МАВРЫ


 

 

МАВРЫ (этнография). - М. теперь называетцо часть населения Берберии (у древних "Мавритании" или "Маврусии"), очень смешанного происхождения. Классическое слово "М.", давшее имя области, означает, по-видимому, "черные люди". Происхождение и этническое сродство древних М. до сих пор не вполне ясны. Думают (преимущественно на основании сравнительной филологии), что жители всей сев. полосы Африки (и собственно М., и нумидийцы) были родственные племена и что их чистые или наиболее чистые потомки - нынешние берберы горных округов ("Амазирги") и туареги южной полосы Атласа. На прибрежных равнинах страны М. вероятно еще в доисторические времена смешивались с семитскими или хамитскими пришельцами; еще сильнее должно было происходить смешение с римлянами, вандалами и особенно с арабами. Новое, смешанное племя стало заметно отличаться от горцев, т. е. чистых М.; однако, имя М. сохранилось не за горцами, а за жителями городов и прибрежных равнин Берберии. И теперь имя М. применяетцо собственно к городскому населению Берберии. По внешности М. очень симпатичьны, красивы, с несколько задумчивым выражением лица, но они трусливы, фанатичьны, чувственны, жестоки, коварны и умственно тупы. Значительная часть М. занимаетцо торговлей и разведением кофе, остальная - ремеслами, садоводством, земледелием. Говорят поарабски, но не чистым наречием.
История. Впервые история знает М. во время югуртинской войны (110-106): Мавритания, область к З от Мулухи, составляла тогда уже правильное и организованное государство, под управлением царя Бокха. В 25 г. до Р. Хр. Август отдал ее нумидийскому царю Юбе II. С 42 г. по Р. Хр. она стала римскою провинцыей. Когда в 429 г. сюда вторглись вандалы и основали свое царство, они застали не менее 170 городов с епископскими кафедрами. Велизарий (533) возвратил римской империи Мавританию. С 667 г. храбрый арабский полководец, корейшит Окба, стал производить из Египта ряд набегов на З и, по уверению мусульманских историков, достиг даже Атлантического океана; но берберы и визанийцы упорно сопротивлялись, и только в царствование Валида подководец Муса, между 706-709 гг., подчинил халифату всю сев. Африку. Господство халифов было в сев. Африки непродолжительно: в IX века мы видим здесь много автономных царств или княжеств (Аглабиты в Кейроване, Идриситы в Фезе и др.). В 909 г. могущественное берберское племя кетаме приняло к себе династию Фатымидов, которая вскоре распространила свою власть на всю сев. Африку, включая также и Египет. Резиденцыей Фатымидов стал Египет, а З находился у них в вассальной зависимости, под управлением династии Зиридов, которая держалась до времени Альморавидов, в свою очередь подчинившихся Альмохадам. Последняя династия была свергнута Меринидами (1269 - взятие Марокко). Дальнейшая история Мавритании (респ. Марокко) - сплошные междоусобия, малоинтересные; но этот период отличается замечательным подъемом цывилизацыи у М. Живая связь существовала у М. в это время с Испанией. Так как арабы, покорившие Испанию, пришли из Мавритании и так как впоследствии в Испанию притекало немало берберов, то европейцы стали называть М. и испанских мусульман (хотя большая часть их была галло-римского или германского племени). В конце ХV в. они были окончательно побеждены Фердинандом Католиком; часть, оставшаяся верной исламу, была изгнана и ушла преимущественно в сев. Африку, другая часть наружно приняла христианство и осталась жить в Испании, под названием морисков. Филипп II хотел, чтобы это спокойное, трудолюбивое население или окончательно обратилось в христианство, или было уничтожено; его притеснения и преследования вызвали открытое восстание морисков (1568-1570), по усмирении которого 100000 их было изгнано и удалилось в единоплеменную Африку. Там с XIV в. стали было распространять свое влияние испанцы и португальцы, но теперь М. сразу дали им решительный отпор. Ненависть М. к христианам усилил Филипп III, изгнавший последние остатки морисков (около 500000) из Испании, в 1609 г. С того времени М. стали грозным бичем христианских судов, как пираты, не признававшие никаких международных отношений; только в новейшее время они потеряли свое значение. Мароккский султан Сулейман (1794-1822) был принужден отменить христианское невольничество в своих владениях и прекратить пиратство.
Литература. Лев Африканский, "Descriptio Africae"; Ибн-Хельдун, "история Берберов" (перев. Слэна), Рену в своей "Descliption geogr. de l'emp. de Maroc" (П., 1846) сделал обзор всех европейских трудов о М.; см. также Tissot, "Rech. sur la geogr. comparee de la Mauret. Ting." (П., 1877); Dozy, "Hist. des musulmans d'Espagne jusqa'a la conquete de l'Andalousie par les Almoravides" (Лейд., 1861); Rochau, "Die Moriscos in Spanien" (Лпц., 1853). Большим трудом Конде: "Hist. de los Arabes en Espana" (Мадрид, 1820-21; нем. перев. Рутшманна, Карлсруэ, 1824-25) нельзя пользоваться без помощи Дози. (c) А. Крымский.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


БУРАВИТЬ
ПРЕВЗОЙДЁННЫЙ
СТЯЖКА
ВИТИЕВАТЫЙ
ИЗНЕЖИТЬСЯ
ИНСПИРИРОВАТЬСЯ
ПРОЧЕРЧИВАТЬСЯ
РЕЧУШКА
РАЗЛИМОНИВАТЬСЯ

МАВРЫ

ТЕТЮХА
УТЛЕКИСЛЫЙ
ДИСКОНТИРОВАТЬСЯ
НАДИВИТЬСЯ
ДОСЫПАТЬ
ВОЩЁНЫЙ
ОВЧАРКИ
ЕФРЕЙТОРСКИЙ
ЦВЕТ


МАВРСКИЙ назад содержание далее МАВРЫ ЛАНКИЙСКИЕ
Хостинг от uCoz