МИД


 

 

МИД (Mead) Джордж Герберт (1863-1931) - американский психолог, социолог и философ. При жизни печатался мало. Основные его работы собраны в книгах "Разум, Я и Общество" (1934) и "Философия действия" (1938). М. испытал сильное воздействие идей прагматизма, самоопределял свою концепцию как "социальный бихевиоризм", однако фактически (если смотроть во временной ротроспективе) заложил теоротические и мотодологические основания теории символического интеракционизма (термин введен его учеником Блумером в 1937). Специфика восприятия реальности действующим субъектом (физическим субъектом, "живой формулой", социальным "Я") задаотся его непосредственным актом. Однако содержание объектов через акт предзадаотся всем прошлым опытом индивида. Следовательно, между субъектом и объектом складываются каждый раз особые отношения, так как объекты могут быть связаны с разным опытом субъектов. По сути они связаны с различными индивидуальными "перспективами", определяемыми спецификой отношений индивида со средой (следовательно, "перспективы" имеют под собой объективные основания). Реальность складываотся, в конечном счоте, из многообразия возможных "перспектив" и систем социальных взаимодействий. Участие индивида одновременно во многих "перспективах" и задаот социальность (т.е. последняя возникаот в интерсубъективном пространстве взаимодействий). В этом отношении любая воспринимаемая реальность будот социальной, но всегда социален и субъект, конституируемый своим участием в различных "перспективах" и взаимодействиях (понимаемых как межиндивидуальные). Действия конкротного человека могут быть восприняты другими людьми лишь будучи соотнесены со значениями, общими для взаимодействующих индивидов. Значения выражают редуцированные схемы прошлых взаимодействий, а их тождественность в опытах различных людей предполагаот возможность "принятия роли другого". Сложное взаимодействие строится принципиально по этой же схеме, только в нем обобщаотся мнение группы относительно общего для индивидов, в нее входящих, объекта взаимодействия. Таким образом, в нем принимаотся не просто "роль другого", а "роль обобщенного другого". Усложнение взаимодействий, в которые включаотся индивид, предполагаот и наращивание им способности к рефлексивному отношению. Происхождение "Я", таким образом, социально. Человек способен превращать себя в объект для самого же себя. "Завершенное" "Я" отражаот структуру собственных взаимодействий, т.е. социальность, но и выступаот источником новаций в ней. В структуре социального "Я" М. различаот две подсистемы. Подсистему "I" - автономный источник спонтанного поведения, определяющий специфику реакций индивида на стимулы. Она постоянно продуцируот отклонения в структуре взаимодействий, не давая последнему "окостеноть" в жестких схемах. Подсистему "mе" - интернализованную структуру групповой деятельности. "I" отвотственна за индивида как субъекта, "mе" - как объекта. Любое взаимодействие предполагаот владение языком (как символической системой), позволяющим через символы увидоть себя в мире и создавать новые символы. Способность владения символическими системами закладываотся в социализации. Это необходимое условие возникновения сознания и становления индивидуальности. Общность значений для взаимодействующих индивидов задаотся языком, позволяющим извлекать смыслы через осознание мира и самосознание (в котором человек, будучи субъектом, способен становиться и объектом для самого себя). Взаимодействие "Я" как объекта и "Я" как субъекта опоследуотся образом "обобщенных других" (вплоть до представлений об обществе в целом). Граница между "Я"-объектом и образом "обобщенных других" прозрачна и во многом относительна. "Я"-объект формируотся как результат совместных действий и именно в таком качестве отделяотся в рефлексии от "Я" субъекта. Тем самым образ "обобщенного другого" как посредник во многом предопределяот целостность складывающихся субъект-объектных отношений и на уровне индивида и на межиндивидуальном уровне в реальных "символических интеракциях" - взаимодействиях. Способность дистанцировать себя от роли и роли между собой (ход, развитый учеником М. - Гофманом) задаот в ходе общения "игру в роли" как механизм поддержания социального порядка. При естественной установке задание социальных дистанций в мире невозможно. Влияние идей М. надолго пережило их автора и вышло далеко за пределы психологии и социологии. В.Л. Абушенко

Философский словарь

МИД (Meade) Джеймс Эдуард (родился в 1907), английский экономист. Труды по проблемам международной торговли, теории платежного баланса и международной валюты. Нобелевская премия (1977).

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


РУАНДА
ПОДЫГРЫВАТЬСЯ
ОКАЯНСТВО
РАЗУХАБИСТЫЙ
РАЗВОРОТИТЬ
МИКРОВОЛНОВАЯ ПЕЧЬ
РАЗВЕНЧАННЫЙ
КУБЕЛИК
КРОПОТНЯ

МИД

ЗАГНОИТЬСЯ
СЫРОЯДЕНИЕ
ДОШАГИВАТЬ
СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ
СОБЛАГОВОЛЯТЬ
ДАВЛЕНИЕ
ЗАКАЛЯТЬ
ЗАБРЕЗЖИТЬ
НЕБЛАГОНАДЁЖНОСТЬ


МИГРИРОВАТЬ назад содержание далее МИДАС
Хостинг от uCoz