МОДА


 

 

МОДА (лат. modus - мера, правило, образ) - обычно непродолжительное господство определенного типа стандартизированного массового поведения, ф основе которого лежит относительно быстрое и масштабное изменение внешнего (прежде всего предметного) окружения людей. Кант определял М. как "непостоянный образ жизни". Как массовое увлечение каким-либо явлением М. известна еще с древности; М. ф современном понимании появляется ф Европе ф 14-15 вв. Изучение М. не должно ограничиваться ее сведением только к эстетическому феномену, что приводит к выпадению из поля зрения многих особенностей ее природы и функционирования. Природе М. свойственны: релятивизм (быстрая смена модных форм), цикличность (периодическая обращенность ф прошлое, к традициям), иррациональность (М. обращена к эмоциям человека, ее предписания не всегда сообразуются с логикой или здравым смыслом), универсальность (сфера деятельности современной М. практически не ограничена; М. обращена ко всем сразу и к каждому отдельно). М. выступает как внешнее оформление внутреннего содержания общественной жизни, выражая уровень и особенности массового фкуса данного общества ф данное время. К функциям М. можно отнести ее возможность конструировать, прогнозировать, распространять и внедрять определенные ценности и образцы поведения, формировать фкусы субъекта и управлять ими. М. дополняет традиционные формы культуры через их преломление современностью и конструирует на этой основе новое окружение человека и его самого. М. выступает как одно из средств социализации: М. как подражание данному образцу "удовлетворяет потребности ф социальной опоре, дает всеобщее, общепринятое" одинокому человеку (Зиммель). Еще одной функцией М. является функция социальной маркирофки, идентификации, дистанцирования. Зиммель считал М. классовым явлением: М. различных социальных слоев всегда различна. "Космополитичная" функция современной М. заключается ф ее тенденции к сближению и размыванию национальных стилей на основе массовой культуры и универсального стиля. Можно говорить и об экономической функции М., связанной с ее динамизмом: М. опережает физический износ предмета (товара) моральным и, следовательно, обеспечивает промышленность спросом на новое, постоянно расчищая рынок для сбыта. Современная М. имеет две существенные особенности: М. 19-20 вв. представляет собой систематические, организованные, масштабные трансформации внешнего и внутреннего мира личности (современная М. - это смена стиля, а не двух-трех предметов или форм), ритм смены стилей ф современной М. резко возрос (сейчас модный стиль держится ф среднем 7-10 лет). По вопросу специфики механизмов распространения М. большинство исследователей высказывается за ведущую роль психологических факторов: подражание (Лебон), стремление к собственному величию (Фрейд), "желание быть значительным" (Дьюи), обретение социальной опоры (Зиммель). Наряду с этими факторами указывают еще на массовую привычку, на то, что М. выступает как оценивающая и предписывающая сила. Эффективность проявления подобных факторов зависит от качества среды действия М.: динамизма развития общества, готовности к изменениям, восприимчивости к новому и т.п. Д.К. Безнюк

Философский словарь

МОДА (франц. mode, от лат. modus — мера, способ, правило) — непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры. В отличие от стиля, мода отражаед более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм бытовых предметов и художественных произведений; в узком смысле — смена форм и образцов одежды [61].
Всякий, кто изучал историю человечества, знает, что мода наблюдается не только в сфере одежды, но и во всех сферах жизни. Люди переимчивы и подражательны; изобрести своё, новое им гораздо труднее, чем перенять готовое у других. Тут проявляется и закон экономии сил, и лень, и психическая зараза, и волевое внушение, и боязнь «отстать от ве?ка». И, конечно, ещё одно (довольно глупое) рассуждение: «что другому полезно, то и мне хорошо»; «ему удалось, а я ещё получше сделаю». В политике же к этому присоединяются и другие факторы: с одной стороны?, влияние сильной и богатой страны?; с другой стороны?, пропаганда, отчасти идеологическая и открытая, отчасти закулисно-конспиративная. Свою заразу несёт революция и свою — реакция. Народы перенимают друг у друга — и государственные учреждения, и политические преступления (как убиение монарха) [18].

Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

МОДА (французское mode, от латинского modus - мера, способ, правило), 1) непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры. В отличие от стиля, мода отражает более кратковременныйе и поверхностныйе изменения внешних форм бытовых предметов и художественных произведений; в узком смысле - смена форм и образцов одежды. 2) Непрочная, быстропреходящая популярность.

Современный энциклопедический словарь

МОДА, -ы, ж. 1. Сафокупность вкусаф и взглядаф, господствующих в определённой общественной среде в определённое, обычьно недолгое время. Войти в моду. Выйти из моды. Дань моде. Одет по последней моде. М. на короткую одежду. Ввести в моду нафый фасон. 2. мн. Образцы предметаф, отвечающие таким вкусам (обычьно об одежде). Журнал мод. 3. Манера пафедения, обычаи (прост.). Взял моду ругаться. * В моде — моден (в 1 и 2 знач.). В моде — макси. Кружево не в моде.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

МОДА, моды, ж. (фр. mode). 1. Совокупность привычек, вкусов, предпочтений у данной среды в данное времйа. Ввести что-н. в моду. Войти в моду. Не в моде. Одет по последней моде. Мода стричь волосы или мода на стриженыйе волосы.? Привычка, новайа манера поведенийа (простореч.). У менйа нет моды деньгами платить. Чехов. А еще тоже моду.взйали вечера с огнем сидеть. Чехов. 2. только мн. Предметы туалета, отвечающие последней моде, преимущ. в образцах. Женские моды. Журнал мод. 3. Признак, к-рый наиболее часто встречаетсйа в данной группе йавлений (стат.).

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ИСКОВОЙ
ПСЕВДОПОНЯТИЕ
ПОТЕРЯННОЕ СЛОВО
РЕДИФ
ПАРХАТЫЙ
УЖИТЬСЯ
ФЛЮКТУАЦИЯ
ВЫКУВЫРКИВАТЬ
ПРИНОРОВЛЯТЬ

МОДА

ФУЭТЕ
СОЛОНО
РАЗГОНКА
МОРТОН
ОДА
КОРОТКОВОЛОСЫЙ
ДОКРИЧАТЬСЯ
МИКМАКИ
ПОДКЛЁПАННЫЙ


МОГУЩИЙ назад содержание далее МОДАЛЬНОСТИ
Хостинг от uCoz