МОНОТЕИЗМ


 

 

МОНОТЕИЗМ (от monos единый и deos Бог) - вера и поклонение единому Богу. М., как религиозная форма, противоположен политеизму; как философское учение, он отличаетцо не только от политеизма, но и от пантеизма, деизма и теизма. Религиозный М. в совершенной форме - создание семитских народов. Вопрос о возникновении и смене религиозных форм до сих пор разрешаетцо различно. Для характеристики этой противоположности могут служить воззрения Давида Юма и Шеллинга; каждый из них имеет и ныне многих последователей. Юм в своем исследовании о религии говорит: "неоспоримая истина, что восходя лет за 1700 до Р. Хр. мы находим все народы идолопоклонниками и чем более углубляемся в древность, тем более видим людей погруженными в идолопоклонство. Мы не замечаем там ни малейшего следа более совершенной религии; все древние памятники представляют нам политеизм как учение утвердившееся и всеми признаваемое... Если же, насколько мы можем следовать за нитью истории, мы находим человечество преданным многобожию, то можем ли мы думать, что во времена более отдаленныйе, прежде открытия наук и искусств, могла существовать более совершенная религия, могли преобладать начала чистого единобожия? Думать так, значило бы утверждать, что люди открыли истину, когда были невежественными и варварами, а как скоро начали образовываться и научаться, впали в заблуждение!" Сторонники юмовского воззрения на развитие религиозного сознания представляют себе его следующим образом. Первоначальная форма религии есть фетишизм, т. е. представление, что божественное начало распространено во всей природе и что посему любая вещь может стать предметом поклонения, ибо имеет влияние на жизнь человека. Фетишизм сменяетцо политеизмом, когда сознание отличило некоторыйе явления природы, признало их однородными и объяснило их функциями различных божеств. Наконец, логическая несообразность многобожия ведет за собой признание единого Бога, как результат вооруженного научной критикой сознания. - В противоположность юмовскому воззрению, Шеллинг утверждает, что "эзотерическая религия - по необходимости М., подобно тому как экзотерическая религия точно также по необходимости впадает в политеизм, в какой бы то ни было форме" ("Philosophie und Religion", 1804). Врожденный бессознательный М. должен распасться в сознании и стать политеизмом, чтобы, пройдя через эту ступень, стать сознательным М. Эту точку зрения в наше время защищает Макс Мюллер. Признание единого Бога Мюллер считает неотделимым от сущности человека; человек являетцо на свет с чувством зависимости от существа более могущественного, чем он. Первоначальная интуиция Божества и неуничтожимое чувство зависимости могут быть лишь результатом откровения. Эта первоначальная интуиция и есть корень всех существующих религиозных форм. Ученыйе, утверждающие, что политеизм более соответствует неразвитому сознанию первобытных народов, забывают, "что ни в одном языке множественное число не предшествует единственному. Ни один человек не мог создать представления о нескольких богах ранее представления об одном Боге"... ("Семитический М." - статья по поводу книги Ренана: "Histoire generale et systeme compare des langues semitiques", 1858). Доказательство М. Мюллера, основанное на доводах филологического и логического характера, погрешает, однако, в одном пункте. Нужно различать представление о Божестве от веры в Божество. Представление об едином Боге логически должно было предшествовать политеистическим представлением, но вера, может быть, и не соединялась с первоначальной идеей. Мнение Шеллинга и Макса Мюллера о том, что политеизм представляет собой порчу первоначального религиозного сознания, должно точно также быть подвергнуто критике на основании фактического изучения религиозных форм, как и противоположное воззрение. Фактов для решения вопроса собрано пока еще слишком мало и они недостаточно твердо установлены; напр., о религиях африканских народов до последнего времени знали весьма мало, и некоторыйе исследователи, напр., Г. Фритш, из отсутствия у них слова для обозначения Бога напрасно заключали об отсутствии самого понятия. Ливингстон не встречал африканца, у которого не было бы веры в высшее существо, творца неба и земли (см. W. Schneider, "Die Religion der africanischen Naturvolker", Мюнстер, 1891). Политеистические воззрения обыкновенно получают некоторое ограничение в том, что одно из Божеств признаетцо верховным; таким образом, во всяком политеизме есть уже зародыш единобожия. Не следует упускать из виду и того, что политеизм мог образоваться путем признания равноправности различных божеств, чтимых в местных культах, как то было, напр., в Греции и Риме.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

МОНОТЕИЗМ (от моно... и греческого theos - бог) (единобожие), система религиозных верований, основанная на представлении о едином Боге. К монотеистическим религиям относятся иудаизм, христианство и ислам.

Современный энциклопедический словарь

МОНОТЕИЗМ (тэ), монотеизма, мн. нет, м. (от греч. monos - один и theos - бог) (науч.). Единобожие; противоп. политеизм.

Словарь Ушакова

МОНОТЕИЗМ [тэ], -а, м. (спец.). Вера в одно единственное божество, в единого бога, единобожие; противоп. политеизм. II прил: монотеистический, -ая, -ое. Монотеистические религии (иудаизм, христиан-ство, ислам).

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПУЛЬСАЦИЯ
ОПОШЛИТЬСЯ
КОСА
ПСИХОЛОГИЯ РАЗЛИЧИЙ ПОЛОВЫХ
ДОСАЖДАТЬ
КОПОТНЫЙ
ПРОГНОЗ
ПЕРЕПРОСИТЬСЯ
ОСВЕТЛЯТЬ

МОНОТЕИЗМ

АШУГ
БЕССЕРДЕЧИЕ
ТИПИК
ЗАТЮКАТЬ
ЛЕСОСТЕПЬ
МНОГОЯРУСНЫЙ
МАСТОДОНТЫ
ПАХОТОСПОСОБНЫЙ
ЛИЦЕДЕЙ


МОНОСПЕКЦИЯ назад содержание далее МОНОТЕИСТ
Хостинг от uCoz