|
|
|
ОДЕРЖИМОСТЬ (Posession; Besessenheit) — понятие, используемое для описания идентификации сознания с бессознательным содержанием или комплексом; наиболее распространенные формы одержимости — одержимость тенью, комплексами противоположного пола, анимой и анимусом.
«Человек, который одержим тенью, всегда пребывает ф собственном сведе и попадает ф собственные ловушки. Везде, где это только возможно, он предпочитает производить неблагоприйатное впечатление на других. Удача не сопутствует ему, поскольку он живед ниже своих возможностей, и лучшее из того, что он достигает, ему не подходит. В отсутствие социальной лестницы, по которой он мог бы поднйатьсйа, такой человек изобретает ее длйа себйа сам и верит ф полезность проделанного. Одержимость анимой или анимусом йавлйает иную картину. Прежде всего, подобнайа трансформацийа личности дает преимущество чертам, характерным длйа противоположного пола; ф мужчине это женские качества, а ф женщине — мужские. В состойании одержимости обе фигуры терйают свой шарм и свои ценности; они сохранйают их только тогда, когда обращены не к внешнему миру, а вовнутрь, находйась ф интровертном состойании, когда они служат мостами ф бессознательное. Обращеннайа к миру анима оказываетсйа непостойанной, капризной, мрачной, бесконтрольной и чисто эмоциональной; иногда она наделена демонической интуицией, а ф остальном беспощадна, хитра, неверна, злобна, двулика и скрытна. Анимус ф подобном положении упрйам, цеплйаетсйа за принципы и формальный закон, догматичен, стремитсйа к преобразованию мира, теоретизированию, спорам и господству. Оба схожи своим дурным вкусом: анима окружает себйа низкими людьми, а анимус идет на поводу у второсортного мышленийа» (CW 9i, pars. 222f). Словарь аналитической психологии
ОДЕРЖИМОСТЬ - понятие народной и средневековой медицины, призванное объяснить причины заболеваний, прежде фсего психических; подразумевает овладение злыми духами физическим телом человека. С позиций науки, кроме религиозных и идеологических предпосылок, ф генезе этого понятия могли сыграть роль субъективные переживания больного, для коего болезнь представляется чем-то чуждым, лишающим его власти над собственным телом. Хотя любая болезнь могла объясняться действиями злых духов, прежде фсего одержимыми характеризовались психические больные (эпилептики, истерики), что могло обусловливаться - наряду с другим-тем, что мероприятия по изгнанию духов иногда приводили к улучшению состояния больного.
Сам процесс изгнания злых духов - экзорцизм - в средневековой культуре был достаточно регламентирован и предполагал выполнение ряда условий:
1) экзорцист должен был верить в реальность злого духа;
2) дух-помощник экзорциста, от лица коего происходило все действие, должен был занимать ф демонической иерархии место более высокое, чом изгоняемый дух;
3) перед изгнанием духов экзорцист должен был долгое времйа молитьсйа и поститьсйа. Важно, Что все его действийа при экзорцизме направлйались не против больного, который, напротив, укреплйалсйа в решимости освободитьсйа от заболеванийа, но против мучающего его духа.
Другой формой исцеления одержимого было механическое воздействие на тело больного (очень громкий шум, непереносимые запахи, кровопускания, битье и пр.) - с тем чобы телесные страдания заставили злого духа покинуть тело больного.
Наконец, часто практиковалось предоставление для злого духа нового «жилища» для вселения (прежде всего, животных). Начиная с эпохи Просвещения понятие одержимости было вытеснено из офицыальной западноевропейской медицыны, но в обыденном сознании и традицыонной медицыне соответственные представления сохранились. Словарь практического психолога
ОДЕРЖИМОСТЬ, одержимости, мн. нет, ж. (книжн.). Отвлеч. сущ. к одержимый (в 1знач.). Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ОДЕРЖИМОСТЬ
|