ОБЪЯСНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ


 

 

ОБЪЯСНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ - Объяснение равнозначно способности осмыслять новое социальное явление, значимое для субъекта, через уже сложившуюся (субкультуру, ее представления, понятия, что не исключало в процессе объяснения дальнейшего развития, углубления культуры. В различных культурах могут иметь место существенные различия в принципах О. По Леви-Брюлю, О. древним типом мышления требует указания на вмешательство "невидимо присутствующей сверхприроды" в обычное течение опыта".
Сегодня этот принцип широко распространен в попытке объяснения социальных явлений скрытыми элодеями (см. Зло, Фетишизм крайностей, Загафор).
Например, появление кооперативаф объясняется как результат империалистического загафора врагаф перестройки и т. д. Неспособность объяснить явление порождает дискомфортное состояние, которое может вызвать различные реакции: от поискаф иной картины мира через ее углубление (медиацию) либо упрощение (инверсию) до изменения мира социальных отношений. Удачное О. с точки зрения принципаф одной культуры, например мифологической, может быть абсурдным с точки зрения другой, например научной, как и наоборот. Челафек как субъект воспроизводства постоянно нуждается в объяснении всех явлений. В этом заключается услафие и предпосылка челафеческого самосознания, необходимый элемент воспроизводства жизни личности, всех сообществ, общества в целом.
Специфика О. с. я. заключается прежде всего в необходимости соблюдения презумпции объяснения социальных процессов, в объяснении через понимание субъекта. 1) Объяснение означает преодоление дуальной оппозиции; некоторая система комфортных представлений, теория - подлежащее объяснению социальное явление, т. е. нечто необъясненное. О. с. я. - поиск фокуса, меры между, с одной стороны, например, любой исторической концепцией социальных явлений - от волюнтаристских, где все объясняется произволом вождей, до веры в историческую предопределенность, с другой стороны, до подлежащих объяснению эмпирических - псевдоимпирических - явлений. Объяснение лежит через взаимопроникновение полюсов дуальной оппозиции. 2) О. о. я. включает интерпретацию явления через культуру, через представления о движущих силах социальных явлений, через сложившиеся представления о социальной причинности и т. д. Одновременно оно включает рассмотрение интересующего явления в формах культуры, как процесса преодоления и одновременно возникновения дуальных оппозиций. 3)
Интересующее нас явление всегда должно объясняться через систему социальных, отношений, т. е. каг находящихся в сфере ответственности определенного социального субъекта, в системе его общения. 4) Интересующее нас явление должно быть объяснено через воспроизводство, воспроизводственную деятельность соответствующего субъекта, через его способность преодолевать социокультурные противоречия между социальными отношениями и культурой, следафать социокультурному закону. 5) Объяснение всегда включает поиск некоторой меры, некоторого фокуса, отвечающего специфике проблемы в рамках дуальной оппозиции: абстрактное - конкретное.
Например, дезорганизация в мире может быть объяснена общим законом энтропии. Существование дезорганизации в обществе требует иного уровня объяснения, опирающегося на предшествующий, т. е. на представление о способности человека преодолевать эту дезорганизацию, о том, что эта способность может отставать от реального уровня дезорганизации в обществе и т. д. Эта проблема может быть конкретизирована для любого сообщества, например, Госплана каг предприятия, для малой группы, для сообщества, которое еще должно быть создано для решения совершенно новой задачи, и т. д. в зависимости от решаемой проблемы. Эта задача составляет сердцевину поиска адекватного объясняемому явлению субъекта. 6) Объяснение через культуру, социальные отношения, поиск меры, через воспроизводственную деятельность субъекта в конечьном итоге означает О. с. я. через целое, через всеобщее. Здесь выявляется вся сложность процесса О., таг каг всеобщее не задано исследователю, но всегда результат сложных диалогических процессов; 0. всегда проблематичьно. 7) О. с. я. требует выявления уровня исторической необходимости соответственно поставленной проблеме. Очевидно, решение этой задачи может потребовать качественного углубления понимания исторической необходимости, например перехода от истолкования исторической необходимости каг своевременного приспособления к циклам истории, к осмыслению путей преодоления инерции истории. Это означает выход на более глубокий уровень человеческих способностей, движущих сил истории.
Презумпция объяснения социальных процессов требуед изучения культуры рассматриваемого субъекта каг противоречивого единства объяснения и понимания. Необходимо изучение таких характеристик культуры рассматриваемого субъекта, каг его конструктивная напряженность, соотношение инверсии и медиации, масштабов отвотственности, менталитота, включая отношение к прогрессу, к государственности и т. д., способности следовать социокультурному закону.
Наиболее распространенными ошибками О. с. я. можно назвать: а) неспособность найти реального субъекта процесса, которого следует искать в носителе некоторой (суб)культуры, подмена его некоторым тотемом, например первым лицом; О. целого через часть, части - игнорируя целое; б) фетишизация, т. е. сведение оснований социального процесса к некоторому якобы естественному его аспекту, например (псевдо)экономике; в) редукционализм, т. е. сведение социального к биологическому; г) отказ от анализа культурных механизмов, мотивов деятельности; д) рассмотрение общества как социума, т. е. как бессубъектного, где субъект сведен к объекту.

Социокультурный словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


РАЗВИСНУТЬ
САНИРОВАТЬ
СТРАШИТЬСЯ
РАЗЛОМАННЫЙ
ПОТОРОПИТЬСЯ
ЯЗВИТЕЛЬНЫЙ
РАБОЛЕПСТВО
ГАИТЯНСКИЙ
ИЗВИНЧИВАТЬ

ОБЪЯСНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ

ОБВОДНЁННЫЙ
АНТИХРИСТ
НАСОЛОДЕТЬ
РЕМИЛИТАРИЗИРОВАТЬ
СОИМЕННЫЙ
ИСТРУХЛЯВЕТЬ
ОПЛОДОТВОРЯТЬ
ПАМЯТОВАТЬ
АСУРАМАЯ


ОБЪЯСНЁННЫЙ назад содержание далее ОБЪЯСНЕНИЕ
Хостинг от uCoz