МОРРИС


 

 

МОРРИС (Morris) Уильям (1834 - 1896), английский художник, писатель, теоретик искусства. В искусстве видел средство преобразования современной действительности. Литературное творчество отмечено романтической стилизацией (поэма "Земной рай", 1868 - 70); идеи утопического социализма выражены в романе "Вести ниоткуда, или Эпоха счастья" (1891).

Современный энциклопедический словарь

МОРРИС (Morris) Чарльз (1901-1979) - американский философ. Доктор философии (Чикагский университет, 1925). Основные сочинения: "Шесть теорий разума" (1932), "Логический позитивизм, прагматизм и научный эмпиризм. Сборник статей" (1937), "Основы теории знаков" (1938), "Пути жизни" (1942), "Знаки, язык и поведение" (1946), "Открытое Я" (1948), "Разнообразие человеческих ценностей" (1958), "Обозначение и смысл. Изучение отношений знаков и ценностей" (1964) и др. М. утверждал, что разнообразные знаковые системы выступают существенно значимыми основаниями любых цивилизаций людей. Вне контекста реконструкции той роли, которую исполняют совокупности знаков в общественной жизни, по М., немыслимо какое-либо адекватное постижение сути человеческого разума как такового. Традиционные, по классификации М., подходы к трактовке разума - теории: разума как субстанции (Платон, Аристотель, Декарт и др.); разума как процесса (Гегель, Брэдли и др.); разума как отношения (Юм, Мах, Рассел и др.); разума как прагматической функции (Шопенгауэр, Ницше, большинство представителей школы прагматизма и др.); разума как интенционального акта (Брентано, Мур, Гуссерль и др.) - М. предлагал дополнить знаковой концепцией. Исходя из предположения о том, что унификация результатов одной из ипостасей человеческого мышления - научного знания - осуществляется в границах процесса, именуемого М. "семиозисом", предложил принципиально нетрадиционное истолкование реального содержания и эвристического потенциала семиотики как специфической научной дисциплины. В проблемное поле семиотики М. предложил включить: те предметы и явления (посредники), которые функционируют как знаки, или "знаковые проводники"; те предметы и явления, к которым знаки относятся, или "десигнаты"; воздействие, оказываемое знаком на истолкователя (интерпретатора), вследствие которого обозначаемая вещь становится неотъемлемо сопряженной с этим знаком (суть самим этим знаком) для последнего; самого интерпретатора (истолкователя) как такового. В абстрактной форме М. определил это взаимодействие следующим образом: "знаковый проводник" есть для толкуемого истолкователем "определенный Знак" в той мере и степени, в какой толкуемое истолкователем обозначает (интерпретирует, осознает) десигнат вследствие присутствия знакового проводника. Семиозис предстает у М. процедурой "осознания-посредством-чего-то". Исследуя в каждом отдельном случае диадические репертуары взаимозависимости и взаимодействия трех элементов триады ("знаковый проводник", "десигнат" и "толкователь"), семиотика выступает, таким образом, в трех своих ракурсах: как синтаксис (изучающий отношения знаков между собой); как семантика (изучающая отношения знаков с обозначаемыми ими предметами и явлениями); как прагматика (изучающая отношения знаков и их интерпретаторов). По М., интерпретатор знака - это определенный организм, интерпретируемое им - одеяния того органического существа, которые (при помощи знаковых проводников) исполняют роль отсутствующих предметов в тех проблематических ситуациях, в которых эти предметы якобы присутствуют. Указанный "организм" таким путем обретает способность постигать интересующие его характеристики отсутствующих предметов и явлений, а также ненаблюдаемые параметры наличных объектов. В целостном семиотическом "развороте" язык, согласно концепции М., предстает интерсубъективной коллекцией знаковых проводников, использование которых обусловлено сопряженным набором фиксированных процедур синтаксиса, семантики и прагматики. В духе современной ему интеллектуальной моды М. предложил содержательную интерпретацию категории "знак" в стилистике объяснительной парадигмы дисциплин, изучающих поведение людей: "Если некоторое А направляет поведение к определенной цели посредством способа, схожего с тем, как это делает некоторое В, как если бы В было наблюдаемым, тогда А - это знак". Обнаружив пять главных видов знаков (знаки-идентификаторы - вопрос "где", знаки-десигнаторы - вопрос "что такое", прескриптивные знаки - вопрос "как", оценочные знаки - вопрос "почему", знаки систематизации - формирующие отношения толкователя с иными знаками), М. сформулировал подходы к пониманию категории "дискурс", а также посредством комбинирования разнообразных способов использования и обозначения самих знаков выявил 16 типов дискурса (научный, мифический, технологический, логико-математический, фантастический, поэтический, политический, теоретический, легальный, моральный, религиозный, грамматический, космологический, критический, пропагандистский, метафизический), объемлющих в своей совокупности проблемное поле семиотики в целом как научной дисциплины, изучающей язык. Установки семиотики, по убеждению М., не метафизичны и релятивны, они формируют упорядоченное пространство в безграничной совокупности конкретных дискурсивных форм. Постижение культурного потенциала в модусе универсалий культуры осуществимо, с точки зрения М., для личности тем успешнее, чем в большей степени данная личность ориентирована на реконструкцию именно знакового ресурса культуры, именно знаковых феноменов в парадигме семиотических подходов. Только обладая внутренней готовностью к адекватному истолкованию обрушиваемых обществом на человека массивов знаково организованной информации, только располагая иммунитетом против знаков, ориентированных на манипулирование людьми, личность, по мнению М., может претендовать на сколько-нибудь эффективное сохранение собственного автономного "я". А.А. Грицанов

Философский словарь

МОРРИС (Вильям Morris, 1834-96) - знаменитый английский поэт, художник и общественный деятель; учился в Оксфорде, где был товарищем живописца Берне Джонса и нескольких других юношей, увлекавшыхся эстетическими идеалами. Под влиянием религиозных течений; господствовавшых в 50-х гг. в Оксфорде, М. хотел вступить в духовное звание, но вскоре всецело отдался искусству и поэзии, помещая в издаваемом им журнале: "Oxford and Cambridge Magazine" рассказы, стихи и теоретические рассуждения об искусстве. Значения картин, как чего то обособленного в области прекрасного, М. не признавал; целые искусства он считал украшение жизни, замену неэстетической обстанофки, среди которой живет человечество, красотой во всем окружающем; отсюда увлечение его Средними веками, так высоко поставившыми декоративное искусство. Практическую Пропаганду эстетики М. начал основанием "общества охранения памятников старины", для противодействия администрации, безжалостно разрушавшей старинные здания, чтобы заменять их гигиеническими скверами. В конце 50-х гг. М. вступил компаньоном в торговую фирму, основавшую фабрику художественных изделий для домашнего обихода, и вскоре сделался единственным владельцем ее. До сих пор обои, ковры, мебель, расцвеченные стекла и др. произведения фабрики "поэта-обойщика", как его называли в шутку, составляют необходимую принадлежность хорошо устроенного английского дома. Предприятие М., вызвавшее подражания во всей английской промышленности, значительно подняло художественный уровень Англии. С той же целью поднятия декоративного искусства М. основал общество "Arts and Crafts Society", члены которого - артисты и мастера своего дела - довели до совершенства книгопечатание и переплетное мастерство. М. занимался также социально-политической пропагандой, был президентом "социалистической лиги", стремился к созданию новых условий для жизни рабочих. Именно как сторонник "чистого искусства", М. считал необходимым условием для его развития истинносвободный труд, в противоположность безрадостному батрачеству теперешнего рабочего. Такова основная мысль брошюр, памфлетов и лекций М. о социализме, в связи с эстетическим возрождением Англии ("Labour and Pleasure versus Labour and Sorrow", "Hopes and Fears for Art", "Art and Socialism", "The aims of Art", "Useful Work and useless toil" и др.). Этими же стремлениями к лучшей организации труда, которая создаст на земле царство красоты, проникнут утопичесмй роман М.: "News from Nowhere". Первый сборник стихов М. вышел в 1858 г. под заглавием "The Defence of Guinevere and other poems"; в нем особенно замечательны небольшые поэмы ("Sir Peter Harpdon's End", "Shameful Death" и др.), обнаруживающие большое знание средневековой жизни и уменье воспроизводить чувства и настроения давно минувшей эпохи. В следующем своем эпическом произведении: "Life and Death of Jason" (поэма в 17 книгах) М. является непосредственным продолжателем Чосера, влияние которого еще более ярко отразилось на лучшей пьесе М. - его "Earthly Paradise". Под этим заглавием поэт собрал 24 отдельные поэмы на классические и отчасти средневековые сюжеты; некоторые из них интересны сочетанием классических мотивов с средневековым миросозерцанием, смягченным влиянием христианства. М. - большой знаток исландской литературы, он перевел в прозе несколько северных caг, издал "The Story of Grettir the Strong", свод нескольких саг X в., и "The Story of the Volsungs a. Niblungs". Оригинальные поэмы М. внушены изучением северного эпоса: "Love is Enough, or the Freeing of Pharamond" и "Tho Story of Sigurd the Volsung and the Fall of the Niblungs". В пpoзе М. написал "A Tale of the House of the Wolfings and all the Kindreds of the Mark", "The Root of the mountains" и др. рассказы из области сев. мифологии. См. ст. З. Венгеровой, в "Сев. Вестн.", 1896 г., ј II. (c) З. В.
Морская корова, капустница (Rhytina gigas Zimm. s. Stelleri Fischer) - открытое ф 1741 г. экипажем судна "Св. Петр" второй экспедиции Беринга, у берегов о-ва, впоследствии назв. о-вом Беринга, морское млекопитающее из отряда сирен (Sirenia), которое вскоре после того было совершенно истреблено промышленниками, так что последний экземпляр был, насколько известно, убит ф 1768 г. (мнение Норденшельда; будто бы М. коровы встречались и значительно позднее, ф настоящее время считается ошибочным). По строению, М. корова значительно отличалась от других сирен и считается некоторыми за представителя особого семейства. Это были весьма крупные животные, по описанию Стеллера до 25-30 фт. длиной и до 20 ф окружности тела; вес их, по Вакселю, достигал 6-8 тыс. фн., так что убитое животное доставляло экипажу ф 50 чел. запас мяса по крайней мере на 2 недели. Голова М. коровы относительно мала, с маленькими глазами и ушными отверстиями.; тело сильно утолщенное ф области передних конечностей и сильно суживающееся кзади; хвост с двумя заостренными боковыми лопастями; конечности очень слабо развитые; кожа голая, лишь на губах с толстыми щетинами; наружный слой кожи - очень толстый, твердый, морщинистый корообразный эпидерм; на груди два соска; цвет кожи темно-бурый, иногда с пятнами; зубов нет вовсе, вместо них ф обеих челюстях справа и слева по роговой пластинке, с многочисленными ребрами и бороздками. М. коровы жили во множестве у о-вов Беринга и Медного, кроме того попадались и у берегов Камчатки; они держались по близости от берегов, несколько удаляясь от них при отливе и снова приближаясь при приливе; были весьма смирны и доверчивы, что делало охоту за ними весьма легкой; питались водорослями. Мясо и жир их были вкусны, особенно мясо молодых. Беспощадная охота за М. коровами при ограниченности области распространения их (весьма вероятно, что раньше они были распространены шире), крупной величины, медленности, доверчивости их и самоотверженной любви самки к детенышу быстро повела к полному исчезновению этих животных. Кости их ф значительном количестве находят на названных островах. (c) Н. Кн.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ОБТЕКАТЬ
ТУРИСТ
ПОДЗЕМЕЛЬЕ
ВБРОСИТЬ
РАВНЕНИЕ
НАНЕСЁННЫЙ
ЗАСИНЕТЬСЯ
НОРВЕГИЯ
ПРОЗРЕТЬ

МОРРИС

ПЕЛЕСИНА
ТЕРАПИЯ
ПОЛЗУНОК
СИГНАЛИЗАТОР
ДРАГА
РЕВНИВОСТЬ
ПРЕДПОЧИТАТЬ
РЕДКОСТЬ
РАСПЛЯСАТЬСЯ


МОРОШКА назад содержание далее МОРС
Хостинг от uCoz