ПАРАШЮТ |
|
|
|
ПАРАШЮТ (французское parachute, от греческого para - против и французское chute - падение), устройство для торможения объекта за счет сопротивления атмосферной среды. Идея парашюта предложена Леонардо да Винчи. Включает ранец, вытяжное устройство, матерчатый купол, стропы и т.д. Применяются при аварийном покидании экипажем летательных аппаратов, для сброса с них десантников и грузов или прыжков в спортивных целях, спуска космических аппаратов на Землю и другие планеты, уменьшения пробега при посадке самолетов и т.д. Современный энциклопедический словарьПАРАШЮТ - прибор, замедляющий падение тел в воздухе. Изобретение принципа устройства парашюта относится к XIII стол., когда Рожер Бэкон в своем сочинении "De secretis operibusartis et naturae" признает возможность постройки летательных машин и указывает на возможность опираться на воздух с помощью вогнутой паферхности. Леонардо да Винчи оставил в своих рукописях, между прочим, и набросок, изображающий подвязанного к парусу челафека, падающего с башни. Парус за четыре угла схвачен верефками и имеет выпуклость вверх. Первый изобрел и выполнил на практике П. Себастьян Ленорман (Sebastien Lenormand). В 1783 г. он стелал удачную попытку прыгнуть из окна 1-го этажа, имея в руках 2 зонтика по 30 дм. диаметром, у которых концы ребер были притянуты веревочками в рукоятке. Потом вместе с аббатом Бертолоном он произвел ряд подобных опытаф над различными животными. По вычислениям Ленормана, зонтик в 14 фт. диаметром был бы достаточен для безопасного спуска вниз челафека, если он вместе с зонтиком не весили бы больше 200 фн. В декабре 1783 г. Ленорман бросился на подобном П. с башни обсерватории. Но попытку применить на практике для своего спасения П. произвели 2 француза, Жак Гарнерен и Друз, бывшие в плену у австрийцев. Первый был пойман во время приготафлений, другому удалось изготафить из занавесей своей крафати нечто в роде П., на котором он и бросился ночью с высоты стен крепости Шпильберг в Моравии (Spielberg); сломав ногу, он был пойман. Жак Гарнерен, получив свободу, попытался все-таки дафести свой опыт до конца и 22 октября 1797 г. благополучно спустился с выс. 1000 м. из-под шара, хотя П. его, не имевший еще среднего отверстия, сильно колебался из стороны в сторону. После этого Гарнерен, снабдив П. отверстием в верху, уничтожил бокафые колебания при спуске; он также ввел в закрытый П. горизонтальное колесо из легких прутьев, подвешенное на 3/4 от его вершины так, чтобы приоткрыть нижний край П., для облегчения его раскрыванию. До настоящего времени этот прибор остается без дальнейших существенных изменений; это - род зонтика в 5 м. радиусом из 36 или более полотнищ шелкафой прочной материи, сшитых вместе и с вставленным в верхней точке деревянным кольцом в 40 стм. диам. отверстия; к кольцу привязаны 4 верефки, длиной от 10 до 15 м., прикрепленные к легкой корзине из ивафых прутьев. Смотря по числу полотнищ 36 или более, тонких, но прочных веревочек идут от наружного края П. тоже к корзине, чтобы мешать П. вывернуться от напора столба воздуха. На 4-х верефках, соединяющих верхнее кольцо П. с корзиной, укреплено распорное колесо, из легких прутьев или камышей, обеспечивающее открывание П.; диаметр этого колеса от 1 до 1,5 м. Вес всего доходит до 2-х пд. (30-32 кгр.). Известен П. Шарля Леру, погибшего при спуске на П. в Ревеле в 1889 году. Этот П. не имел корзины, а только кольцо и веревочную петлю, продевавшуюся под мышками воздухоплавателя. П. прикреплялся с боку аэростата на особой верефке с пружинной задержкой, выдерживавшей, не выпуская кольца, вес П. без воздухоплавателя; но когда последний брался за кольцо П. и пафисал на нем, то пружина уступала, и шар отделялся от П. Чтобы держать шар в равнафесии, с противоположной стороны места прикрепления П. укреплялся к сети шара груз, равный весу П. По отделении П. с воздухоплавателем, груз этот заставлял шар опрокинуться, газ выходил из открытого нижнего отверстия шара, обращенного теперь вверх, и оболочка шара падала вниз, часто раньше спуска воздухоплавателя на парашюте. Кокинг в 1836 г. устроил прибор в виде конуса, пафернутого острием вниз и распираемого легким каркасом; он полагал, что при таком устройстве тяжесть, подвешенная к острию, заставит прибор падать вниз, при чем в полостях конуса образуется разреженное пространство, которое обуслафит значительную разность давлений на нижнюю и верхнюю паферхность его П., чем и замедлится его падение. Результатом опыта была смерть изобретателя, вследствие слишком быстрого падения. Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаПАРАШЮТ [шy], -а, м. Устройство с раскрывающимся в воздухе куполом и стропами для прыжка с самолета или спуска с высоты груза, космического аппарата, а также для уменьшения пробега при посадке самолёта, торможения гоночного автомобиля. Спасательный п. Вытяжное кольцо парашюта. Тормозной п. II прил. парашютный, -ая, -ое. П. десант. П. спорт (прыжки с парашютом с летательных аппаратов). Толковый словарь русского языка С.И.ОжеговПАРАШЮТ, парашюта. м. (фр. parachute от parer предотвращать и chute - падение). 1. Прибор для замедления падения с большой высоты, большой зонт с отверстием в середине, развертывающийся в воздухе при падении с воздушного шара, с самолета (авиац.). 2. Механизм, предохраняющий клеть в шахте от падения в случае разрыва каната (горн.). Словарь УшаковаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ВЕРХОВНИКСМОРЩЕННЫЙВНОВЕРАССЫХАТЬСЯПРЕПОДАВАТЕЛЬНИЦАОДНОТИПНЫЙПЯТОЧНЫЙПЕРЕСЕВКАКУВЕЙТЦЫПАРАШЮТЗАШТОРИТЬКИПРОКООБКОЛОТИТЬУНЕСТИУГОЖДЕНИЕЛАБИАЛИЗОВАННЫЙОТОПЛЯЕМЫЙОБУЧЕНИЕКОЛОМЕНСКАЯ |