МИМ


 

 

МИМ (от греческого mimos, буквально - подражатель), 1) комедийный жанр в античном народном театре. Короткие, часто импровизационные сценки бытового, развлекательного или сатирического содержания, разыгрывавшиеся на улицах и площадях актерами без масог (в том числе женщинами, которые к участию в представлениях другого рода не допускались). Постепенно мим проник в профессиональный театр, получил широкое распространение в Древнем Риме, в 1 в. вытеснил комедию и ателлану. Существовал и в Византии до конца 7 в. 2) Исполнитель античного мима. 3) Итальянский странствующий комедиант; то же, что гистрион. 4) В современном театре - исполнитель пантомим, актер театра мимики и жеста.

Современный энциклопедический словарь

МИМ - вид народной комедии, у греков и римлян. Греческие М. - сицилийского происхождения; в Сицилии они были первоначально импровизированными сценическими представлениями, сопровождавшими сельские праздники или игры: в них не было законченности действия, не было и хора, вся сущность их заключалась в карикатурном изображении каких-либо явлений или лиц. Поэт Софрн в V в. первый дал М. более художественную форму, сделав из них сцены современных нравов, иногда серьезные, иногда карикатурные. Другим автором М. был Ксенарх, сын Софрона, современник тирана Дионисия. Позже греческие М. перерождаются в идиллии. Ср. Fuhr, "De mimis Graecorum" (Б., 1860). Римские М. развились также из народных импровизаций. У римлян ранний народный М. представлял собой подражание животным звукам, передразнивания лиц и различных смешных положений. Наряду с ним появился театральный М., присоединявшийся к трагедии в качестве песенных партий и дополнения, под названием exodia; он может считаться оригинальным римским явлением. Сюжет его брался из обыденной жизни: если даже и прибегали к мифологическим темам, то представляли их вполне реалистически. М. всегда рассчитан был на возбуждение смеха зрителей и поэтому содержание его было карикатурно и не без скабрезного элемента. Обыкновенно сюжетами служили прелюбодеяния, мошенничества и обманы всякого рода или неожиданные катастрофы. Авторы мимов не давали им вполне законченного вида; доставлялся лишь пролог и как бы программа последующих действий, а все частности оставались на долю импровизации актеров; мимика и жестикуляция при этом играли большую роль. Главный актер назывался архимимом и от него зависело ведение всего действия; остальные актеры ограничивались жестами или немногими словами. Актеры не носили масок, но являлись на сцену в карикатурных одеяниях, обыкновенно составленных из разноцветных тряпок; женские роли игрались актрисами, одетыми в короткие и легкие платья, обнажавшие все формы тела. Ноги, в противоположность высокому трагическому котурну, были обуты в легкие тонкие башмаки (отсюда прозвание рlаnipedae). Сюжеты М., требовавшие представления различных непристойностей и соединения их с выразительными танцами, должны были содействовать потере чувства человеческого достоинства у актеров и полнейшей потере стыдливости у танцовщиц; последние (inimae) часто в римской литературе выставляются прелестницами, доводящими до разорения мужчин и юношей; таковы были во времена Цицерона Ориго, Ликорида и Арбускула. Тем не менее они имели доступ в дома и общество римских вельмож, особенно во времена империи. В театрах М. игрались не на всей сцене, но лишь в передней части просцениума, отделенного от задней особой занавесью. Отдельно М. не давались, но лишь как придаток к трагедиям. Вместе с пантомимами М. продержались до падения империи. Наиболее знаменитыми мимографами были Децим Лаберий и Публий Сир. Ср. Grysar, "Der romische Mimus" (В., 1854); Friedlanider, "Darstellungen aus der Sitlengenschichte Rums" (6 изд., Лпц., 1889).
Миманса (санскр. Mimansa, первично = "размышление, умозрение"; специальное значение этого термина развилось уже позднее) - название одной из шести главных индийских школ. Под этим общим названием известны два философских учения. Первое - Пурва М., т. е. "древняя", "первая" М., основателем которой считается мудрец Джаймини, есть род практического руководства к правильному размышлению, имеющему целью "определить смысл откровения", заключенного в ведах и брахманах. В связи с этой целью находится стремление определить религиозные обязанности верующего и разные благочестивые упражнения и дела, с помощью которых можно достичь блаженства. Поэтому Пурва-М. называется еще Карма-М. (Каrma - дело, подвиг), в противоположность второй М. - "поздней" или "последней" (Уттара-М.), имеющей более умозрительный, философско-теологический характер. Уттара-М. носит также названия Брахма-М., Шарирака-М. (Сa riraka M. = "учение о воплощенном духе") и наиболее употребительное - Веданта. Она приписывается мудрецу Вьясе и трактует о сущности мирового творческого начала и его отношениях ко всему существующему, причем приходит к отрицанию материального мира. Право на название философской системы имеет, таким образом, только последняя из М. хотя Пурва-М., или М. в общеупотребительном значении, затрагивает нередко и чисто философские понятия. Учение М. изложено в виде афоризмов (sutras), числом 2652. Афоризмы М. крайне темны и трудны для понимания, что вызвало многочисленные комментарии к ним. Лучшее введение в изучение М. - Джайминия-ньяя-мала-вистара (Jaiminiya-NyayaMala-Vistara, изд. Goldslucker и Cowell, Л. 1865-78), написанное в стихах Мадхавачарьей. Подробное изложение основ М. см. у Кольбрука: "Essays on the Religion and Philosophy of the Hindus" (2 изд., Лпц., 1858), где указаны и главные комментарии. (c) С. Б - ч.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

МИМ, -а, м. Артист — исполнитель пантомимы. Театр мимов.
MИMAHC, -а,м. Сокращение: мимический ансамбль (группа мимов).

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

МИМ, мима, м. (греч. mimos) (истор. театр.). 1. Народное представление в древней Греции и Риме, в к-ром соединялись речевая импровизация, танцы и пение. 2. Актер, участвовавший в таких представлениях.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПРЯДЕНИЕ
САРАМА
ПРОЖИГАТЬСЯ
МЕЩЕРЯЧКА
РАСЧЕРЧЕННЫЙ
ЗАПЛЕЧЬЕ
ДУНОВЕНИЕ
ПРОГНУТЬСЯ
НАПЫЩЕННОСТЬ

МИМ

ДРЕВНИЙ
ПРЮНЕЛЕВЫЙ
ПЕНАЛ
ВИДЕТЬ
ИЗВЕРНУТЬСЯ
ОБВОЗИТЬСЯ
КОПАННЫЙ
СПОРОСТЬ
ВЫТУРИВАТЬСЯ


МИЛЯГА назад содержание далее МИМАНСА
Хостинг от uCoz