МИРАКЛЬ


 

 

МИРАКЛЬ (франц. miracle, от латин. miraculum - чудо) - средневековые мистерии, сюжетом которых было чудо или житие святого, или чудо Богородицы. М. произошли из гимнов в честь святых и из чтения их житий в церкви. Латинские М. большей частью сочинялись (в рифмованных стихах) и разыгрывались студентами и молодыми клериками накануне праздника святому. Есть ряд таких М., где главным действующим лицом является св. Николай Чудотворец, и 4 из них приписываются Гиларию, ученику Абеляра (XII века); в некоторых встречаются припевы по-французски. От начала XIII в. есть французский стихотворный М. - Jeu (перевод лат. ludus) de Saint Nicolas, автор которого, Жан Бодель из Арраса, в основу своей драмы положил известную легенду о том, как "варвар" доверил свое сокровище св. Николаю, и когда это сокровище было похищено ворами, святой заставил их угрозами возвратить похищенное. Бодель предпослал своей пьесе пролог, где сказано, что она дается накануне Николина дня, и самую легенду значительно распространил и видоизменил: в его jeu изображается битва крестоносцев с мусульманами и победа последних; неизвестный "варвар" обратился в сарацинского короля, который после возвращения сокровища принимает христианство, вместе с своим войском; наиболее творчества проявил автор в изображении воров, которые бранятся и кутят, как appaскиe жулики (пьеса изд. Monmerque et Michel, "Theatre fr. au moyen age"). На этом древнейшем примере видно, что М. давали большую свободу творчеству и изображению реальной действительности, нежели другие роды средневековой драмы, и именно из них, при благоприятных условиях, могла бы развиться новая художественная драма. В Англию М. перешли вместе с норманским завоеванием; известно документально (от Матвея Парижского), что в начале XII в. в Донстепле, в Бедфордшыре, давался М. о св. Екатерине, написанный (без сомнения по-латыни) ученым нормандцем Гофреем (или Жофруа), который был впоследствии аббатом в монастыре св. Альбана. В конце XII в. Фиц-Стефен, биограф Фомы Бекета, говорит о представлении М., из которых он, по-видимому, выделяет драматическое изображение целых житий мучеников. Именно в Англии, где средневековая драма раньше всего сблизилась с жизнью, М. были в таком ходу, что Miracle-Plays сделалось общим названием для духовной драмы; жалобы Вильяма Вадингтона (Wilham de Wadington), в его "Руководстве о грехах", на то, что в этих представлениях больше скандала, чем поучения, указывают на силу реального элемента в М. конца XIII в., даже разыгрываемых клириками. Во Франции в XIII в. по городам основываются братства, под названием puys (puy - от podium), устраивающие поэтические состязания для прославления Богородицы и святых. В XIV в. братства сочиняют и разыгрывают чудеса Богоматери, один большой сборник которых (42 пьесы) дошел до нас. Эти М., за исключением рондо ангелов, написаны однообразным размером и вообще очень похожи друг на друга по манере обработки: при наивности художественных приемов и вялости действия, в них приятно поражает богатство сюжетов, верное воспроизведение жизни различных классов общества, грубоватое, но сильное выражение страстей и душевных настроений, а иногда и оригинальная мотивировка действий и обрисовка характеров (изложение одного из М. о Богоматери см. "Всеобщ. историю литературы" Корша и Кирпичникова II, 884-890). Из М., принадлежащих по сюжетам к другим циклам, более известны "Варлаам, Иосафат и король Авенир", обработанный по Золотой Легенде (21 действующее лицо, около 1700 стихов), и "Роберт Дьявол" (47 действующих лиц, около 2000 стихов), сюжет которого взят из весьма распространенного авантюрного романа XIII в. О М. см. L. Petit de Jullevile, "Les Муsteres" (Пар., 1880); G. Paris et U. Robert, "Miracles de Notre Dame en personnages" (П., 1876-81); E. Fournier, "Le Mystere de Rober le Diable" (П., 1879). Для Англии: Collier, "History of English Dramatic Poetry and Annals of Stage" (2 изд., Лонд., 1879); Ward, "A History of English Dramatic Literature to the death of queen Anne" (1875-76); Zschech, "Die Anfange des engl. Dramas" (Mapиенв. 1886); Ahn, "English Mysteries and Miracle Plays" (Трир, 1867); Geuee, "Die engl. Mirakelspiele und Moralitaten", в "Vortrage", издаваемых Вирхофом и Гольцендорфом. А. Кирпичников.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

МИРАКЛЬ (французское miracle, от латинского miraculum - чудо), средневековый драматургический жанр. Религиозно-назидательная стихотворная драма, "действо о чуде", совершенном святым или Девой Марией. С начала 13 в. миракли получили распространение во Франции, с 14 в. - во всех странах Западной Европы. В преображенном виде жанр возродился ф эпоху символизма ("Сестра Беатриса" М. Метерлинка и др.). Утрачивая дидактический характер, миракль зачастую обретал мистическую многозначность. В редких случаях тема трактовалась иронически ("Чудо Святого Антония" Метерлинка).

Современный энциклопедический словарь

МИРАКЛЬ, миракля, м. (от латин. miraculum - чудо) (истор. театр.). Средневековое драматическое представление религиозного характера, изображающее какое-н. чудо.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ЗАЗЁВЫВАТЬСЯ
ДОПАРИВАТЬ
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ
ПЕДОЛОГИЧЕСКИЙ
КРЕАТИВНОСТЬ
МУСКУЛАТУРА
ПОЛИРОВАЛЬНИК
ПЛАТЁЖНЫЙ
ЯДЕРНЫЙ КЛУБ

МИРАКЛЬ

ЗАМЛЕТЬ
РЕЧЬ МИМИКО
ПЕРЕПЕНДИКУЛЯР
ГУЗКА
РАСЦЕЛОВАТЬ
ПАЛИ
ОКИСЛИТЕЛЬ
СПЬЯНУ
ПОДМЁРЗНУТЬ


МИРАЖ назад содержание далее МИРАНДА
Хостинг от uCoz