОЛОМЕНСКАЯ


ПАРАШНИК назад содержание далее ПАРАШЮТИЗМ
Хостинг от uCoz