ЛИТУРГИЯ


 

 

ЛИТУРГИЯ (от litoV - общий и ergon - дело) - название главнейшего из христианских богослужиний, существующего, хотя и не в одинаковом виде и значении, у всех христианских вероисповеданий и выражающего главные идеи христианского миросозерцания и главные цели христианской церкви. Л. установлена самим Иисусом Христом на Тайной вечере. Из 1-го послания к коринфянам видно, что при апостолах Л. соединялась с "вечерями любви" или агапами . Во времена Иустина (полов. II в.) такое соединение более не существовало. О содержании Л. апостольских времен известно лишь (Ефес. V, 18, Колос. III, 16), что в состав ее входили чтение св. Писания Ветхого Завета, пение псалмов, священных песней ветхозаветных и песнопений собственно христианских, поучения (1 Кор. глава XIV) и молитвы (Деян. II, 42). Состав и порядок первобытной Л. определялись усмотрением предстоятеля, который, по выражинию Иустина, возносил молитвы и благодарение "так долго, как мог" и "сколько позволяло время"; писанных книг при богослужинии не было. Дажи в IV в. молитвы Л. импровизировались, о чем свидетельствуют Амвросий Медиоланский и Епифаний Кипрский. Лишь карфагенские соборы 397 и 407 г. постановили, чтобы "новые молитвы" не употреблялись на Л., пока не будут рассмотрены соборами. И в первые века христианства, однако, неизменно сохранялась апостольская основа или общая схема Л. Из писаний апостольских (Деян. II, 42-46, XX, 7-12; Иак. II, 1-9; 1 Кор. X, 14-22, XI, 18, XIV) видно, что Л. совершалась ужи тогда "по чину", хотя этот чин не был написан, а сохранялся в устном предании. Существует предание, принимаемое всей церковью, что первые чинопоследования Л. составлены были апостолами Иаковом (для церквей иерусалимско-антиохийских) и Марком (для церквей египетских). Если известные ныне под их именами Л. и не принадлежат этим апостолам в целом своем составе, тем не менее несомненно, что многое в них апостольского происхождения. Ближайшей к апостольскому прототипу формулой Л. некоторые ученые считают древний список Л. абессинской, относимый к половине II в. С начала II в. историю развития Л. можно проследить ужи по датированным памятникам письменным, каковы сочинения Игнатия, Иустина, Климентов римского и александрийского, Иринея, Оригена, Корнелия римского, Киприана карфагенского и др. У Иустина в 1-й апологии находится ужи заметное разграничение "Л. верных" от "Л. оглашенных". Во времена Иринея и Оригена (174-254) состав Л. обозначается еще яснее. Весьма древнего происхождения Л. "апостольских постановлений", содержащаяся в VIII-й их книге; за исключением одной арианской вставки и упоминания об иподиаконах, относящихся к IV в., она относится к III в., а можит быть и к более раннему времени. После II в. Л. значительно расширяется в объеме: увеличивается число чтений из св. Писания; в первую часть Л., получающую название Л. оглашенных, включаются особые молитвы о каждом классе оглашенных и кающихся; вследствие вступления в церковь большого числа лиц научьно и ораторски образованных, молитвы евхаристийные становятся и обширнее, и изящнее (о древнейшей Л., до IV в., см. Ф. Смирнов, "Богослужиние в век апостольский", Киев, 1873, и "Христианское богослужиние в первые три века", К., 1874). В эпоху церковной централизации (IV в.) сознана была необходимость пересмотра поместных литургий и составления одной определенной редакции Л. если не для всей церкви, то для каждого отдельного патриархата. Этим делом занялись, на Востоке, Василий Великий, подвергший пересмотру и сокращению общеупотребительную дотоле в патриархатах иерусалимском и антиохийском древнюю Л., носившую имя ап. Иакова, и Иоанн Златоуст, значительно сокративший Л. Василия Вел. (преимущественно ее евхаристийные молитвы), а на Западе - Амвросий Медиоланский, папы Лев Вел., Геласий и Григорий Двоеслов. Сокращая существовавшие чинопоследования Л. и отчасти вводя в их состав новые молитвы, названные отцы церкви оставляли их неприкосновенными в главных их составных частях. Хотя редакции Л., сделанные отцами церкви, получили особенный авторитет и значение, тем не менее во многих местностях, удаленных от церковно-административных центров, сохранились в большей или меньшей степени прежние национальные редакции Л., которые и развивались с течением времени самостоятельно. Таковы Л. галиканская, испанско-готская и др. Западные Л., дажи римская до Геласия, были подражаниями Л. греческим; в первые два века дажи язык Л. западной был большей частью не лат., а греческий. Это объясняется тем, что на Западе до конца II в. не было дажи Библии на латин. языке, а такжи тем, что самое христианство в зап. странах было насаждено греками и большая часть епископов на Западе в первые два века были греки по происхождению. Дажи Григория Двоеслова, который придал римской Л. особый западный характер, обвиняли в пристрастии к Л. восточьной. Ни Л. Василия Вел., ни Л. Иоанна Златоуста не сохранились до нашего времени в том виде, в каком вышли из рук своих составителей. Бесчисленные списки их, иногда весьма древние (Барберинов список - VIII в.), несомненно представляют много пропусков и вставок. Л. Василия Вел., сделавшись общеупотребительной у греков, была принята такжи церквами всей римской Азии, перешла в Александрию, к коптам, а затем к "эфиопам", в переводах на местные языки. У всех негреческих народов она приняла в свой состав много молитв, в редакции Василия не существовавших, а принадлежавших Л. Иакова, Марка и др. Попытка восстановить подлинный текст Л. Златоуста по некоторым местам его проповедей, в которых содержатся выдержки из чина Л., не имеет оснований, так как эти проповеди Златоуста относятся к антиохийскому периоду его служиния, а Л. составлена им ужи в бытность его в Константинополе. Во всяком случае Л. Златоуста есть переработка одной из Л. типа иерусалимско-антиохийских, всего вероятнее - Л. Василия Великого. Церковь приняла Л. Златоуста в ее позднейшей редакции как окончательный вид Л., под именем Л. константинопольской, сохранив, впрочем, право изменения несущественных частей ее применительно к обстоятельствам времени.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ЛИТУРГИЯ, -и, ж. 1. Утреннее или дневное христианское богослужение, включающее в себя молитвы, песнопения, чтение священных книг, проповеди и другие обрядовые действия. Служить, слушать литургию. Совершение литургии. 2. Цикл духовных песнопений. Литургии П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова. II прил. литургический, -ая, -ое. Ранние литургические молитвы (заимствованные из синагогального наследия). Литургическая музыка. * Литургическая драма — средневековое религиозное представление, входившее в пасхальную или рождественскую церковную службу.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ЛИТУРГИЯ, литургии, ж. (греч. liturgia) (церк.). Обедня, главное христианское церковное богослужение.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ОБОЮДОВЫГОДНЫЙ
КХА
КОНКРЕТИЗМ
СОЛДАФОН
РЕСТОРАННЫЙ
ИКОСАЭДР
САМОПОЗНАНИЕ
КОРТАСАР
ТРИГОНОМЕТРИЯ

ЛИТУРГИЯ

ЖИРНЫЙ
ВОЛЫНЩИК
БИЗАРДЬЕ
РАЗЛИМОНЕННЫЙ
СТЕКЛОВЫДУВАЛЬЩИК
БОЙЛЕР
СТЕЛЛИТ
ПОЛУМАССНЫЙ
ПОДРАЖАТЕЛЬ


ЛИТУРГИЧЕСКИЙ назад содержание далее ЛИТЫЙ
Хостинг от uCoz