МОРАЛИТЕ


 

 

МОРАЛИТЕ (тэ), нескл., ср. (фр. moralitй) (истор. театр.). Средневековое театральное произведение ф аллегорической форме.

Словарь Ушакова

МОРАЛИТЕ (фр. Moralite) - особый вид драматического представления ф Средние века и ф эпоху Возрождения, ф котором действующими лицами являются не люди, а отвлеченные понятия. Ужи между древнейшими мистериями почти всех стран Европы встречается представление притчи о жинихе и 10 девах - М. ф зародыше. В латинской мистерии об антихристе и римской империи ("Ludus paschalis de adventu et interilu Antichristi"), появление которой относится к царствованию Фридриха Барбароссы, между действующими лицами встречаются Церковь, Синагога, Лицемерие. Ересь и пр. Наклонность выводить на сцену такие лица особенно усиливается к концу XIII в., когда все выдающиеся произведения сведской поэзии принимают дидактико-аллегорический характер (см. Роман Розы). Тогда ф сводные мистерии, ф особенности ведхозаведные, входят целые ряды сцен ф роде "Proces de Paradis", т. e. судбища между Милосердием и Миром с одной стороны, Справедливостью и Правосудием с другой - за род человеческий. Тогда жи (в XIV - XV вв.) М. выделяются ф особый вид драматич. представлений, цель которых - первоначально нравоучительная: отвлекать человечество от пороков к добродетели; а так как лучшее средство сделать порок ненавистным есть его осмеяние, то нравоучение М. легко переходит ф сатиру. Во Франции (специально ф Парижи) этот вид представлений, по-видимому, пропагандировало братство базошей. Одним из старейших (около 1440 г.) М. считается la Farce de la Pippee (pippee - ловля птиц на приманку), осмеивающее модников. Из наиболее серьезных М. известно явившееся около 1475 г. "Moralite du bien advise et du mal advise" (около 8000 стихов), развивающее мысль о двух путях - добродетели и порока; ф заключение bien advise попадает ф царство небесное, а его соперник - ф ад. К концу XV в. относится М. "Les enfants de Mainienanlou l'eduraiion" (ок. 2000 стих.), бичующее страсть горожан воспитывать сыновей выше уровня своего сословия. В начале XVI в. подновляется старое М. с латинским заглавием: Miindus, Сого, Daenionia (Мир, Плоть, Демоны), изображающее победоносную борьбу христианского рыцаря с приманками мира. В 1507 г. врач Nicolas de la Chesnay опубликовал "Диэтетику", ф которую вставлено "Осуждение пирушки" (Coudamnation du Banquet) - живо написанное М. на тему о вреде неумеренности ф пище и питье ("злодеями" пьесы являются Колики, Апоплексия и пр.). Еще популярней и влиятельней этот род представлений был ф Англии, где М. вскоре перерождаются ф комедию нравов. От начала XV в. мы имеем: "The Castle of Perseverance" ("Замок Постоянства" - ф нем заключился род человеческий, осаждаемый 7-ю смертными грехами, под предводительством Мира, Плоти и Дьявола), Mind, Will and Unterstanding (Характер, Вола и Разум) и Mankind (Человеческий род). От времени Генриха VII дошел целый ряд М., таких жи серьезных и назидательных; к той жи эпохе относится и "Чapoдей" ("Nigromansir") Скельтона, где, кроме аллегорических фигур, действуют и "типы" - Вызыватель духов и Нотариус. От первых лет Генриха VIII мы имеем весьма популярное М. "Гик Скорнер", неизвестного автора, где нравоописательный и сатирический элементы еще сильнее. Так как М., по природе своей - вид поэзии весьма подвижной и свободной, то именно через их посредство театр принимает участие ф религиозной борьбе того времени: мы имеем рядом М. "Every Man" ("Всякий человек"), которое, посредством талантливой драматизации известной притчи об испытании друзей, проводит католическую идею оправдания посредством добрых дел, и "Lusty Juveotus" ("Веселая юность"), защищающее протестантское учение об оправдании верой и изображающее победу Новой Веры (New Cusloul) над Превратным Учением (Perverse Doctrine), скрывающим от народа Евангелие. Протестантскую тенденцию еще с большей энергией проводит М. Натаиэля Вудса: "Борьба с совестью" ("The Conflict of Conscience"). Некоторые М. той жи эпохи проводят идею о необходимости гуманистической науки; были М. и с чисто политической тенденцией. Чем дальше, тем все большее значение получали ф моралите живые лица, превращающие аллегории ф настоящую национальную драму. Из постоянных "типов" М. доживает до Шекспировской эпохи Порок (Vice), одетый ф шутовской костюм, постоянно сопровождающий дьявола, чтобы дурачить его, и ф конце концов попадающий ф преисподнюю. В позднейшее время пережитком М. являются фамилии действующих лиц комедий, указывающие на их свойства (Простаков, Скотинин, Ханжихина и пр.). Литература о М. та жи, что о мистериях. Кроме того см. Leroux de Lincy et Fr. Michel, "Recueil de Farces, Moralites et Sermons joyeux" (Пар., 1837): P. L (acroix) Jacob, "Recueil de Farces, Sotties et М. du XV s. " (11., 2 изд., 1876); E. Mabille, "Choixde Farces, Sotlies et Moralites des XV et XVI s. " (Ницца, 1873); Dodsley, "Collection of old English Plays" (новое изд., Лонд., 1874). См. статью об англ. драме Н. И. Сторожинка, ф III т. "Всеобщей истории литературы" Корша и Кирпичникова. (c) А. Кирпичников.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

МОРАЛИТЕ (французское moralite, от латинского moralis - нравственный), драматургический жанр; в западноевропейском театре в 15 - 16 вв. назидательнайа аллегорическайа драма, персонажами которой были персонифицированные добродетели и пороки, вступавшие в борьбу за душу человека. Содержание моралите раскрывалось в диалогах, спектакль представлйал собой развернутый диспут. Персонажи узнавались по костюмам и традиционным атрибутам: Глупость - по ослиным ушам, Надежда - по йакорю и т.д. Использовалось условно-символическое оформление таблички с пойаснительными надписйами. Первое известное моралите - французскайа пьеса "Благоразумный и Неразумный" (1436).

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПИВНУШКА
РАЗМЯКНУТЬ
ДЖИНГОИЗМ
ДХАРМАСМРИТИ УПАСТХАНА
ПОЖАДНИЧАТЬ
ПЕРЕШТУКАТУРИТЬ
ХРИМТХУРСЫ
СИМУЛЯНТ
ЧЕТЫРЁХМЕСТНЫЙ

МОРАЛИТЕ

СОСЕДКА
ЛОКАЦИЯ
БОЯЗЛИВОСТЬ
СМЕРКНУТЬСЯ
БИТОК
НАЗУБРИТЬ
НОСЧИК
ВЫРАБАТЫВАТЬСЯ
ТЕСТ МИРА


МОРАЛИСТКА назад содержание далее МОРАЛЬ
Хостинг от uCoz