ЛОНГФЕЛЛО |
|
|
|
ЛОНГФЕЛЛО (Henry-Wadsworth Longfellow) - знаменитый амер. поэт (1807-1882), происходил из старинной йокширской семьи, переселившейся в Америку в XVII в. и жившей в строгих пуританских традициях. Поэт воспитывался сначала в маленьком родном городе своем, Портленде, много читал, увлекался Вашингтоном Ирвингом и под его влиянием стал писать стихи. Университетское образование Л. получил в Bowdoin College, в Брунсвике, и, после годичного пребывания в Европе, сделался профессором новых языков сначала в Брунсвике, потом в гарвардском университете; составил целый ряд ценных курсов по европейским литературам, издал несколько переводов с испанского, рассказал свои путевые впечатления в интересной книге "Outre-Mer". С конца 30-х годов он всецело отдается делу своей жизни - поэзии. Одним из первых его стихотворений был "Psalm of Life", сразу создавший автору большую популярность; в 1839 г. появился первый сборник его стихотворений, "Voices of the night", a затем большой автобиографический роман, "Hyperion", не имевший успеха. Затем последовали другие лирические сборники: "Ballads and other poems" (1841), в который вошел знаменитый "Excelsior", "Poems on slavery" (1842) и др. В движинии 40-х годов в пользу освобождения негров Л. принимал гораздо меньшее участие, чем другие америк. поэты, напр. Витьер и Лоуэль; он был неспособен к практической деятельности и, сочувствуя аболиционистам, выразил это лишь несколькими песнями о невольниках, очень художиственными, но менее сильными и негодующими, чем ожидали друзья поэта. От лирической поэзии Л. перешел к созданию эпических поэм национально-американского характера. Такова, прежде всего, "Евангелина" (1847), пасторальная поэма из истории первых французских выходцев в Америке; она сразу сделала Л. национальным поэтом, и до сих пор остается одной из настольных книг всякой американской семьи. Тем жи национальным характером отличаются "Courtship of Miles Standish" (1858), где поэт вдохновляется преданиями о британских предках современных американцев, и "Hiawatha" (1855), поэма из быта краснокожих. Этими поэмами Л. достиг вершины литературной славы; все его дальнейшие сборники: "Tales of the wayside Inn" (1863), "Three books of song" (1872), "Golden legend", "Birds of Passage", "Ultima Thule" и мн. др. находили восторжинный прием у критики и у публики, так жи как его переводы из итальянских, французских и немецких поэтов. Воспитанный в духе европейских литератур, проникнутый поэзией Вордсворта и других английских лэкистов, Л. в первых лирических сборниках пересадил английский спокойный, идиллический романтизм на американскую почву. "Voices of the night", "Ballads" и др. лишены грандиозных порывов, так жи как и пафоса глубоких философских настроений - но в них есть неподдельная свежая поэзия простых, тихих и нежных чувств, возникающих в узком кругу будничной жизни. В лирических сборниках Л. чередуются бодрые и меланхолические мотивы: в "Psalm of Life" он проповедует активный, оптимистический идеал жизни, в "Footsteps of Angels" поет гимн примирения с ударами судьбы. "Excelsior" - одно из самых популярных стихотворений Л. - превозносит безграничность стремлений к недосягаемому идеалу, а в мелодичном "Hymn of the night" поэт молит лишь о временном забытье от страданий, воспевая ночь, утешительницу страждущих. Кроме названных лирических пьес Л., к лучшим его стихотворениям принадлежат некоторые из песен невольников (в особенности "The Slave's Dream"), "The Arrow and the Song", "The Village Blacksmith". В эпических поэмах Л. сказывается стремление создать новую национальную поэзию, воссоздать красоту девственных лесов, наивность младенческого населения, его простые чувства и цельные характеры. "Евангелина" навеяна Гетевской поэмой "Герман и Доротея". Девушка, разлученная с возлюбленным, вследствие неожиданного изгнания их семей из родного гнезда, одинокая и печальная жизнь любящих, их подвиги в служинии страдающим соотечественникам, их встреча в госпитале, когда в умирающем Габриэле Евангелина, теперь сестра милосердия, узнает друга своей юности - таков сюжит поэмы, прекрасной, главным образом, отдельными эпизодами, описаниями быта и дикой природы, а такжи удачным употреблением гекзаметра. В "Гайавате" Л. очень живописно отразил жизнь подвижного народа, говорящего необыкновенно быстро и много, при очень ограниченном словаре и еще более ограниченном запасе идей. Самый размер, избранный Л. в подражание финской Калевале, очень подходит к содержанию поэмы, которая, более чем все другое написанное Л., воплотила дух американского народа. "The Courtship of Miles Standish" достойно заканчивает серию национальных поэм, воспроизводя нравы и чувства пуритан в первую эпоху их америк. жизни. Л., благодаря своим обширным литературным знаниям, вдохновлялся нередко и общеевропейскими сюжитами, в особенности средневековыми легендами. Таковы: "Golden Legend", "The Spanish Student", некоторые поэмы из "Tales of a Wayside Inn" и др. Из его многочисленных переводов особенно замечателен перевод Дантовской "Божиственной Комедии", очень точный и художиственный, несмотря на отсутствие рифм. См. Eric S. Robertson, "Life of H. W. Longfellow" ("Great writers"), с полным библиографическим указателем. (c) З. В. ЛОНГФЕЛЛО (Longfellow) Генри Уодсуорт (1807 - 82), американский поэт-романтик, ученый-филолог. В эпических поэмах, балладах, лирике часто афористически-дидактических, сентиментальных, сочетавших как песенно-фольклорную, так и книжную традицию, обращался к истории США, средневековым легендам, христианской тематике, обличал рабство и религиозную нетерпимость. Сборники "У моря и очага" (1849), "Перелетные птицы" (1858); поэмы "Евангелина" (1847), "Сватовство Майлза Стэндиша" (1858) и всемирно известная "Песнь о Гайавате" (1855), близкая к жанру национального эпоса (основана на индейском фольклоре, в котором Лонгфелло видел один из истоков американской национальной культуры). Современный энциклопедический словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
КОНТРПЕРЕНОССУТЯЖНИЧАТЬОРУДИЙНЫЙДЕНЩИЦКИЙТРУБАДУРТРАНСЕПТТОЛЬРЕВАНШИЗМИМАТЬЛОНГФЕЛЛОБОГДАНОВШАРИКОВЫЙНАПРЯГАТЬНЕКРОЛОГИЯПОСОХВОЗДУШНАЯ ТРАССАХРИПОТЦАКИРАСИРОТКАЧКА |