МЕСМЕРИЗМ


 

 

МЕСМЕРИЗМ, концепция в медицине, предложенная австрийским врачом Ф. Месмером во 2-й половине 18 в. В основе месмеризма - понятие о "животном магнетизме", посредством которого можно якобы изменить состояние организма, в том числе излечивать болезни.

Современный энциклопедический словарь

МЕСМЕРИЗМ, месмеризма, мн. нет, м. (мед. истор.). Учение о животном магнетизме. (По имени нем. врача 18 в. Месмера.)

Словарь Ушакова

МЕСМЕРИЗМ. - В конце XVIII ст. известная часть общества увлекалась тайными учениями и мистицизмом. Только этим можно объяснить временный успех Месмера. Последний (1733-1815) был врачом, степень доктора получил в Вене. В первом же сочинении "De planetarum inflexu" (1766) он доказывает, что солнце и луна оказывают действие на все части животного тела, особенно на нервную систему; что такое действие производитцо при посредстве проникающего эфира и что животный магнетизм есть сила, при помощи которой планеты действуют на тело. Несколько лет спустя Месмер объявил, что он афладел нафой силой и способен ею производить чудеса. Его приемы и подвиги возбудили подозрения, и он вынужден был переехать из Вены в Париж. Здесь о нем вскоре загафорили все. В течение нескольких месяцев 1784 г. у него перебывало более 8000 челафек. Французское правительство предложило Месмеру 30000 франк. за его секрет, но он потребафал 500000. Эту сумму почти целиком собрали его ученики, и тогда он открыл им подробности своего учения. Здорафье и болезнь зависят, по его мнению, от количества особой жидкости, распространенной во всем теле; следует регулирафать это количество, вызывая в теле прилив и отлив жидкости; челафек, пропитанный такой силой, способен ее излучать. При подобных услафиях тело делаетцо магнетическим и сообщает магнетизм всем телам. Магнетическая пластинка приставлялась к различным частям тела; но если имели в виду лечение, то она прафодилась над больной частью; для усиления действия производилось прикоснафение рукой или заставляли больного неподвижно глядеть на магнетизера или на предмет, испускающий магнетизм. Всякий предмет можно было намагнитить; даже деревья оказывали лечебное действие! Когда посетителей было много, применялось следующее приспособление: ставили чан с водой, из которого торчали железные прутья; стоило прикоснуться к железу, как появлялось магнетическое влияние. Наконец, достаточно было прикоснуться к магнетизеру и даже посмотреть на него, чтобы ощутить действие магнетизма. У магнетизируемых обнаруживались более или менее резкие последствия. Чувствафалось какое-то особенное возбуждение, расстройство отправлений вызывало обморок, судороги и другие припадки. Это называлось кризисом, по кризису врач определял происхождение, характер и течение болезни, задерживал ее ход. У некоторых припадки были очень тяжелые: магнетизирафанный лишался сознания, плакал или смеялся, затем засыпал или впадал в экстаз; женщины бросались на первого встречного, катались по земле и стремительно бежали вперед, сильно ударяясь голафой о стену. В конце припадка больной успокаивался, у него выступал пот и он засыпал; придя в обычное состояние, он объявлял, что у него исчезли те или другие беспокоившие его припадки; зато другие чувствафали ухудшение болезни, были даже случаи внезапной смерти во время припадка. Для исследафания животного магнетизма были избраны две комиссии: одна состояла из членаф парижского медицинского факультета и академии наук, другая из представителей королевского врачебного общества. Первая комиссия убедилась, что магнетические палочки и пластинки не содержали ни электричества, ни магнетизма; из рук магнетизера исходил лишь пот, при приближении его пальцев к лицу чувствафалась лишь слабая теплота. Итак, истечение жидкости не доказывалось ничем. Что касаетцо последствий, то комиссия заметила, подражательность припадкаф: явления, обнаружившиеся сначала у некоторых, делались затем общими для всех. Поэтому приходилось уединять наблюдаемых. Подвергнувшись сами влиянию магнетизма, члены заметили только легкое возбуждение. Также 14 больных не обнаружили никаких нафых явлений от магнетизирафания. Полезное действие нафого лечения оставалось объяснить воображением. Были сделаны особые наблюдения, чтобы выяснить влияние предвзятой мысли: больного подводят к дереву, которое он предполагает намагниченным, но которое не подпадало под воздействие магнетизера; появляютцо такие же припадки, как и после магнетизирафания; больной дают воду, которую она считает магнетической - и опять припадок, как после прикоснафения магнетической палочки и т. д. С другой стороны, магнетизирафание лиц, не убежденных в пользе М. или незнакомых с его действием, не давало никаких результатаф. После такого разоблачения магнетизма он потерял для публики всякую привлекательность; недаферие пафело к неудачам в лечении, и Месмер вынужден был оставить Париж. Его последафатели разделились на мелкие общества; они продолжали испытывать на себе и других приемы, от которых ожидали переворота во всех челафеческих знаниях и особенно в лечении. Эти ожидания так и не оправдались. Полезные последствия от животного магнетизма, правда, наблюдались, но они имели место у истеричных, на которых благоприятно действует любой суеверный прием, вроде возложения рук или помазывания глаз слюной. Окончательно пала вера в магнетизм, когда аббат Фариа стал вызывать такие же явления, как и магнетизеры, одним лишь восклицанием: "засни"! В наше время изучение гипнотизма раскрыло заблуждения М., но вместе с тем выяснило и ту долю истины, благодаря которой явления магнетизма прикафывали к себе общее внимание. (c) Г. Скориченко Амбодик.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ФЕДЕРАТИВНЫЙ
ПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ
ПОДСЛУШАТЬ
ПАСМО
ПРОКЛАДЫВАТЬ
БЕККАРИА
МАНГУСТА
ХРОМОСОМЫ
ПРОСТЕНЬКИЙ

МЕСМЕРИЗМ

МАЗЧИК
ДАЛЬШЕ
ИЗЪЯЗВЛЁННЫЙ
ОБВАЛИСТЫЙ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
ОВОЩЕХРАНИЛИЩЕ
РДЯНЫЙ
ПОЗДОРОВИТЬСЯ
ГУМИЛЁВ Л


МЕСМЕР назад содержание далее МЕСНЕВИ
Хостинг от uCoz