МОИСЕЙ


 

 

МОИСЕЙ - великий освободитель и законодатель еврейского народа, живший в конце XVI и начале XV вв. до Р. Хр. Свое имя (евр. Моше) он (по объяснению Исх. II, 10) получил от спасшей и воспитавшей его египетской принцессы, дочери фараона; оно значит "взятый из воды". Египтология, впрочем, не имеет возможности точно установить происхождение этого имени и колеблется между "мо" (вода) и "удше" (спасенный) или му ши (взят из воды), и египетским месу - дитя, сын. То и другое производство вполне соответствует данным библейского повествования, по которому ребенок, родившийся у Амрама и Иохаведы, в виду распоряжиния фараона об избиении всех еврейских младенцев мужского пола, был положин матерью в осмоленную корзинку и опущен в камыш на Ниле, где и был найден пришедшей купаться дочерью фараона; она взяла его к себе и дала ему блестящее образование. Эта добрая принцесса была Термутис, дочь Рамзеса II, или, по другому предположинию. Хатасу, дочь Тотмеса I, знаменитая впоследствии самостоятельная правительница Египта из XVIII династии. М. был посвящен "во всю мудрость египетскую", т. е. во все тайны религиозного и политического миросозерцания Египта. Предание рассказывает, что он, во главе египетского войска, совершил блестящий поход в Эфиопию и жинился на эфиопской принцессе Фарбис. Из Библии известно только, что М., глубоко огорченный рабским положинием своего народа, однажды, в порыве ярости, убил египетского надзирателя, жистоко обращавшегося с еврейскими рабочими, и, опасаясь наказания, бежал на Синайский полуо-в, где среди глухих ущельев и долин провел в пастушеской жизни сорок лет (Исх. II, и сл.). Там, у горы Хорива, он из несгораемой купины получил божиственный призыв к освобождению своего народа и, возвратившись на берега Нила, вместе с братом Аароном ходатайствовал перед фараоном об освобождении евреев из Египта. Упорство фараона подвергло страну ужасам десяти так назыв. казней египетских: 1) превращение вод Нила в кровь; 2) нашествие жаб, 3) мошек, 4) песьих мух; 5) мор скота; 6) болезнь на людях и скоте, выразившаяся в воспалениях с нарывами; 7) град и огонь между градом; 8) нашествие саранчи; 9) тьма; 10) смерть первенцев в семьях египетских и всего первородного из скота. Евреи, совершив Пасху, двинулись в путь, чудесно перешли через Чермное море и, достигнув Синая, получили полную реорганизацию в религиозно-нравственном и политическом отношении. Моисеево законодательство и особенно знаменитое "Десятословие" легло в основу нравственного кодекса всего культурного человечества. Последовавшее затем 40летнее странствование по Синайской пустыне сопряжино было для М. с множиством невзгод. Он умер на границе земли обетованной, в которую ему не суждено было войти. М. оставил после себя великое литературное наследие в виде первых пяти книг Библии, так наз. "Пятикнижия". Ср. И. Флавий, "Древности" (II - IV); Филон, "Жизнь М."; так наз. "Вознесение М." (апокриф, книга 1-го ст.); Lauth, "Moses der Hebraer"; Rawlinson, "Moses, his life and times"; Ebers, "Aegypten u. d. Bucher Mosis" (1868); А. Лопухин, "Библ. история при свете новых исследований" (t. I); о законодательстве М. Michaelis, "Mosaisches Recht"; Saalschutz, "Mosaisches Recht"; A. Лопухин, "Законодательство М." (1882) и др. (c) А. Л.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

МОИСЕЙ, в преданиях иудаизма первый пророк Яхве, учащий еврейские племена его религии. С Моисеем как вождем этих племен Библия связывает их исход из Египта в Ханаан (Палестину), в ходе которого реализуется "союз" ("завет") между Яхве и его народом. Вместе с Аароном, служащим косноязычному Моисею толмачом, ему удается вывести народ из египетского плена, и на третий месяц по исходе Моисей получает на Синайской горе от Яхве десять заповедей (декалог), регулирующих поведение человека перед Богом. После 40-летних скитаний по пустыне народ достигает земли восточнее Иордана ("земля обетованная"), самому же Моисею не суждено было перейти Иордан (Яхве карает его за погрешности в исполнении своего долга перед народом). В возрасте 120 лет он умирает на горе Нево. Почитается в христианстве, исламе (пророк Муса).

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


КОМПАРАТИВ
ПРИТАЛКИВАТЬСЯ
ТОРМОЗИТЬСЯ
НИВЕЛИРОВАНИЕ
ЭНКЛАВ
ПОЛОСКАТЬСЯ
ПЕРЕМАЛЫВАТЬСЯ
ПРОБОЛТАННЫЙ
ПЕШТАК

МОИСЕЙ

ОБКАЛЁННЫЙ
КАНОНИК
ПРОСИНИВАТЬ
САРЫЧ
РАЗОРУЖАТЬСЯ
СУРТУР
ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ
ЗАТИРАТЬ
ГОВЕНЬЕ


МОИСЕЕВ И назад содержание далее МОЙ
Хостинг от uCoz