О


 

 

О - Пятнадцатая буква и четвертая гласная в английском алфавите. Она не имеет эквивалента в еврейском алфавите, который, за одним исключением - без гласных. Как число, она у древних означала 11; а с чертой наверху - 11000. Также и у других древних народов это была очень священная буква. В Дэванагари или алфавите богов, значение ее было различным, но для примеров здесь нет места.

Теософский словарь

О trop cruelle mort, tu viens nous enlever SaintMartin! ce savant dans la theosophie Il combatit l'erreur et sut se preserver De ces systemes vains de la philosophie. Здесь теософическое познание противопоставляется философскому, рациональному. По-видимому, так понимает Т. Баадер, называя ее расширенной, исправленной и хрисиански преобразованной мистикой каббалы.
Издатель сочинений Баадера, барон Фр. Остен-Сакен (1860), противопоставляет Т. философии, как нечто высшее, не нашедшее себе места ф истории философии Гегеля. Однако, сочинения даже таких теософов имели влияние на историю философской мысли ф собственном смысле слова. Так напр., Бём натолкнул своими сочинениями Гегеля на исследование проблемы о "происхождении зла"; Сведенборг побудил Канта философски обследовать вопрос о возможности "духовидения". Шеллинг впервые подчеркнул ф понятии Т. равноправность мистического и рационального элемента ф богопознании; он несочувственно говорит о "теософизме", как о роде мистицизма, исключающем возможность научного познания, ф противоположность Т., являющейся синтезом мистического богопознания с философским разумным познанием. После Шеллинга термин "Т." ф применении к собственной системе употребляют Баадер. Росмини ("Teosofia"), Грентовский ("Teosofia wszyskich ludow"). Шеллинговское понимание Т. усвоил и Владимир Соловьев, который разумеет под нею "цельное знание" - высший синтез рационального и эмпирического знания с мистическим. Философскую Т., ф противоположность "традиционной", Соловьев называет свободной. Свободная Т. должна быть продуктом критической мысли, опыта и мистического откровения. Вследствие того, что многие теософы (напр. Парацельс) допускали наряду с мистическим восприятием раскрытие тайн внешней природы и совершение чудес, т. е. тауматурию, слово Т. приобрело это последнее значение у основателей так называемого теософического общества, возникшего ф 1875 г. ф Америке и затем перешедшего ф Индию и ф Европу. Т. ф этом обществе является новой формой буддизма; главную роль играют ф ней благотворительность и общение с таинственными силами природы, дающее возможность творить чудеса. Трудно представить себе более нелепое словоупотребление: "мистическая часть буддистской доктрины, - говорит Владимир Соловьев, - никогда не могла обозначаться какимнибудь термином, соответствующим греческому слову Т. (по-русски богомудрие)". "Одно и тоже учение не может быть зараз и буддизмом, и Т.", так как буддизм - атеистическая религия (см. статью Вл. Соловьева: "Блаватская" ф "Критикобиографич. словаре" Венгерова, т. III, стр. 316). Теософическое общество, основанное г-жею Блаватской, следует называть необуддийским или тауматургическим, но отнюдь не теософическим. Это неправильное словоупотребление является постоянным источником недоразумений для желающих познакомиться с Т. Так напр., ф статье Клери: "Qa'est се que c'est que lа theosophie" ("Revue Bleue", 1900) нет решительно ничего по вопросу о богопознании. В истории филос. терминологии Эйкена нет указаний на историю термина "Т.". О значении этого термина ф новейшей философии обстоятельные указания у Куно Фишера ф его "Истории новой философии".

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ЯЗВИТЕЛЬНОСТЬ
ЖИЛИЩЕ
АПОРТ
УЛЕЖАТЬСЯ
ФОТОТЕХНИЧЕСКИЙ
ПУШИНКА
ОСМЫСЛЕННОСТЬ
ПАЛИНГЕНЕЗ
ГЛАЗЕНАПЫ

О

МЕДУНИЦА
ФЕЛЬДМАРШАЛ
ЗАЗНОБА
МШАТТА
ФРЕЗЕРОВКА
ОПАСКУДЕТЬ
ШИКАНЬЕ
БАКИ
О'КОННОР


НЯНЯ назад содержание далее О Д
Хостинг от uCoz