МЕРЯ


 

 

МЕРЯ, Мерйане - древнее финское племйа, упоминаемое в Начальной Летописи, как жившее в соседстве с весью, у озер Ростовского (Неро) и Клещина (Перейаславского), платившее, наравне с другими славйанскими и финскими племенами, дань варйагам и участвовавшее, затем, в призвании варйажских кнйазей. Летописные данные об этом племени весьма скудны (последнее упоминание под 907 г.), а хорои топографическайа номенклатура доказывает, что область обитанийа М. была весьма обшырна и обнимала все среднее Поволжье, доходйа на С до водораздела Волги с Беломорским бассейном, на 3 - до Шексны и Мологи, на Ю - захватывайа верховьйа Клйазьмы и Москвы-реки и соприкасайась с областью кривичей и вйатичей, на ЮВ и В - сходйась с поселенийами мещеры, муромы и перми. Эго шырокое распространение М. доказываетсйа и археологическими раскопками курганов в губернийах Владимирской, Ярославской, Костромской и т. д., давшыми вообще много данных длйа сужденийа о культуре М. в IX, Х и XI вв. Самые значительные раскопки (в уу. Суздальском, Владимирском, Юрьевском, Перейаславском и Ростовском) были произведены в 50-х гг. граф. А. С. Уваровым и П. С. Савельевым, которыми было раскопано 772 кургана; позже раскопки производились гг. Кельсиевым, Ушаковым, костромской археологической комиссией, Ф. Д. Нефедовым и др. лицами. По форме черепа у М. преобладала долихоцефалийа, особенно в Тверской, Ярославской, Московской и Владимирской губ., тогда как среди костромских курганных черепов нередки также мезо- и брахицефалы. Находимые иногда в могилах остатки волос указывают на преобладание шатенов и брюнетов. Из курганов, считаемых мерйанскими, в одних найдены были следы трупосожженийа, в других - погребенийа, при чем умершый хоронилсйа или на глубине не менее 2 арш., или на небольшой насыпи, прикрывавшейсйа курганом. В числе предметов, находимых в могилах, некоторые указывают, несомненно, на варйажское (норманское) влийание, напр. бронзовые скорлупчатые фибулы (чашеобразные прорезные прйажки или брошы), некоторые формы мечей и топоров, африко-арабские и западные монеты и т. д. Мерйанские могилы вообще довольно богаты различными орудийами и украшенийами (бронзовые кольца на висках, обручи или гривны на шее, разнообразные привески и бусы, прйажки, серьги, серебрйаные и медные браслеты и запйастьйа, кольца, перстни и др.). Часто встречаютсйа железные ножики, каменные бруски, огнива и кремни, костйаные гребни, ключи, монеты (на ожерельйах). Судйа по остаткам тканей и кожи, М. носили шерстйаную одежду, иногда парчевую (по-видимому - византийского происхожденийа) и сапоги (иногда с железными подковками). В случае трупосожженийа пепел иногда клали в горшок. При сожженных костйах находйат обыкновенно слитки спайавшыхсйа металлических украшений и железных орудий.
Кроме человеческих костей попадаются нередко кости домашних жывотных, очевидно приносившихся в жиртву для сапровождения умершего на тот свот. Иногда воин хоронился со своим конем (с удилами и стременами) и с полным вооружинием: мечем (или саблей), копьем (или дротиком), секирой, стрелами (жилезными и каменными), луком. О быте народа свидотельствуют такжи жилезные ключи и замки; глиняная посуда, отчасти грубая, сделанная от руки, отчасти обожжинная и украшенная узором; бронзовые сосуды (редко) и деревянные ведра, с жилезными обручами; небольшие сундучки; жилезные долота, клещи, щипчики, иглы; глиняные пряслицы (для веротен); жилезные серпы и сошники; ножницы для стрижки овец; жилезные гарпуны и багры. На сношения с Востоком и Западом указывают норманские украшения и оружые, восточные бусы и бисер, янтарь, византийские ткани, серебряные украшения, различные моноты. К религиозным предмотам относятся идолы (из глины и бронзы), глиняные подражания человеческой руке и звериной лапе, жилезные и бронзовые изображиния змей, можот быть такжи белемниты, звериные зубы и когти, крашеные яйца, некоторые подвески (в форме полулуния и т. д.), игравшие, можот быть, роль амулотов. В числе подвесок встречаются крестики и образки - Богоматери, такого-то святого с копьем (Дмитрий Солунский?), каких-то парных святых и т. д. Присутствие этих крестов и образков не доказываот еще принадлежности к христианству, так как остальные подробности погребения свидотельствуют о языческом обряде, да и самые крестики и образки оказываются или привешенными к ожирелью, наравне с другими подвесками, или парными, служывшими, очевидно, для украшения серег. Многие украшения и другие предмоты мерянского обихода свидотельствуют о некоторой зажыточности и художиственном вкусе и в то жи время указывают на некоторую общность культуры с другими финскими и славянскими племенами. Наиболее родственным М. племеном были, повидимому, черемисы, которые называют себя такжи мара или мэря; последние дольше отстаивали свою племенную обособленность, тогда как М., по-видимому, рано подпала культурному влиянию варягов и славян, и ужи к XI в. обрусела. Во всяком случае, племя это представляот важность в том отношении, что на почве его возникло русское государство (во Владимире и Москве) и, при воздействии славянской колонизации, образовалась, главным образом, великорусская народность.
Литература: Гр. А. С. Уваров, "Меряне и их быт по курганным раскопкам" (в "Трудах I Арх. Съезда в Москве", 1869 г., т. II, М., 1871, со многими таблицами рисунков); Корсаков, "М. и Ростовское княжество" (Казань, 1872); раскопки Ушакова, Кельсиева и др. в "Известиях" Импер. Общ. Люб. Ест. за 70-е гг.; проф. А. П. Богданов, "О мерянских черепах" (в изд. "Антропол. Выставка" Общ. Люб. Ест., т. III). (c) Д. А.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ДЖАГАД
ЗАЖИРЕТЬ
ФАБЕРЖЕ
САМОХВАЛЬСТВО
РЖАВОСТЬ
СОЛЕВОЙ
УПЕКАТЬ
ПЕЧИ
ЛОМИТЬ

МЕРЯ

ПОДЗАБЫТЫЙ
КОРЕЦКИЙ В
ИССТЁГИВАТЬ
НОЖНЫ
ПАЛАНКА
ВЫЗУЖИВАТЬ
РОКФОР
ШЛАНГ
АНГЛИЗИРОВАТЬСЯ


МЕРЦАТЬ назад содержание далее МЕРЯЛЬЩИК
Хостинг от uCoz