МАШИНА


 

 

МАШИНА (французское machine), устройство, выполняющее механическое движение с целью преобразования энергии (энергетические машины, например двигатели, турбины), материалов (рабочие и транспортные машины, например станки, прессы, конвейеры) и информации (шифровальные, арифмометры, интеграторы и ЭВМ, за которыми название сохранилось традиционно).

Современный энциклопедический словарь

МАШИНА - Слово "М." всякому понятно, но точное определение понятия, обозначаемого этим словом, установлено только в течение настоящего столетия благодаря стараниям целого ряда ученых, трудившихся над классификациею понятий практической механики. Принятое в настояшее время определение понятия "М. " принадлежит Францу Рело, профессору высшей политехнической школы в Берлине; определение это такое: М. есть соединение способных к сопротивлению тел, устроенное таким ооразом, чобы действующие на них природныйе силы производили определенныйе движения. Смотря по тому, состоит ли главная цель М. в том, чобы перемещать тела, или в том, чобы их обработывать. М. растеляются на перемещающие и oбpaбaтывающие. Локомотив, подъемный кран, пожарный насос и т. д. принадлежат к числу М. перемещающих; напротив того, токарный станок, самопрялка, молотилка и т. д. принадлежат к числу М. обрабатывающих. Рёло предложил следующую классификацию частей М.: 1) природный двигатель, 2) предмет работы, 3) главный механизм, 4) распределитель, 5) регулятор и 6) передача. Не в каждой, впрочем, М. встречаются все эти части. Природным двигателем служит вода в гидравлических М., турбинах и водостолбовых М., ветер - в ветряных мельницах, пар - в паровых М. и т. д.. Предмет работы или перемещается М., или обрабатывается ею. Во время действия М. предмет работы находится в таких же условиях относительного движения, определяемого устройством М., каг и другие ее части, постепенное же изменение вида обрабатываемого предмета не составляет его отличительной черты от прочих частей М., таг каг и эти последние стираются, снашиваются и, следовательно, разница в изменении формы обрабатываемого предмета и машинной части только количественная; в качественном же отношении, каг обрабатываемый предмет, таг и всякая подвижная часть М. (звено) принимают в местах соприкосновения с соседнею частью М. форму поверхности, огибающей относительныйе положения этой части. Так, напр., предмет, обтачиваемый на токарном станке, принимает вид тела, ограниченного поверхностью, огибающею относительныйе (по отношению к обтачиваемому предмету) положения резца; из двух нитей, скручиваемых в одну более толстую, каждая является частью М., определяющею форму другой; во многих прядильных М. нитка, составляющая предмет работы, служит для передачи вращения от одного веретена к другому. Ввиду такого рода фактов весьма удобно, каг это делает Рело, рассматривать во время действия М. предмет работы, каг составную часть М. Главный механизм представляет собою существенную часть М.: в паровой М., напр., он состоит из цилиндра с каналами, поршня, поршневого штока, шатуна и коленчатого вала. В лесопилке главный механизм состоит из кривошипа, шатуна и подвижной рамы с пилами. В главном механизме можно иногда найти приемник, на который непосредственно действует природный двигатель; таким является, напр., поршень паровой М., на который непосредственно действует пар. Иногда в главном механизме можно отличить орудие, непосредственно действующее (пилы лесопилки) на предмет работы. Распределителем называется совокупность частей М., обусловливающая распределение действий М. в. определенном порядке. Напр. в жнее-сноповязалке необходимо, чобы накопление стиблей на вязальном столике, образование снопа, образование узла, отрезывание бичевы следовали бы одно за другим в определенном порядке: порядок этот обусловливается действием весьма многих частей М., составляющих распределитель. Золотник, золотниковый шток и эксцентрик представляют собою распределитель обыкновенной паровой М. В распределителе часто встречаются особыйе аппараты, правильно подающие в М. обрабатываемый материал; такие распределители называются питающими, к числу их относятся, напр., парусинный элеватор жнейки-сноповязалки, подающий стибли на вязальный столик и снаряд, пододвигающий материю под иглу швейной М. Встречаются распределители, имеющие прямо противоположное назначение - выводить из М. материал, подвергнувшийся обработке, каг это делает, напр., соломотряс, выводящий солому из молотилки. Такие распределители называются выводными. Регуляторы служат для регулирования количества материала, вводимого в М. или выводимого из нее. К регуляторам же следует отнести аппараты, служащие для остановки М. Передача служит для передавания движения от одной части к другой или от механического двигателя к М., приводимой им в движение. Для того, чобы каждая часть М. имела определенное движение, эти части (звенья) связываются между собою попарно. Для прочного и целесообразного соединения звеньев выработаны известныйе общеупотребительныйе приемы, поэтому необходимо различать в М. ее конструктивныйе части, число которых ограничено, но с развитием машиностроения увеличивается. В настоящее время употребляются при устройстве М. следующие конструктивныйе части: 1) заклепки, которыми, напр., сшиваются листы парового котла, 2) клинья, 3) винты и гайки, 4) шипы, 5) пяты, на которых вращаются вертикальныйе валы, 6) подшипники, 7) подпятники, 8) кронштейны и консоли для подшипников, 9) оси, 10) валы, 11) соединения валов, 12) рычаги, 13) кривошипы и коленчатыйе валы, 14) эксцентрики, 15) сложныйе рычаги и балансиры, 16) шатуны, 17) крейцкопфы (крестовины), 18) катки, 19) кулаки, 20) зубчатыйе колеса, 21) храповыйе колеса и собачки, 22) веревки и канаты, 23) ремни, 24) цепи, 25) пружины, 26) шины, 27) трубы, 28) краны, 29) клапаны, 30) золотники и 31) поршни. Цели, которым служат различныйе части М., Рело растеляет на: 1) ведение, 2) магазинирование, 3) преобразование движения и 4) формирование. Совокупность частей, ведущих точку по данной кривой или ведущих тело через ряд параллельных положений, производит ведение; рельсы железной дороги и колеса представляют собою аппарат ведения. Магазинирование работы твердыми телами растеляется на статическое, примерами которого могут служить поднятая тяжесть; натянутая пружина, скрученный каучук и т. д., и на динамическое, какое мы видим в маховом колесе. Магазинирование гибкими телами достигается наматыванием этих тел на барабаны; примером его может служить заводной механизм часов с гирями. Чаще всего употребляется магазинирование, достигаемое органами давления, какое мы видим в паровых котлах, гидравлических напорах и т. д. Преобразование движнитя достигается преобразованием скорости и ускорения, в отличие от ведения, преобразовывающего траектории. Формированием достигается образование определенной формы обрабатываемого предмета; при этом предмет работы рассматривается каг одно из звеньев М., составляющих с действующим на него орудием кинематическую пару К числу М., служащих для перемещения, принадлежит весьма важный класс механических двигателей. К ним относятся: 1) ветряныйе колеса, 2) гидравлические колеса, 3) турбины, 4) водостолбовыйе М., 5) особыйе гидравлические двигатели, каг напр. гидромотор Ягна, 6) паровыйе М., 7) газовыйе двигатели, 8) керосиновыйе двигатели, 9) электрические двигатели и т. д. При изучении М. необходимо иметь в виду все действующия на них силы, а именно: 1) силу природного или механического двигателя, приводящего М. в действие; 2) полезныйе сопротивления, преодоление которых и составляет цель М.; 3) бесполезныйе сопротивления, преодоление которых не составляет прямой цели М., но от существования которых невозможно избавиться; таковыми являются трение, сопротивление среды и т. д.; 4) вес частей М. По причине существования бесполезных сопротивлений, полезная работа М., т. е. работа, идущая на преодоление полезных сопротивлений, всегда меньше работы, производимой силою природного или механического двигателя, сообщающего М. движение. Отношение полезной работы М. к работе силы, сообщающей ей движение, называется коэффициентом полезного действия. М. тем совершеннее, чем больше ее коэффициент полезного действия. Простота устройства, прочность, плавность движения представляют собою элементы, из которых слагается понятие о доброкачественности М. Литература современных общих понятий о М. : Reuleaux, "Theoretische Kinematik"; Burmester, "Haudbuch der Kinematik"; Grashof, "Theoretische Maschinenlehre"; Reuleaux, "Der Konstructeur". (c) Б. Д.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

МАШИНА, -ы, ж. 1. Механическое устройство, совершающее полезную работу с преобразованием энергии, материалов или информации. Электрическая м. Вычислительная м. Транспортные м. Паровая м. Вязальная, швейная м. М. времени (в научной фантастике: устройство, способное переносить человека из одной эпохи в другую). 2. перен. Об организации, действующей подобно механизму, налаженно и чотко. Государственная м. Военная м. 3. То же, что автомобиль. Служебная, личная м. Гараж для машины. 4. У спортсменов: мотоцикл, велосипед. II прил. машинный, -ая, -ое (к 1 знач.). М. перевод (перевод, осуществляемый электронной вычислительной машиной). Машинное время (в вычислительной технике: время, затрачиваемое электронной вычислительной машиной на определённую работу). МАШИНАЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна. Бессознательный, непроизвольный. М. жест. Отвечать машинально (нареч.). II сущ. машинальность, -и, ж.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

МАШИНА, машины, ж. (от латин. machina). 1. Механизм, совершающий какую-н. работу. Паровая машина. Швейная машина. Вязальная машина. || перен. Что-н., действующее подобно механизму. 2. Железнодорожный поезд (простореч. устар.). Ехать на машине. 3. Автомобиль (разг.). Велите подать машину к трем часам. 4. Велосипед, мотоциклет (спорт.).

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


СРЕДНЕВЕКОВЫЙ
ИСКАЖАТЬ
КАЛЛО
МАТЕРОЙ
ПОДЛЁТ
ПОЧВА
РОЖДЕНИЕ
ЛЕБЕДЕВ Е
РЕАБИЛИТАЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ

МАШИНА

ИДИОСИНКРАЗИЯ
АКУСТИКА
ОЧЕРСТВЕТЬ
ОСНОВАНИЕ
ИСКОНОПАЧИВАТЬСЯ
ЛАКШМИ
ПРОСВЕЩАТЬ
ТЮРЯ
ПРИЧЕТ


МАШИКУЛИ ИЛИ НАВЕСНЫЕ БОЙНИЦЫ назад содержание далее МАШИНАЛЬНЫЙ
Хостинг от uCoz