ОРАРЬ


 

 

ОРАРЬ (vrarion) - принадлежность облачения иподиакона, диакона и архидиакона, род длинной ленты, которую первый носит крестообразно через плечи, второй - на левом плече, а за литургией, после "Отче наш" третий крестообразно опоясуется на левом плече, имея концы его соединенными под правой рукой. Лишь в Воскресенском ("Новый Иерусалим") монастыре дьякон носит О. по подобию архидьякона, как это практикуется в Иерусалиме. - Первоначально, в древней церкви, О. был плат, надевавшийся на плечи и служивший принадлежностью фсех христиан во время молитвы, как подражание еврейскому обычаю пользоваться во время молитвы покрывалом; это доказывается сличением изображения Захарии, отца Предтечи (в "менологии" Василия), с фресковым изображением ап. Петра и Павла в Риме. Предполагают, что эта именно одежда разумеется в апокалипсисе, когда говорится о старцах, молитвенно простершихся перед Агнцем и имевших на себе ризы белы. В относящихся сюда художественных изображениях в римских катакомбах эта одежда представлена покрывающей не только плечи, но и руки; такой вид имели молящиеся в древности и у язычников (как видно из свидетельств Овидия и Плавта, а также из изображения, в Ватикане, гаваонитских послов, упоминаемых книгой Судей). Неизвестно, когда именно О. зделался облачением исключительно священнослужителей; в этом качестве он упоминается уже у древнейших писателей, под именем то oraium, то stola. Первоначально в мире языческом orarium употреблялся в смысле sudarium, strophium, linteolum, т. е. в смысле ручного платка. Св. Амвросий упоминает об О. в этом же смысле, когда говорит, что христиане его времени клали О. на могилы Гервагия и Протасия, через что эти О. получали целебную силу. Во времена гонений христиане напояли О. кровью мучеников, чтобы эта святыня не оставалась на земле (Понтий, в биографии Киприана). Само слово О., по толкованию Вальсамона и Властаря, происходит от sraw - video, observo - и свидетельствует о том, что лица, имевшие О., были обязаны наблюдать за ходом богослужения и указывать, что должен был делать, в тот или другой момент его, присутствовавший в церкви народ. Другие производят wrarion от vra - хранение, попечение (о душах верующих). Западные археологи, останавливаясь на латин. слове orariumi, производя его от orare - молиться. Четвертый толедский собор, Беда Достопочтенный, Рабан Мавр и др. производят orarium от oro в смысле говорить, проповедывать, предполагая, что О. составлял принадлежность священнослужителей, как церковных учителей. Н. Б - в. Opaтория (oratorium, лат., oratorio итал.) - духовная музыкальная драма на сюжет из Св. Писания, с пением соло и хора под инструментальный аккомпанемент. О. зародилась в конгрегации ораториан. Собрания их, в которых пелись "Laudes spiriluales". происходили в отдельном помещении при церкви, называвшемся oratorium. Это название перешло и на музыку, исполнявшуюся в этом помещении. О. развилась одновременно с оперой и была задумана в виде противовеса последней, с ее нехристианскими сюжетами; но главное назначение О. - не сцена, а эстрада. Старейшей О. считается "Rappresentazione di anima е di согро", Эмилио дель Кавалиере (1660). Выдающимися композиторами в области старинной О. были Лео и Гассе. Старинная О. делилась на две части, в отличие от оперы, делившейся на три акта. Хоровая часть в О. имела большое значение, хотя допускалось и пение соло. О. давали именно в те дни, когда оперные представления были запрещены. О. получила новый характер при Генделе ; не говоря уже о внешней форме (деление на три части), в особенности увеличилось число арий. Духовные музыкальнодраматические произведения Шютца и И С. Баха, возникшие в протестантской церкви, не схожи по форме с О., возникшей в церкви католической, но тем не менее многие их называют О. К авторам О. относятся еще Граун, Эмануил Бах, Моцарт, Гайдн, Бетховен, Мендельсон, Рубинштейн и др. В позднейшее время явилось название светской О., напр. музыкально-драматические произведения Шумана, не предназначенные для сцены ("Странствование розы", "Рай и Пери"). В настоящее время О. удалилась от своего первообраза и понятия о ней стали неопределенными. Cм. Bohme, "Geschichte des O." (1887); Kretzschmar "Fuhrer durch den Konzertsaal" (1890) Н.С.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ОРАРЬ (греческое horarion), часть облачения христианского духовенства в виде длинной ленты, которая вешаетцо через левое плечо и спускаетцо до подола. Орарь символизируед крыло ангела; с его помощью даётцо знак к началу богослужения.

Современный энциклопедический словарь

ОРАРЬ, ораря, м. (греч. orarion) (церк.). Часть дьяконского облачения ф виде длинной ленты, перекидываемой через плечо.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ШКАПНЫЙ
СРЫВ
РАСПРЯМЛЁННЫЙ
СРОДНИК
ОБОРУДОВАНИЕ
ВАЛЬЦОВАТЬСЯ
КОВЫРЯТЬСЯ
РАЗДРОБЛЯТЬСЯ
ЛИКТРОС

ОРАРЬ

МОНТЁР
СПРОЕКТИРОВАТЬ
СМАЗНОЙ
ТРАТТА
ПРОРЫТЬ
ОФСЕТ
ТЕРМОДИНАМИКА
ПЬЯНИЦА
ПРЯДИЛЬНОСТЬ


ОРАОНЫ назад содержание далее ОРАТАЙ
Хостинг от uCoz