МАРК СВ

МУРАВЬЁВ
НЕМУДРЫЙ
РАИНОВЫЙ
ФЛЕГМАТИЧНОСТЬ
СМУШКА
СПЕЦИФИЦИРОВАННЫЙ
ЗАРАЩЁННЫЙ
ПЕДАГОГ
АЗИЙСКИЙ

МАРК СВ

ПЕРЕЛОТ
ОПЕРЁННЫЙ
РАЗЛАДИТЬ
СЪЕХИДНИЧАТЬ
ГАРКАТЬ
ПРАКСЕОЛОГИЯ
СИМОРГ
ИСПОДКА
ИЗЛАМЫВАТЬСЯ

 

 

МАРК СВ. - один из четырех евангелистов, по происхождению Иудей, но еще юношей примкнул к общине христиан, так как его мать Мария была одной из горячих последовательниц Христа и ее дом был местом собраний верующих в Него (Деяния XII, 12). Он первоначально носил имя Иоанна, затем двойное Иоанна-М.; впоследствии за ним утвердилось это последнее имя, как признак его близкого соотношения с римским миром. Еще в юности он принимал участие в миссионерских трудах св. апостола Павла и Варнавы (последнему он доводился племянником), а впоследствии сделался неразлучным спутником и участником апостольских трудов ап. Петра, который именует его "своим сыном" (I Петр., V, 13). Папий называет М. "толмачем" или истолкователем Петра, записавшим то, чему учил ап. Петр. Как с ап. Петром, так и с ап. Павлом М. бывал в Риме (2 Тим., IV, 11); позже переселился в Александрию, где основал церковь, был ее первым епископом и потерпел мученическую кончину. Память его чтится 25 апреля. Принадлежащее ему и носящее его имя Евангелие (второе в четвероевангелии) в древности единогласно признавалось подлинным и считалось воспроизведением того, что он слышал от ап. Петра, как своего учителя. По выражению блаж. Иеронима, "при составлении этого Евангелия Петр рассказывал, М. писал". Касательно происхождения Евангелия М. новейшая критика выдвинула несколько теорий: по одной (Баур, Гильгенфельд и др.) оно составляет переработку первоначальных отрывочных записей или документов, по другой (Де-Ветте, Блеек, Делич) - компиляцию ев. Матфея и Луки. Эти теории не выдерживают критики, так как первая основывается на неправильно понимаемом выражении Папия outaxei, а вторая идет в разрез с преданием, что Евангелие от Марка написано раньше Евангелия от Луки. Самая живость, картинность и оригинальность повествования, составленного по своеобразному плану, говорит в пользу того, что Евангелие от М. самобытно, а не плод позднейшей компиляции. Евангелие от М. по всем признакам было предназначено для христиан из язычников и особенно для римских христиан, как это видно из отсутствия ссылок на Ветхий Завед и вообще таких мест, которые были бы особенно интересны для иудеев, напр. столь любимых иудеями генеалогий, указаний на значение Моисеева закона и пр. Напротив, в Евангелии много таких пояснений, которые были совершенно излишни для иудеев, но необходимы для язычников (напр. замечание об обычае евреев умывать руки перед едою - VII, 8 и 4). Указание на предназначение Христа для всего мира, а также замечание, что храм должен быть местом молитвы для всех народов (XI, 17) - все это ясно свидетельствует о том, что Евангелие предназначалось для новообращенных язычников. Местом написания Евангелия признается обыкновенно Рим, чем и объясняются нередко употребляемые в нем латинские слова (legion, speculator и т. п.; V, 9; VI, 27 и др.). По мнению св. Иоанна Златоуста, Евангелие написано в Александрии. Против подлинности Евангелия не возбуждалось серьезных возражений, за исключением 9-20 стихов последней XVI главы, носящих, по мнению некоторых критиков, печать позднейшего происхождения, тем более, что по свидетельству Евсевия, Иеронима и других Евангелие от М. в их время заканчивалось словами: "потому что боялись", т.е. 8 ст. главы. Заключительных стихов нет в синайском и ватиканском манускриптах. Вопрос нуждается, впрочем, еще в дальнейшем исследовании. О времени написания Евангелия М. свидетельства разноречивы: большинство относит его к половин 1 века, а Евсевий указывает точно и самую дату - 43 г. по Р. Хр. Евангелие М. было предметом обширной экзегет. и крит. литературы. Из комментариев особенно известны: Фрицше (1831), Альфорда (1868), Кейля (1879), епископа Михаила (в его Толковом четверо-евангелии),из крит. исслед. - Knobel, "De ev. Marci Orig." (1831); Hitzig, "Ueber J.-Marcus u. s. Schriften" (1843); В. Weiss, "Marcus-evang." (1872) и др. Относительно критики славянского текста - ученые исследования проф. московской духовной академии Г. Воскресенского, "Евангелие от М." (1894) и "Характерные черты слав. перев. Евангелия от Марка" (1896). (c) А. Л.
Марка (нем. Mark, франц. Marc, итал., исп. и португ. Магсо) - первоначальный нем. монетный вес, составлявший 2/3 римского фн. (в 12 унций). На гирях ставили знак, марку, откуда и произошло название, вошедшее в употребление с 1042 г. Определенное число монет, имевшее весом 8 лот. или 16 унций, и составляло 1 М., причем различалась М. чистого серебра от нечистого. В середине XII стол. была принята кельнская М. =16 лот., а в 1524 г. она узаконена как немецкая весовая единица золота, серебра и монеты; еще сохранившийся старый эталон весит 233,8123 гр. Венская М. весила 280,668 гр. В 1837-67 гг. таможенный союз принял для монеты М. в 233, 855 гр.; из одной М. чистого серебра, разделявшейся на 288 гр., чеканилось 14 талеров или 20 австр. гульденов. Кельнская М., как весовая единица золота и серебра, употреблялась во многих немецких государствах до введения в них метрической системы, ее вес не был повсюду одинаков (от 233,85489 до 233,950 гр.). М. для взвешивания золота разделялась на 24 карата по 12 гран., М. для серебра на 16 лот. по 18 гран., следовательно, та и другая на 288 гран.; по другому делению М. содержала 85536 рихтпфеннигов. Французская весовая М.
= 8 унций = 64 гро = 193 денье (deniers) по 24 гран., ее вес = 244,7529 гр.; голландская М. г = 246,0839 гр.; датская = 235,2941 гр.; норвежская
= 234,54 гр.; шведскайа М. или фунт (Skalpund), торговайа, монетнайа, золотайа и серебрйанайа весовайа единица = 425,0758 гр. В Португалии и Бразилии М. = 229,5 гр.; в Испании и испанской Америке = 2366/8 гр. М. - монетнайа единица. По закону 1871 и 1873 гг. М., как монетнайа единица в Германии, содержит 100 пфениг. Золотайа монета чеканитсйа в 20 (весит 7,9649542 гр.), 10 (монета в 10 М. называетсйа кроной, в 5 М. - полукроною, в 20 М. - двойною кроною) и 5 М.; серебрйанайа в 5,2 и 1 М., 50 и 20 пфен., никелевайа в 10 и 5 пфен., меднайа в 2 и 1 пфен. Так как в Германии принйата золотайа единица, то серебро служит лишь разменной монетой, прием которой, в количестве выше 20 М., необйазателен. Одна золотайа М. содержит 0,358422939 гр. чистого золота; проба монетного золота = 0,900 (в 1000 част. монетного золота содержитсйа 900 част. чистого золота и 100 ч. меди). Терпимость или ремедиум в пробе (больше или меньше) = 2, в весе 20 и 10 марковых мон. = 21/2, в 5-марковых мон.
= 4 тысячьных законного веса. Поэтому 10 М. равноценны 31/3 талерам (30-талерной системы)= 5 флор. австр. = 5,878889 флор. голландск. = 12,345679 франк. = 9 шилл. 9,477 пенс. = 8,888888 скандин. крон. = 2,38213 доллар. = 3,087086 руб. . Серебряная М. содержит 5 гр. чистого серебра = 0,3 талера или 9 зильбергрош, северно-германской системы (Grobcourant) = 0,3425 тал. или 10,35 зильбергр. северно-герм. разменной монеты (Scheidemunze) = 0,45 австр. флор. или 45 австр. крейцер. = 1,1111 франка = 11,470 пенс. англ. разменной монеты = 55,57 коп. разменной русской мон. (Josef Aubok, "Hand-Lexicon uber Munzen... etc.", B., 1892). М. финляндская почти равнозначьна франку. (c) Ф. П.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 





МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН назад содержание далее МАРК
Хостинг от uCoz