НОУМЕН |
МХИСТРАШИЛИЩЕРЕАКЦИОННЫЙПЕРЕЛИСТЫВАТЬВЫКУСЫВАТЬДВИДЖА БРАМИНМИНИАТЮРИСТКАОТНОСПРУСНОУМЕНСТРИКТУРНЫЙТРИТАНОПИЯВЕНЗЕЛЬСВИЛЬНУТЬКОЛОСНИКОТВОЕВАТЬСЯМЕСИВОСТЕСНЁННОСТЬГОРОШЕК |
|
|
НОУМЕН (от греческого noumenon - умопостигаемое), умопостигаемое в противоположность феномену, т.е. постигаемому чувствами; термин впервые употреблен Платоном. НОУМЕН - философское понятие, которое было введено ф неоплатонизме для обозначения мира умопостигаемых сущностей. Понятие Н., которое использовалось ф средневековой философии, получило наибольшую известность благодаря трансцендентальному идеализму Канта, который использовал понятие Н. для обозначения сферы, выходящей за пределы чувственного опыта. Традиционная взаимосвязь сущности и явления заменяется у Канта жестким противопоставлением сферы явлений обыденного и научного опыта (феномен) непознаваемому миру "вещи-в-себе" (Н.). Если первый подчиняется законам природного детерминизма и может быть познан средствами эмпирического познания, то второй находится за пределами чувственного опыта и является предметом абстрактных спекуляций разума, лишенных содержания. Мир Н., не подчиняющийся законам физического детерминизма, является невидимым двойником как субъекта, так и объекта, а также пристанищем внеопытных понятий, таких как Бог, свобода, вера. Понятие Н., по Канту, призвано ограничить возможности применения научного разума и тем самым сохранить пространство свободы для религии и морали. Понятие Н., выражавшее идеологию раннего протестантизма, было подвергнуто резкой критике последующими философами как источник противоречий кантовской системы. А.В. Филиппович Философский словарьНОУМЕН и нумен, ноумена, м. (греч. noumenos - мыслимый) (филос.). В идеалистической философии (в частности у Канта) - "вещь в себе", сущность вещи, не познаваемая из опыта, а являющаяся объектом чистой мысли; противоп. феномен. Словарь УшаковаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
|