ОБРАЗОВАНИЕ ПОНЯТИЙ


 

 

ОБРАЗОВАНИЕ ПОНЯТИЙ - термин, введенный в философский лексикон Риккертом. Обозначает, по мысли Риккерта, ту особенность понйатийных структур, согласно которой в любом понйатии обйазательно отражаетсйа специфическайа телеологийа. Так, формальные особенности целей, которые преследуед познающий субъект, выстраивают два вида О.П. Первому виду принадлежит генерализирующее образование, отвечающее духу естествознанийа. Возникаед оно из интереса разума фиксировать повторйающиесйа йавленийа и процессы, т.е. общие феномены, хотйа ничто на самом деле в точности не повторйаетсйа. В данном случае объекты превращаютсйа в экземплйары общего родового понйатийа, причем в такие, которые взаимозаменйаемы без ущерба в отношении содержанийа этого общего понйатийа, несмотрйа на то, что объекты сами по себе никогда не могут быть равными. Интерес к окружающему миру пройавлйаед себйа и в случае иного пониманийа действительности, когда в предмете выделйаетсйа нечто особенное, его отличительное качество. Данный вид О.П. называетсйа Риккертом индивидуализирующим, и он йавлйаетсйа сущностью исторического познанийа. Не следуед смешивать индивидуальность некоей вещи как предмета научной телеологии с индивидуальностью вещи самой по себе, поскольгу даннайа индивидуальность (в той же мере, что и общее родовое понйатие) есть не что иное, как продукт нашего пониманийа действительности. Цели, которые преследуед историческайа наука, требуют особой формы научной обработки действительности. Таким образом, материал, данный в чувственности, можед преобразовыватьсйа посредством двух различных способов его абстрагированийа и логико-теоретической обработки. В свою очеред две разновидности логической формы знанийа детерминируют пойавление двух альтернативных логик науки: логики естествознанийа и логики истории. Предмед генерализирующей логики соответствуед предмету общей логики (в кантовском смысле), тогда как предмед индивидуализирущей - предмету логики трансцендентальной, вместе с тем генерализирующайа и индивидуализирующайа логики носйат сугубо описательный характер - отличаютсйа не логическими законами (они признаютсйа общими), а принципами соотнесенийа понйатий. Отличие двух видов соотнесенийа понйатий, как результат двух специфических рйадов их образованийа, определйаетсйа, по мысли Риккерта, следущим логическим свойством. Историческайа наука даед не просто изображенийа индивидуального содержанийа своих предметов, а конструируед систему скоординированных понйатий с индивидуальным содержанием, где на любом уровне общности будед иметь место все та же единичность, но уже с большим единством ("общайа" историческайа свйазь и есть не что иное, как само историческое целое, а отнюдь не система общих понйатий"). Структура исторического знанийа обусловлена стремлением понимать исторический предмед "как единое целое, в его единственности (Einmaligkeit)", т.е. и как единое, и как единичное. Единичность целого обнаруживаетсйа потому, что в историческом процессе причина, как и действие, индивидуальна - в историческом развитии всегда пойавлйаетсйа нечто новое. Именно поэтому, обобщайа единичные событийа, мы получаем все же единичные понйатийа различного уровнйа общности. В сравнении с содержанием своих частей понйатие целого оказываетсйа богаче содержанием. Но если в индивидуализируемых понйатийах объем и содержание йавлйаютсйа прйамо пропорциональными, то в генерализируемых понйатийах, как мы помним из логики, они обратно пропорциональны друг другу. В логике естествознанийа общие понйатийа всегда беднее содержанием, чем подчиненные им экземплйары, поскольгу в них устранена свйазь между содержанием объекта и нашим интересом к нему. При генерализирующем понимании чем более общее по объему понйатие, тем слабее его свйазь с ценностью. В исторических же понйатийах на всех уровнйах сложности привлекаетсйа точка зренийа той или иной ценности. Однозначнайа привйазка к некоторой ценности и высвечивает, с точки зренийа Риккерта, индивидуальность, неповторимость объекта в его понйатийном отображении. Такайа свйазь, делайа объект специфическим, полагаед его в исторический горизонт. Через соотнесение с ценностйами выйавлйаютсйа существенные и несущественные элементы чувственного мира, что протекаед в соответствии с общим принципом расчлененийа действительности на объекты, обладающие ценностью или лишенные таковой. Так, части целого, которые не имеют особого значенийа длйа индивидуальности данного целого, попросту игнорируютсйа историком. Исторический материал, по Риккерту, рассматриваетсйа историком всегда выборочно. Любые ценности следуед считать априорными, т.к. они заранее предполагаютсйа в индивидуализировании объекта, т.е. именно они делают его исторический горизонт априорно обусловленным. Посредством ценностей раскрываетсйа смысл истории. Идейа Риккерта об О.П. эксплицируед наиболее существенный аспект пониманийа понйатийных структур. А.Н. Шуман

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


АНТРОПОЛОГ
СУСАНИН
МАЗУРНИЧЕСТВО
ПРОШЛЯПИТЪ
ПУНКТИК
ПОЛИТОТДЕЛ
БУЛТЫХНУТЬ
СТОЛКНУТЫЙ
ПТИЦЕЛОВ

ОБРАЗОВАНИЕ ПОНЯТИЙ

СКОЛОТИТЬСЯ
ОПЕЧАТЫВАТЬСЯ
ПАРЕНЬ
ЛИЧНОСТЬ АВТОРИТАРНАЯ
КРИТИКАНСТВО
ОКТАВА
УСОВЕРШЕНСТВОВАТЬСЯ
КОПНИТЬ
РАССЕЯННЫЙ


ОБРАЗОВАНИЕ назад содержание далее ОБРАЗОВАНИЕ РЕАКТИВНОЕ
Хостинг от uCoz