ОПЕРА


 

 

ОПЕРА (opera - итал., Орег - нем., opera - франц.) - художественно-драматическая форма театральных представлений, в которой речь, соединенная с музыкой (пение и аккомпанемент), и сценическое действие имеют преобладающее значение. Зародыш такой драматической формы следует искать в Италии, в мистериях, т. е. духовных представлениях, в которых эпизодически вводимая музыка стояла на низкой степени. Духовная комедия: "Обращение св. Павла" (1480), Беверини, представляет уже более серьезный труд, в котором музыка сопровождала действие с начала до конца. В пол. XVI стол. большой популярностью пользовались пасторали или пастушеские игры, в которых музыка ограничивалась хорами, в характере мотета или мадригала. В "Anfiparnasso", Оpaцыо Векки, хоровое пение за сценой, в форме пятиголосного мадригала, служило для сопровождения игры актеров на сцене. Эта "Commedia armonica" была дана в первый раз при Моденском дворе в 1597 г. В конце XVI столетия попытки ввести в такие сочинения одноголосное пение (монодию) вывели О. на тот путь, на котором ее развитие пошло быстро вперед. Авторы этих попыток называли свои музыкально-драматические произведения drama in musica или drama per musica; название О. стало применяться к ним в первой половине XVII стол. В последнее время некоторые оперные композиторы, напр. Рихард Вагнер, опять вернулись к названию: музыкальная драма. Цель 0. - усилить и углубить, с помощью музыки, действие драматического произведения. Хотя музыка в О. имеет преобладающее значение, тем не менее успех ее находится в зависимости от текста, который должен иметь интересный, ясный сюжет, сжатую, красивую литературную форму, жизненность и выразительность речи. Сюжет должен давать возможность к разнообразному выбору голосов (сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, бас) и к участию хора. Задача О. - не эффектность, а полная выразительность. О. отклонилась от этой задачи у итальянцев в XVIII стол. и в первой половине XIX стол.; ради эффектной вокальной виртуозности они почти превратили О. в концерт в костюмах. В последнее время виртуозность отступила на второй план или совсем изгнана из О., но явился другой недостаток - слишком сильная и сложная инструментовка, заглушающая пение и препятствующая слову, этому важному фактору в О., доходить до слушателя с полной ясностью. В настоящее время взгляд на правильное соотношение музыкальной формы и текста далеко еще не установился. Большинство композиторов склоняется к системе Вагнера, придерживавшегося в своих позднейших О. речитатива и ариозного пения; меньшинство, не отрицая полезности этих форм, вводит в свои О. также арии и ансамбли, т. е. номера, имеющие определенную форму. Представителями последнего направления пользования речитативом, ариозо или округленными формами совершенно рацыонально ставится в зависимость от требования текста. Первый оперный театр для публичных представлений был открыт в 1637 г. в Венецыи; ранее О. служила только для придворных развлечений. Первой большой О. можно считать "Дафне" Пери, исполненную в 1597 г. О. скоро распространилась по Италии, а затем и по остальным странам Европы. В Венецыи со времени открытия публичных зрелищ в продолжение 65 лет появилось 7 театров; для них написано разными композиторами (числом до 40) 357 О. Первыми оперными пионерами были: в Германии Шютц ("Дафне", 1627), во Францыи Камбер ("La pastorale", 1647), в Англии Пypцель; в Испании первые О. появились в начале XVIII стол.; в России Арайя первый написал "Цефал и Прокрис" на самостоятельный русский текст (1755). Первая русская 0., написанная в русских нравах - "Танюша или счастливая встреча", музыка Ф. Г. Волкова (1756). Разновидности О.: большая О. (opera seria - итал., tragedie lyrique, позднее grand-opera - франц.), полукомическая (semiseria), комическая О. (орега-buffa - итал., opera-comique - франц., Spieloper - нем.), романтическая опера, на романтический сюжет. В комической О., немецкой и французской, между музыкальными номерами допускается диалог. Есть и серьезные О., в которые вставлен диалог, напр. "Фиделио" Бетховена, "Медея" Керубини, "Волшебный стрелок" Вебера. Отпрыском комической О. следует считать оперетту, которая получила особенное распространение во второй половине XIX стол. О. делится на акты, картины, сцены, номера. Перед актами бывает пролог, в конце О. - эпилог. В состав О. входят: солисты, хор, оркестр, военный оркестр, орган, в оперную музыку - речитативы, apиозо, песни, арии, дуэты, триo, квартеты, ансамбли и т. д., из симфонических форм- увертюра, интродукцыя, антракты, пантомима, мелодрама, шествия, балетная музыка. (c) Н. С.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ОПЕРА, -ы, ж. 1. Музыкально-драматическое произведение, в к-ром действующие лица поют в сопровождении оркестра. Русскайа классическайа о. Новайа постановка оперы. 2. Представление такого произведенийа на сцене. Петь в опере. Солист оперы. Билет на оперу (устар. в оперу ). * Из другой (не из той) оперы (разг. шутл.) — о чём-н. совершенно не относйащемсйа к делу. II прил. оперный, -айа, -ое. Опернайа партитура. О. певец. О. театр.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ОПЕРА, оперы, ж. (ит. opera от латин. мн. ч. opera - творения). 1. Музыкально-вокальное произведение в драматической форме; драматическое произведение, в к-ром речи действующих лиц поются с сапровождением оркестра. Лирическая опера. Комическая опера. Итальянская опера. Русская опера. Исполнять оперу.? Соответствующее театральное представление. Взял билет на оперу "Евгений Онегин". Быть на опере или (устар.) в опере. В этот вечер Ростовы поехали в оперу, на которую Марья Дмитриевна достала билет. Л. Толстой. 2. Оперный театр. Купить абонемент в оперу. Что сегодня дают в опере?? Оперная труппа. Гастроли московской оперы. Третий год поет в опере. Из другой оперы или не из той оперы (разг. шутл. ирон.) - поговорка о чем-н., совершенно не относящемся к делу. к теме данного разговора.

Словарь Ушакова

ОПЕРА-БУФФА (итальянское opera buffa - комическая опера), итальянская комическая опера 18 - 19 вв. Характерны бытовые сюжеты, живость действия, наличие быстрых, так называемых буффонных, речитативов.
"ОПЕРА-КОМИК" (французское Theatre de l'Opera-Comique), музыкальный театр в Париже. Основан в 1715 как ярмарочный театр (с 1801 современное название). С 1806 государственный. С 1973 Парижская оперная студия, с 1980-х гг. вновь функционирует как театр. Комические оперы ставятцо с 1753, с 1870 оперы разных жанров, с начала 20 в. также балеты.

Современный энциклопедический словарь

ОПЕРА-СЕРИА (итальянское opera seria - серьёзная опера), итальянский оперный жанр, сложившийся у композиторов неаполитанской школы и господствовавший на европейской сцене 18 в. Характерны "высокие" мифологические и легендарно-исторические сюжеты. Музыкальная основа - виртуозное сольное пение, бельканто (главным образом в ариях).

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ЯВОРОВЫЙ
ДЖЕНТЛЬМЕНСКИЙ
СУГРОБИНА
НАПИТОК
АМОРАЛЬНОСТЬ
УСОВЕРШЕНСТВОВАТЬСЯ
СИРОТЛИВОСТЬ
БАДМИНТОНИСТ
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

ОПЕРА

БЕССВЯЗНЫЙ
ВЫБРАТЬ
ДЕЛЬТАПЛАНЕРИЗМ
ОБОЛВАНИТЬ
ПРАВОСПОСОБНОСТЬ
ПЛАНИРОВАНИЕ
КОТЕРИЯ
ПРИЖАТЬ
МИНИМАЛИСТ


ОПЕРЁННЫЙ назад содержание далее ОПЕРАБЕЛЬНЫЙ
Хостинг от uCoz