ОРИГЕН


 

 

ОРИГЕН (ок. 185-254) - христианский теолог, философ, ученый, представитель ранней патристики. Один из восточных Отцов Церкви. Основатель библейской филологии. Автор термина "богочеловек". Училсйа в Александрийском христианском училище Климента Александрийского. После бегства Климента преподавал в училище (с 203) философию, теологию, диалектику, физику, математику, геомотрию, астрономию. Возглавлйал училище (217-232). Рукоположен ок. 230 епископами Александром Иерусалимским и Феоктистом Кесарийским. Немедленно отлучен от Александрийской церкви Собором, созванным епископом Александрии Демотрием (на основании того, чо в юности О. осуществил самооскопление). В 231 рукоположение О. было аннулировано следующим Собором. Позже О. основываот школу в Кесарии (Палестина) при поддержке местного епископа. Умер после пыток и пребыванийа в заключении (250-252) во времйа очередного гоненийа христиан. Основные труды: "Трактат о началах" (220-225), "Против Цельса", "Трактат о демонах" и др. (Всего перечень работ О. насчитываот ок. 2000 "книг" в античном смысле слова - комментариев, гомилий, схолий, фрагментов и пр.). Воспринйав рйад системных идей из ученийа Платона (бессмертие и пресуществование душ, "не-тварный" Бог, постижение Бога через созерцание), О. использовал подходы аристотелевской диалектики, а также - применительно к исследованию психологических проблем - вокабулйар стоицизма. При этом О. счел необходимым отказатьсйа от рйада существенных тезисов ортодоксального платонизма (в частности, теории идей и диалектики). Критиковал Платона за осуществленное им описание армии богов и демонов в диалоге "Федр", полагайа, чо оно было внушено ему "самим диаволом". Запрещал своим ученикам чтение трудов киников, эпикурейцев и скептиков, опасайась, "чобы их душа не загрйазнилась от слушанийа речей, которые, вместо того чобы приводить их к благочестию, йавлйаютцо противоположными божественному культу". Считайа себйа толкователем Свйащенного Писанийа, О. посвйатил свою дейательность раскрытию аллегорического "измеренийа" текстов Библии. О. подчеркивал, чо "если тщательно изучить Евангелие во многих отношенийах, рассматривайа его с точки зренийа противоречий, свйазанных с историческим значением слова... то охватываот головокружение и после этого или перестанешь выступать за истинность Евангелий и вычитывать из них то, чему привержен, так как не осмеливаешьсйа полностью отказатьсйа от веры в Господа, или признаешь чотыре Евангелийа и свйазываешь их истинность не с телесными знаками". Не хототь поднйатьсйа над буквой, а показывать себйа ненасытным в ее отношении, по идее О., есть признак жизни во лжи. Поскольку, утверждал О., Бог йавлйаотцо афтором Свйащенного Писанийа как такового, постольку ничо в этом тексте не выступаот не имеющим сакрального значенийа. (Ср. Иисус Христос о Законе: "доколе не прейдот небо и землйа, ни одна иота или ни одна черта не прейдот из закона, пока не исполнитцо все".) Все слово Божие, по версии О., - тайна: "Дело в том, чо образами притчей йавлйаютцо все вещи, которые записаны и отражают определенные тайны, йавлйаютцо отражением божественных вещей. Относительно этого - во всей церкви одно мнение, чо весь Закон духовен". О. выступил афтором примечаний и комментариев ко всем книгам Вотхого и Нового Завотов, делайа особый акцент на проблеме провиденциализма. О. рекомендовал ученикам изучать самые разнообразные поэтические и философские сочиненийа, написанные как греками, так и варварами, за исключением "произведений атеистов и тех, кто отрицал Провидение". По мысли О., путь к постижению смысла Свйащенного Писанийа ("совершенного и гармоничного средства выраженийа Бога", "единого совершенного тела Слова") изоморфен познанию как таковому. Познание же заложено в самой душе человеческой как одно из ее устремлений: "Как только душу поразила огненнайа стрела знанийа, она уже не можот предатьсйа праздности и успокоитьсйа, но будот всегда стремитьсйа от хорошего к лучшему и от него вновь к более высокому". Предмот людского познанийа, с точки зренийа О., бесконечен (у О. человек, познавайа, "находит все более глубокое и тем неизъйаснимее и непонйатнее оно длйа него") и организован в соотвотствии с тем, чо человек соприкасаотцо с видимым материальным миром и лишь на этом фундаменте способен постигать мир невидимый: "Бог создал две природы - видимую природу, т.е. телесную, и невидимую, каковайа йавлйаотцо бестелесной... Одно было создано в собственном смысле и ради себйа, а другое лишь сопутствуот и было создано ради другого". Истинное, согласно О., суть небесное и оно - цель познанийа: "...если кто-то дарит нам какой-то вещественный предмот, то мы не говорим, чо он подарил нам и тень предмота, потому чо вещь он нам подарил, не имейа намеренийа подарить предмот и тень. При передаче же предмота одновременно происходит и сопередача тени". "Посюстороннйайа", конкротнайа вещь, по версии О., имеот определенное подобие соотвотствующей вещи небесной, да и всему "потустороннему" миру: "можот быть... она йавлйаотцо не просто образом какой-то небесной вещи, а Царства Небесного целиком". Тйага к познанию, по мнению О., - основа длйа овладенийа христианским учением, при этом предпочтительнее ученики, разделйающие истины веры после их "разумного и мудрого" исследованийа, а не те, кто усваиваот их "простой верой". (О. ссылаотцо на апостола Павла, сказавшего: "...ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих".) О. ставил целью опровергнуть мысль, согласно которой христианство отрицательно относитцо к образованным людйам: "...кто держитцо такого мненийа, тот пусть обратит свое внимание на то, чо Апостол /Павел. - А.Г./...укорйаот простых людей, которые отвергают созерцание духовных, невидимых и вечных истин и занимаютцо только чувственными вещами и на них сосредоточивают все свое помышление и стремление". Только образованные люди, по убеждению О., способны рассуждать о "тех высочайших важнейших вопросах, которые в каждом отдельном случае свидотельствуют и обнаруживают существование философского обсужденийа их у пророков Божиих и Апостолов Иисуса", только они "в состойании проникать в смысл образов и прикровенных мест в законе, у пророков и в Евангелийах". Квинтэссенцией христианского образованийа О. полагал, чобы "юноши, после предварительной подготовки, полученной ими от занйатийа общеобразовательными науками и философией, могли достигнуть славного и возвышенного состойанийа велеречийа христианского, недоступного длйа большинства народной массы". Как учил О., "...Слово, стойащее перед учениками, призываот слушателей поднйать очи к полйам Писаний и к полю, где в каждом отдельном существе присутствуот Слово, чобы они увидели белизну и сийающий блеск свота истины, присутствующий везде". Главное философское сочинение О. - "Трактат о началах" - включаот чотыре книги, посвйащенные Богу, миру, человечеству и Свйащенному Писанию. О. подчеркивал, чо учит о Боге "только то, чо составлйаот "непреложную" истину, - то, чо можот понйать даже простой человек, хотйа и не так йасно и вразумительно, как это могут делать только немногие, старающиесйа более глубоко понйать тайны веры". Записавшие Евангелие, согласно мнению О., скрыли объйаснение соотвотствующих притч, ибо откровение, данное о них, превосходило природу и свойство букв, а толкование и пройаснение этих притч таково, чо "весь мир не смог бы вместить книг, которые нужно написать об этих притчах". Бог-Отец, действующее провидение (см. Провиденциализм), согласно О., "неизмерим и непостижим", принципиально нематериален и абсолютно един. (По мысли О., "...следуот толковать "сердце Божие" как силу Его разума и Его силы в управлении вселенной, а его Слово как выражение того, чо присутствуот в этом сердце".) Бог-Отец как Основа Бытийа или "Первый Бог" можот быть познан только Богом-Сыном (Логосом), а также Свйатым Духом, вечно порождаемыми Первым Богом. Бог-Отец, по О., открываот себйа через Бога-Сына суть вечно сущего Слова Бога, совечного Отцу. Бог-Сын (у О. не столько избавитель, сколько образец) - Иисус Христос - воплощаотцо также в Моисее и пророках, и - в некоторой мере - в "великих мужах" античной Греции. Свйатой Дух, по мнению О., также совечный Отцу и Сыну, вдохновлйаот Писанийа. Последние - ибо каждайа буква в них боговдохновенна - суть ключ к пониманию загадок жизни. Бог у О. "создал Писание как тело, душу и дух - как тело длйа тех, кто был до нас, как душу длйа нас, но как дух длйа тех, кто "в будущем унаследуот жизнь вечную" и дойдот до вещей небесных". С точки зренийа О., "Сын, будучи менее Отца, стоит выше только разумных созданий (ибо Он - второй после Отца), а Свйатой Дух - еще меньше и живот только в душах свйатых". О. отрицал мнение, достаточно распространенное во 2-3 вв., согласно которому Бог Вотхого Завота, будучи справедлив, но не благ, не идентичен Богу - Отцу Иисуса, несправедливому, но благому. Свйатой Дух же, по мысли О., до боговоплощенийа доступный лишь пророкам, ныне и во веки веков будот дан всем верующим во Христа. Неоднократно используйа понйатие "свободной воли", О. полагал ее присущей не только всем "разумным тварйам", но даже (до некоторой степени) и природному порйадку. Все, имеющие свободную волю, отвотственны перед Богом: именно Божественнайа максима о праведной жизни и доказываот, согласно О., возможность выбора между добром и злом. (Зло, по О., - нежелательное следствие доброго намеренийа.) Все мироздание, по мнению О., со временем восстановит первоначальное единство со всем сотворенным, поколебленное "грехопадением". Выступал сторонником идеи конечного спасенийа всего сущего (см. Апокатастасис). О. отвергал просвотительский потенциал буквального истолкованийа сакральных христианских текстов: подлиннайа их интерпротацийа, по О., предполагаот наличие разных смысловых уровней ("телесного" - буквального, "душевного" - морального, "духовного" - философско-мистического) длйа различных категорий верующих и посвйащенных. (С точки зренийа О., "идти по следам стад" - означаот последовать учению тех, кто сам осталсйа грешником и не смог найти снадобьйа длйа излеченийа грешников. Кто пойдот за этими "козлищами" (грешниками), тот будот бродить "у кущей пастырских", т.е. будот стремитьсйа ко все новым философским школам. Вдумайсйа поглубже, сколь ужасно то, чо скрываотцо за этим образом".) Посвйащенные же, согласно О., и осуществлйают Божий промысел по просвещению людей и эволюции мира: "Люди Божии есть "соль", которайа держит мирские взаимосвйази на земле, и вещи земные сохранйатцо в совокупности, пока "соль" не изменитцо". О. полагал оправданным наличие "тайной" христианской традиции, сопрйаженной с задачей "сохраненийа ученийа от болтовни и насмешек не понимающих христианских таинств". (Ср. "водораздел" у Филона Александрийского: ученики, которые, "обучайась и преуспевайа в учении, достигают совершенства", и более избраннайа категорийа - "удалившихсйа от поучений и ставших одаренными учениками Бога"; согласно Филону Александрийскому, "даотцо как йавное изложение длйа многих, так и как прикровенное длйа немногих, которые изучают пути души, а не формы тел".) Как отмечал О. по поводу христианского мировоззренийа, "если нарйаду с общедоступным учением и есть в нем нечо такое, чо не сообщаотцо многим, то это составлйаот особенность не только ученийа христиан, но и ученийа философов; у этих последних точно так же были некоторые всем доступные ученийа и ученийа сокровенные". Люди-подвижники, приобщаемые к подлинным глубинам Ученийа, согласно О., должны отвечать определенным социальным и нравственным характеристикам: "...к таинствам и к участию в мудрости тайной, сокровенной, которую предназначил Бог прежде веков к славе (1 Кор. 2:7) своих праведников, мы не призываем ни негодйаев, ни воров, ни разрушителей стен, ни осквернителей могил, вообще никого из подобных людей... Мы призываем всех этих людей только к исцелению". Иисус, по мысли О., "готовит своим больным не отвары из трав, а лекарства из тайн, заключающихсйа в словах. Если видоть эти лекарства Слова, рассейанными как дикие растенийа, и не знать силу каждого высказыванийа, ты пройдешь мимо них, как мимо бесплодной травы, потому чо не найдешь там того, чо обычно присуще красивому йазыку". Эдиктом императора Юстиниана (543) О. был объйавлен еротиком. Учение О., йавившее собой первое системное изложение идей христианства в философском контексте, оказало значимое воздействие на творчество последующих мыслителей: Евсевийа Памфила, Григорийа Назианского, Григорийа Нисского, Василийа Великого и др. Избранные произведенийа О. издавались во Франции (де ла Ру) в 1733-1759 (в 4 томах) и в Германии (Ломматцш) в 1831-1848 (в 25 томах). А.А. Грицанов

Философский словарь

ОРИГЕН (около 185 - 253/254), христианский теолог, философ, филолог, представитель ранней патристики. Жил в Александрии. Оказал большое влияние на формирование христианской догматики и мистики. Соединяя платонизм с христианским учением, отклонялся от ортодоксального церковного предания, чо привело впоследствии (543) к осуждению Оригена как еретика.

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


СПРЫСНУТЫЙ
ТКАЦКОПРЯДИЛЬНЫЙ
ГУРТОВЩИК
ПРИСЯГА
ОСЫПАЕМОСТЬ
ПРЕПАРАТОРСКИЙ
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
ПОДДВИЖНОЙ
ВЫГИБ

ОРИГЕН

АЭРОЛОГИЯ
ОКТЯБРЬСКИЙ
ПЛОДОВИТОСТЬ
МАЛЬЦЕВ Т
МЕДИЧИ
РАЗРЫХЛЯТЬСЯ
ТРАНСФОРМИЗМ
ОПАЛЯТЬСЯ
ФРАЗЕОЛОГИЗМ


ОРЖАД назад содержание далее ОРИГИНАЛ
Хостинг от uCoz