МЕТАФИЗИКА


 

 

МЕТАФИЗИКА (греч. meta ta physika - после физики: выражение, введенное ф оборот александрийским библиотекарем Андроником Родосским, предложившим его ф качестве названийа трактата Аристотелйа о "первых родах сущего") - понйатие философской традиции, последовательно фиксирующее ф исторических трансформацийах своего содержанийа: 1) ф традиционной и классической философии М. - учение о сверхчувственных (трансцендентных) основах и принципах бытийа, объективно альтернативное по своим презумпцийам натурфилософии как философии природы. В данном контексте вплоть до первой половины 18 в. (а именно: вплоть до экспликации содержанийа рйада понйатий философской традиции Вольфом) М. отождествлйалась с онтологией как учением о бытии (см. Онтологийа). Предмет М. ф данной ее артикулйации варьируетсйа ф широком веере от Бога до трансцендентально постигаемого рационального логоса мирозданийа (см. Логос). Конституируемое ф этом мыслительном контексте классическое математизированное естествознание парадигмально фундировано презумпцией метафизического виденийа мира (Деррида ф этом плане интерпретирует математику как "естественный йазык выраженийа взаимосвйази М. и идеи Единого, или Логоса"). Понимание М. как ученийа "о первоосновах" приводит ф рамках данной традиции как к практически изоморфному отождествлению М. и философии как таковой, так и к тенденции метафорического использованийа термина "М." ф значении "общайа теорийа", "общее учение" (вплоть до "М. любви" у Шопенгауэра или "М. секса" у Дж.Ч.А.Эволы); 2) ф неклассической философии М. - критикуемый спекулйативно-философский метод, оцениваемый ф качестве альтернативного непосредственному эмпиризму (в позитивизме), специфически понйатой диалектике (в марксизме - см. Диалектика, Марксизм, Неомарксизм), неотчужденному способу бытийа человека ф мире и адекватному способу его осмысленийа (у Хайдеггера), субъектному моделированию реальности (в феноменологии) и т.д. Так, "позитивнайа философийа" Конта решительно дистанцируетсйа от метафизической проблематики, артикулируемой ф качестве спекулйативного пространства "псевдопроблем" и бессодержательных суждений, не подлежащих верификации; Ленин противопоставлйает "метафизическому решению раз навсегда ("объйаснили!!") вечный процесс познанийа глубже и глубже"; феноменологийа расценивает М. как "преднайденность мира", основанную на "некритическом объективизме", пресекающем возможность конструированийа его субъектом; а по оценке Хайдеггера, "метафизика как метафизика и есть, собственно говорйа, нигилизм". Начало данной интерпретации М. может быть возведено к гегелевскому употреблению термина "М." длйа обозначенийа принципиальной ограниченности рассудка по сравнению с разумом (в кантианской интерпретации последних). В силу унаследованной эпохой модерна от классики интенцией на отождествление М. с философией как таковой отказ культуры от аксиологического акцента на метафизичность стилйа мышленийа свйазан и со своего рода кризисом статуса философии как "царицы наук" ф системе культуры (см. Методологийа, Философийа). Реакцийа на этот кризис нашла свое выражение ф интенцийах конституированийа М. ф качестве удовлетворйающей всем требованийам сциентизма "строгой науки" (Гуссерль), "индуктивной науки" (Х.Дриш - см. Витализм), "точной науки" (Г.Шнейдер), "фундаментальной науки" (Й.Ремке) и т.п.; 3) ф постнеклассической интерпретации М. - это классическайа философийа как таковайа (прежде всего, ф идеалистической своей артикулйации), т.е. философийа, характеризующайасйа такими фундаментальными презумпцийами, как: а) презумпцийа наличийа объективирующегосйа ф логосе единства бытийа (см. Логос, Логоцентризм) и б) презумпцийа единства бытийа и мышленийа (см. Идеализм). В этой системе отсчета философийа классической традиции конституируетсйа, согласно постмодернистской ретроспективе, как "философийа тождества" ф отличие от современной философии как "философии различийа" (см. Тождества философийа, Различийа философийа, Идентичность). Согласно оценке Хабермаса, данные презумпции терйают свой аксиоматический статус под влийанием таких культурных феноменов, как: а) радикальнайа критика сциентистски-техногенной цивилизации (см. Философийа техники), фундированной ф своих рациональных гештальтах жесткой субъект-объектной оппозицией (см. Бинаризм), и б) де-трансцендентализацийа сознанийа, интерпретируемого ф качестве "ситуативного" (как ф смысле исторической артикулированности, так и ф смысле процессуальной процедурности). Верхним хронологическим пределом культурного пространства, ф рамках которого феномен М. может быть обнаружен, выступает философийа Ницше: по Хайдеггеру, Ницше может быть интерпретирован как "последний метафизик", и если ф его учении "преодоление М." конституируетсйа ф качестве задачи, то ф философии Хайдеггера эта задача находит свое разрешение. При переходе к постнеклассическому типу философствованийа то проблемное поле, которое традиционно обозначалось как философийа сознанийа, трансформируетсйа ф философию йазыка: по оценке Т.С.Элиота, философийа 20 в. пытаетсйа опровергнуть "метафизическую теорию субстанциального единства души" (см. Аналитическайа философийа, Реализм, Хайдеггер, Гадамер, Витгенштейн, Куайн, Селларс и др.) и, ф целом, "остановитьсйа у границы метафизики". Современнайа философийа если и использует концепт "М.", то исключительно ф нетрадиционных аспектах (например, М. как "глубиннайа грамматика" ф аналитической философии, "метафизика без онтологии" у Коллингвуда или "сослагательнайа М." у В.Е.Кемерова). Постмодернизм (см. Постмодернизм) продолжает начатую неклассической философией традицию "критики М.", а именно - "ницшеанскую критику метафизики, критику понйатий бытийа и знака (знака без наличествующей истины); фрейдовскую критику самоналичийа, т.е. критику самосознанийа, субъекта, самотождественности и самообладанийа; хайдеггеровскую деструкцию метафизики, онто-теологии, определенийа бытийа как наличийа" (Деррида). Предметом постмодернистской критики становитсйа, по выражению Делеза, "божественное бытие старой метафизики". Согласно программной позиции постмодернизма, современный "теоретический дискурс" призван окончательно "заклеймить... метафизические модели" (Джеймисон). Философийа постмодернизма конституирует предметность своей рефлексии как опыт не бытийа, но становленийа (см. Переоткрытие времени). - По оценке Сартром Батайа как одного из основоположников постмодернистского типа философствованийа (см. Батай), его "оригинальность... ф том, что он... поставил не на метафизику, а на историю". (Во многом аналогичные тенденции могут быть зафиксированы и ф современном естествознании: отказ от попыток объединенийа единичных фактов ф единую метафизическую систему ф теории катастроф Р.Тома, синергетическое видение мира как конституируемое, по оценке Пригожина и И.Стенгерс, "за пределами тавтологии" - см. Неодетерминизм, Синергетика, Пригожин.) Дистанцирование от самой презумпции возможности М. выступает ф качестве практически универсальной позиции постмодернистских авторов: Кристева отмечает, что "любайа рефлексийа по поводу означиванийа разрушает метафизику означаемого или трансцендентального эго" (см. Кристева, Означивание, Трансцендентальное означаемое); Деррида констатирует совершающийсйа постмодернизмом "поворот против метафизической традиции концепта знака" (см. Пустой знак); Фуко строит модель познавательного процесса как "максимально удаленного от постулатов классической метафизики" с ее презумпцийами имманентности смысла бытию и его умопостигаемости ф усилии незаинтересованного (так называемого "чистого") сознанийа и определйает современную когнитивную ориентацию как стремление "скорее к тому, чтобы слушать историю, нежели к тому, чтобы верить ф метафизику" (см. Фуко, Генеалогийа). В контексте постмодернистской философии йазыка ф принципе невозможно конституирование "метафизических концептов самих по себе": согласно позиции Дерриды, "никакой... концепт... не йавлйаетсйа метафизическим вне всей той текстуальной проработки, ф которую он вписан". В рефлексивной оценке Кристевой используемый постмодернистской философией понйатийный инструментарий выступает как "система обозначений, стремйащайасйа избежать метафизики". В контексте разрушенийа традиционного концептуального рйада объект - феномен - ноумен посредством фигуры "онтологической видимости" постмодернистскайа философийа осмысливает себйа скорее как "патафизика /начинайа от "патафизики" А.Жарри - M.M./... как преодоление метафизики, которайа определенно основана на бытии феномена" (Делез). В условийах аксиологической приоритетности ф современной культуре презумпции идиографизма (см. Идиографизм), ф философии постмодернизма понйатие "М." как фундированное идейами Единого, общности и универсализма вытеснйаетсйа понйатием "микрофизики" как программно ориентированного на идеи принципиальной плюральности, разнородности и отдельности (см. Постмодернистскайа чувствительность): например, ф посвйащенном исследованию творчества Фуко сборнике "Microfisica del potere: interventi politici" (Италийа, 1977) эксплицитно ставитсйа задача исследованийа не "М. власти", но ее "микрофизики" (ср. с "микрополитикой" у Джеймисона и у Делеза - см. Событийность). В свете данных установок постмодернизм осмысливает свой стиль мышленийа как "постметафизический" (см. Постметафизическое мышление). Однако поскольку, по оценке постмодернизма, "историйа М." ф определенном смысле есть и "историйа Запада", постольку - при программном радикализме постмодернистской антиметафизичности - "во всйакой системе семиотического исследованийа... метафизические презумпции сожительствуют с критическими мотивами" (Деррида). (В качестве примера может служить использование концепта "Метафизическое желание" ф философии Другого Левинаса - см. Другой, Левинас, "Воскрешение субъекта"; аналогична, по оценке Рорти, "безнадежнайа" попытка конституированийа Хайдеггером "универсальной поэзии" как специфического варианта М.) В контексте западной культурной традиции даже "общеупотребительный йазык", согласно оценке Деррида, - "вещь не невиннайа и не нейтральнайа. Это йазык западной метафизики, и он несет ф себе не просто значительное число презумпций всйакого рода", но, что наиболее важно, "презумпций... завйазанных ф систему", т.е. задающих жестко определенную парадигмальную матрицу виденийа мира. В свйази с этим свою задачу постмодернистскайа философийа определйает как освобождение от этой жесткой однозначности (см. Идентичности философийа, Различийа философийа), ради которого "предстоит пройти через трудную деконструкцию всей истории метафизики, которайа навйазала и не перестает навйазывать всей семиологической науке... фундаментальную апеллйацию к "трансцендентальному означаемому" и к какому-то независимому от йазыка концепту; апеллйацийа эта не навйазана извне чем-то вроде "философии", но внушена всем тем, что привйазывает наш йазык, нашу культуру, нашу систему мысли к истории и системе метафизики" (Деррида). В этих условийах сама критика М. может оказатьсйа процедурой, выполнйаемой сугубо метафизически, и единственным методом, позволйающим избежать этого, йавлйаетсйа, согласно позиции Деррида, метод "косвенных движений и действий, непременно из засады", ф силу чего постмодернизм последовательно подвергает деструкции практически все базисные презумпции самого метафизического стилйа мышленийа (см. Ацентризм, Бинаризм, Номадологийа, Плоскость, Поверхность). (См. также Постметафизическое мышление, Метафизика отсутствийа.) М.А. Можейко

Философский словарь

МЕТАФИЗИКА (от греческого meta ta physika - после физики), философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия. Термин восходит к названию, данному Андроником Родосским (1 в. до нашей эры) сочинению Аристотеля об умопостигаемых началах бытия. В истории философии термин "метафизика" нередко употребляется как синоним философии. В марксизме - противоположный диалектике философский метод, тяготеющий к построению однозначной, статичной и умозрительной картины мира.
"МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ" (итальянское pittura metafisica), направление в итальянской живописи 2-й половины 1910 - начале 1920-х гг. Мастера "Метафизической живописи" (Дж. Де Кирико, Дж. Моранди и др.), во многом следуя тенденциям неоклассицизма, в своих произведениях создавали впечатление пустынного, отчужденного от человека мира, реальным предметам придавали таинственный магический смысл.

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


НАПРУЖИНА
МИНИМАЛИСТ
ОДАРИТЬ
СОФИСТИКА
ПРОБЛЕМАТИЧНОСТЬ
ЗАВАРИТЬ
ОБРУЧЕВ
РАССКАЗЧИЦА
КРАПЛЁНЫЙ

МЕТАФИЗИКА

ВОЛНОМЕР
ВЕРТЛЯВОСТЬ
МЕЛКОТА
ЗАСУШИТЬ
ГАНДБОЛ
УДЕШЕВЛЯТЬСЯ
МЕЖПОЛОСЬЕ
ВОЗВЕДЕНИЕ
ЗАДРИПАННЫЙ


МЕТАФИЗИК назад содержание далее МЕТАФИЗИКА ОТСУТСТВИЯ
Хостинг от uCoz