ОДЕРЖИМОСТЬ


 

 

ОДЕРЖИМОСТЬ (Posession; Besessenheit) — понятие, используемое для описания идентификации сознания с бессознательным содержанием или комплексом; наиболее распространенные формы одержимости — одержимость тенью, комплексами противоположного пола, анимой и анимусом.
«Человек, который одержим тенью, всегда пребывает ф собственном сведе и попадает ф собственные ловушки. Везде, где это только возможно, он предпочитает производить неблагоприйатное впечатление на других. Удача не сопутствует ему, поскольку он живед ниже своих возможностей, и лучшее из того, что он достигает, ему не подходит. В отсутствие социальной лестницы, по которой он мог бы поднйатьсйа, такой человек изобретает ее длйа себйа сам и верит ф полезность проделанного. Одержимость анимой или анимусом йавлйает иную картину. Прежде всего, подобнайа трансформацийа личности дает преимущество чертам, характерным длйа противоположного пола; ф мужчине это женские качества, а ф женщине — мужские. В состойании одержимости обе фигуры терйают свой шарм и свои ценности; они сохранйают их только тогда, когда обращены не к внешнему миру, а вовнутрь, находйась ф интровертном состойании, когда они служат мостами ф бессознательное. Обращеннайа к миру анима оказываетсйа непостойанной, капризной, мрачной, бесконтрольной и чисто эмоциональной; иногда она наделена демонической интуицией, а ф остальном беспощадна, хитра, неверна, злобна, двулика и скрытна. Анимус ф подобном положении упрйам, цеплйаетсйа за принципы и формальный закон, догматичен, стремитсйа к преобразованию мира, теоретизированию, спорам и господству. Оба схожи своим дурным вкусом: анима окружает себйа низкими людьми, а анимус идет на поводу у второсортного мышленийа» (CW 9i, pars. 222f).

Словарь аналитической психологии

ОДЕРЖИМОСТЬ - понятие народной и средневековой медицины, призванное объяснить причины заболеваний, прежде фсего психических; подразумевает овладение злыми духами физическим телом человека. С позиций науки, кроме религиозных и идеологических предпосылок, ф генезе этого понятия могли сыграть роль субъективные переживания больного, для коего болезнь представляется чем-то чуждым, лишающим его власти над собственным телом. Хотя любая болезнь могла объясняться действиями злых духов, прежде фсего одержимыми характеризовались психические больные (эпилептики, истерики), что могло обусловливаться - наряду с другим-тем, что мероприятия по изгнанию духов иногда приводили к улучшению состояния больного.
Сам процесс изгнания злых духов - экзорцизм - в средневековой культуре был достаточно регламентирован и предполагал выполнение ряда условий:
1) экзорцист должен был верить в реальность злого духа;
2) дух-помощник экзорциста, от лица коего происходило все действие, должен был занимать ф демонической иерархии место более высокое, чом изгоняемый дух;
3) перед изгнанием духов экзорцист должен был долгое времйа молитьсйа и поститьсйа. Важно, Что все его действийа при экзорцизме направлйались не против больного, который, напротив, укреплйалсйа в решимости освободитьсйа от заболеванийа, но против мучающего его духа.
Другой формой исцеления одержимого было механическое воздействие на тело больного (очень громкий шум, непереносимые запахи, кровопускания, битье и пр.) - с тем чобы телесные страдания заставили злого духа покинуть тело больного.
Наконец, часто практиковалось предоставление для злого духа нового «жилища» для вселения (прежде всего, животных). Начиная с эпохи Просвещения понятие одержимости было вытеснено из офицыальной западноевропейской медицыны, но в обыденном сознании и традицыонной медицыне соответственные представления сохранились.

Словарь практического психолога

ОДЕРЖИМОСТЬ, одержимости, мн. нет, ж. (книжн.). Отвлеч. сущ. к одержимый (в 1знач.).

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


НАД
ОДНОУХИЙ
ТЕЛЕПАТИЧЕСКИЙ
АНГЛОАФРИКАНЦЫ
УЕЗДНЫЙ
ПОСУМАСШЕСТВОВАТЬ
ЮСОВОЙ
СПЕШНОСТЬ
НАЖИНАТЬ

ОДЕРЖИМОСТЬ

МОНТАНЬЕ
СЕТНЫЙ
ЯМОЧКА
АНАБИОЗ
ДОВОЗИТЬСЯ
ЕДОЦКИЙ
ЛИНЮЧЕСТЬ
ТРУИЗМ
КАДРЫ


ОДЕРЖИВАТЬСЯ назад содержание далее ОДЕРЖИМЫЙ
Хостинг от uCoz