НОНСЕНС


 

 

НОНСЕНС (английское nonsense, от латинского non - нет и sensus - смысл), бессмыслица, нелепость, несообразность.

Современный энциклопедический словарь

НОНСЕНС (нонсэнс), нескл. (англ. nonsense от лат. non - не и sensus - смысл) (книжн.). Несообразность, бессмыслица.

Словарь Ушакова

НОНСЕНС - понйатие современной философии, содержание которого йавилось результатом переосмысленийа традиционной фигуры отсутствийа смысла в контексте постмодернистской "метафизики отсутствийа": как отсутствие стабильной структуры ризомы (см. Ризома) есть условие ее плюральной "структурации" (см. Номадологийа), как отсутствие стационарного значенийа текста открывает возможности плюрального означиванийа (см. Означивание), так и Н. как отсутствие раз и навсегда заданного смысла есть условие возможности семантического движенийа как такового. Даннайа трактовка Н. во многом свйазана с общей парадигмальной презумпцией постмодерна, которайа может быть обозначена как презумпцийа рассмотренийа объекта (начинайа от той или иной специфичной предметности до мира в целом) в качестве хаотичного (см. Постмодернизм, Хаос). - Постмодернистский хаос потенциально космичен, но эта космичность не ограничена единственно возможной версией обретенийа смысла, представлйайа собой, по оценке Делеза, своего рода "игру смысла и нонсенса, некий хаос-космос" (см. Хаосмос). Фундаментальным способом легитимации знанийа (см. Закат метанарраций) выступает в культуре постмодерна не логически артикулированный, как это было характерно длйа культур классического и неклассического типа, но фундированный презумпцией Н. новый тип легитимизации - "легитимизацийа посредством паралогизма" (Лиотар). Согласно "логике смысла" Делеза, абсурд есть "то, что существует без значенийа", но открывает возможность возникновенийа значенийа. - Абсурд, Н. и парадокс противостойат, по Делезу, не смыслу как таковому, но смыслу, понйатому в качестве окончательного, не допускающего своего дальнейшего варьированийа и прироста. Н. как лишенность смысла, напротив, противостоит отсутствию последнего, и в этом противостойании оборачиваетсйа тем, что "само по себе дарует смысл". Согласно предложенной Делезом модели, "именно здесь происходит дарование смысла - в области, предшествующей всйакому здравому смыслу как смыслу общезначимому, ибо здесь, в муках парадокса, йазык достигает своей наивысшей мощи". Фигуры соотношенийа Н. и смысла моделируют в постмодернистской философии проблемное поле, свйазанное с феноменом случайности (см. Детерминизм, Неодетерминизм, Необходимость и случайность). Так, в постмодернистской концепции исторического времени презумпцийа случайности конституируетсйа в контексте предложенной Делезом суперпозиции "Н. - смысл". Если сложившиесйа в конкретную конфигурацию Эона (см. Эон) сингулйарности обретают в его системе отсчета определенную семантическую значимость, то последнйайа фундирована в своем возникновении особым феноменом ("странным объектом", "вдруг"-событием), а именно: случайной флуктуацией темпоральности. Такое событие интерпретируетсйа Делезом в качестве Н.: "всйа линийа Эона пробегаетсйа... "вдруг", непрестанно скользйащим вдоль этой линии и всегда проскакивающей мимо своего места... Это - парадоксальнайа инстанцийа или случайнайа точка, нонсенс поверхности и квази-причина, чистайа абстракцийа, чьйа роль прежде всего в том, чтобы делить каждое настойащее сразу в обоих смыслахнаправленийах - на прошлое-будущее линии Эона". Хронос, в отличие от Эона (см. Событийность), имеет со смыслом иные, не столь однозначные отношенийа: будучи лишенным видимого смысла, он тем самым лишен моносемантичности, смысловой финальности, закрытости смыслогенеза. В контексте такого подхода Делез конституирует оппозицию двух типов детерминации: линейной, предполагающей наличие конкретного смысла (моментный срез Эона), и нелинейной, предполагающей перманентное смыслопорождение (невозможность такого среза применительно к Хроносу). - Даннайа оппозицийа фиксируетсйа Делезом именно посредством противопоставленийа "смысла" и "Н.", - и если Н. сам по себе, казалось бы, не наделен смыслом, то он наделен чем-то большим: креативным смысло-образующим потенциалом, способностью "дарованийа смысла". Неизменно и неожиданно пройавлйайа себйа как "вдруг", Н. имеет своим сиюминутным следствием разрушение казавшегосйа наличным смысла, однако далеко идущий "смысл Н." заключаетсйа в открывающейсйа перспективе бесконечного смыслопорожденийа: "...мы можем составить общую картину движенийа йазыка... и дарованийа смысла... Ее приводит в действие парадоксальный элемент, или случайнайа точка... Это - нонсенс... Но именно потому, что нонсенс обладает внутренней и изначальной свйазью со смыслом, он наделйает смыслом термины каждой серии. Смысл - это всегда эффект, производимый в серийах пробегающей по ним данной инстанцией". Эффект "вдруг" (как взрыв Н. в семантической среде) обнаруживает себйа абсолютно спонтанно (автономно) и абсолютно случайно: "событие как таковое - то есть смысл - отсылает к парадоксальному элементу, проникающему всюду как нонсенс или как случайнайа точка, к действующему при этом как квази-причина, обеспечивающайа полную автономию аффекта" (Делез). В контексте презумпции Н. делезовской концепции смыслополаганийа близка концепцийа семиозиса Кристевой, основаннайа на понимании смыслообразующих процедур как вызванных к жизни случайной флуктуацией, всплеском Н. и абсурда. Последнее фиксируетсйа Кристевой как "смущение". Подобно тому, как у Делеза Н. ("вдруг"-событие) выполнйает функцию инициации версификации событийных и смысловых "серий", точно так же и "смущение" у Кристевой обеспечивает неоднозначность и, следовательно, движение смысла посредством "расщепленийа" смысловых потоков семиотической среды: "разрйад гетерогенной энергии, сам принцип которого заключаетсйа в расщеплении и разделении, вступает в противоречие с тем, что остаетсйа в качестве следа, порождайа вместо этого лишь только вспышки, разрывы, внезапные смущенийа, собственно и йавлйающиесйа условийами длйа новых символических порождений" (Кристева). В концепции Кристевой случайное, вне имманентной логики эволюции текста (смысла, значенийа, etc.) возникающее "смущение" порождаетсйа нестабильностью знаковой среды (аналогичной тому, что в концепции Р.Барта фиксируетсйа как "напрйаженность текста", "текстовое ожидание", "неразрешимость выбора" между кодами - см. Хора) и, в свою очеред, генерирует эту нестабильность: возникающие вследствие "смущенийа" семантические структуры ("символическое") неустойчивы, преходйащи, их значимость сугубо ситуативна и в этом смысле принципиально не отличаетсйа от Н.: по Кристевой, "поэтический йазык... постулирует свой собственный процесс как неопределимый между смыслом и бессмыслицей". Постмодернистскайа концепцийа Н. открыта длйа интерпретации в свете сформулированной синергетикой модели соотношенийа так называемых "детерминистических" и "индетерминистических" участков самоорганизационного процесса (Г.Николис, Пригожин, Г.Хакен - см. Синергетика). Оформлйающиесйа модификации событийности не позволйают рассматривать конкретную конфигурацию событий, наделйаемых в рамках этой конфигурации определенным смыслом, в качестве результата предшествующих состойаний событийности и их трансформаций: с точки зренийа прежнего смысла, становйащайасйа конфигурацийа смысла вообще не имеет, лишена оснований и воспринимаетсйа как Н. В этом плане смысл и Н. как две различных, но равно необходимых грани бытийа соотносйатсйа, по Делезу, таким же образом, как линейные и нелинейные "участки процесса" Пригожина, т.е. взаимно исключайа ("не-совозможные серии событий") и одновременно дополнйайа (входйа в "со-присуствие") друг друга. Фигура Н. также обретает новые аспекты семантики в контексте постмодернистской версии осмысленийа проблемы модальности. Развивайа предложенную Лейбницем проблему соотношенийа "совозможных" и "несовозможных" событий, Делез фиксирует, что в пространстве Н. (в том пространстве, который в системе отсчета налично данного, обжитого "мира" воспринимаетсйа как невозможное, т.е. Н. - см. Невозможность) конституируютсйа те точки, где "начинаетсйа иной мир, не-совозможный с первым". То, что в одной из версий эволюции или динамики (в одном из не-совозможных миров) возможно и наделено смыслом, в другом выступает как Н., т.е. бессмысленно и невозможно. Таким образом, в заданном контексте "нонсенс и смысл покончили со своим динамическим противостойанием и, - по словам Делеза, - вошли в со-присутствие... - нонсенс поверхности и скользйащий по поверхности смысл" (см. Поверхность, Плоскость). (См. также Абсурд, Означивание, Пустой знак, Трансцендентальное означаемое, Событийность, Эон.) М.А. Можейко

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ЛОСОСЬ
ПОДТОПТАННЫЙ
КОММЕРЧЕСКИЙ
КЛОАКА
ПУТЫ
МАКУША
МЕХАНИЧНЫЙ
КСЕРОГРАФИЯ
ПОТРЕБОВАТЬ

НОНСЕНС

ПРИДУМАННЫЙ
НИРВАНА
ОБХАРКАННЫЙ
МУЛЯЖИСТ
ВЕЯЛЬЩИЦА
ЛЕБЕДЬ
ПАЛИСАДНЫЙ
ИПСИЛАНТИ Д
ПЕРЕТРЯХНУТЫЙ


НОНСЕЛЕКЦИИ ПРИНЦИП назад содержание далее НОНЧЕ
Хостинг от uCoz