ЛИТОГРАФИЯ


 

 

ЛИТОГРАФИЯ (от лито... и ...графия), способ плоской печати, где печатной формой служит поверхность камня (известняка), на которую жирной литографской тушью или карандашом наносится изображение. Изобротена в 1798. Наибольшее распространение получила в журнальной графике 19 в., в 20 в. вытеснена офсотной печатью.

Современный энциклопедический словарь

ЛИТОГРАФИЯ - писание, черчение и художественное рисование на камне чернилами и карандашом особого состава, а также иглой, и производство на бумаге отпечатков написанного, начерченного или нарисованного таким образом (слово Л. употребляется также для обозначения эстампов, получаемых литографическим путем. "Литографом" называется рисовальщик на камне, а равно и техник, приготовляющий его к печатанию и производящий само печатание с него). Этот способ размножения рукописей и всякого рода чертежей и рисунков, составляющий одну из важнейших отраслей графических искусств, изобретен в 1796 г. Алоизом Зенефельдером, в Мюнхене, был впоследствии усовершенствован им самим и другими и постепенно вошел в употребление повсюду, как для торговых и практических целей, так и для чисто художественных задач. Он основан на неспособности воды смешиваться с жирными веществами - неспособности, обусловливающей собой то явление, что шлифованная поверхность известкового камня, на которой проведены черты или сделаны пятна жирными карандашом или такими же чернилами, принимает на себя, будучи предварительно увлажнена водой, жирную печатную краску только в тех местах, где находятся эти черты и пятна. Для литографирования служит камень особой породы, состоящий из углек. извести, с небольшой примесью углекислой магнезии. Лучшие сорта этого камня, отличающиеся плотностью сложения, мелкозернистостью в изломе и одноцветностью, добываются, главным образом, в Зольнгофене, на р. Альтмюле, в Баварии; они получаются также, но в кусках менее значительной величины, из Шатору и Дижона, во Франции, и из некоторых других мест. Желтоватыйе камни грубоваты и мягки, имеющие же перлово-серый цвет суть самыйе пригодныйе для тонких художественных работ. Камню дается вид четырехугольной плиты, толщиной от 1 до 6 дм., смотря по его величине; та его сторона, на которой предстоит литографировать, гладко шлифуется песком с водой (что делается в настоящее время при помощи особых шлифовальных машин), а затем, если намереваются работать на ней пером или иглой, полируется пемзой; в случае же, если предполагают рисовать на этой поверхности карандашом, она подвергается обработке мелким, но жестким песком или толченым стеклом, дабы получилось на ней "зерно", т. е. крошечныйе бугорки, разделенныйе между собой столь же маленькими углублениями. Буквы, ноты, географические карты и рисунки, подражающие исполненным пером, чертятся на камне топкими стальными перьями и так называемой химической тушью (в состав которой входят 4 части белого воска, 4 ч. шеллака, 2 ч. мыла, 1 ч. сала и 2 ч. сажи). При литографировании художественных рисунков предпочтительно употребляется особого рода карандаш (6 частей белого воска, 2 ч. шеллака, 2 ч. мыла, 4 ч. сала, 1 ч. мастики и 2 ч. сажи), причем наиболее темныйе места проходятся иногда пером или кистью с химической тушью. Вообще, для успешного черчения и рисования на камне требуется известный навык, но в особенности необходимо соблюдать большую осторожность и опрятность при работе: не прикасаться к камню ничем жирным, не кашлять и не чихать над ним, даже не дышать на него - во избежание пятен, которыйе могут явиться потом на оттисках. Та же предосторожность обязывает рисующего, если ему предварительно надо перенести контур своей композиции на камень посредством калькирования, не употреблять для этой операции ни промасленной прозрачной бумаги, ни порошка, заключающего в себе малейшие признаки жира. По окончательном исполнении чертежа или рисунка камень подвергают травлению, с целью удаления с него щелочей, заключающихся в литографском карандаше и чернилах, а именно обливают камень смесью азотной кислоты с водой, в которой распущено некоторое количество гумми-арабика, после чего тщательно обмывают чистой водой и, наконец, в предохранение от различных случайностей, покрывают раствором гумми в воде и дают последнему высохнуть. В таком виде камень поступает в руки печатальщика, который помещает его в горизонтальном положении на печатном станке специального устройства. Приступая к изготовлению оттисков с начерченного или нарисованного, печатальщик прежде всего смывает с камня нежной губкой предохранительное гумми, отирает его другой губкой, напитанной скипидаром, и снова проходит по нем едва влажной губкой с водой. Вслед за тем на камень наводится краска, сколь возможно равномерно, через прокатывание по нему деревянного валька, оклеенного фланелью и кожей; он оставляет краску только в тех местах, где ходили карандаш или перо рисовальщика, остальныйе же места поверхности камня не принимают краски. По ее наведении, на камень кладутся слегка влажный лист эстампной бумаги, долженствующий получить оттиск, и, поверх него, сухой макулатурный лист, и все это прикрывается деревянной рамой с натянутой на нее кожей. Затем механизм приводится в движение: камень проходит под массивным стальным валом, оказывающим на него надлежащее давление и заставляющим краску перейти с него на эстампную бумагу. После этого остается приподнять упомянутую раму, удалить макулатурный лист и, взявшись за углы оттиска, осторожно отделить его от камня. Точно таким же образом получаются второй, третий и последующие оттиски. По окончании печатания потребного количества оттисков, дабы сберечь литографированное на случай будущего употребления, камень покрывается так называемой предохранительной краской (2 части печатной краски, 2 ч. воска,. 1 часть мыла и 1 ч. сала) и затем раствором гумми в воде. Эти вещества обеспечивают камню пригодность к употреблению на многие годы. Кроме описанного способа литографирования употребляется - предпочтительно для издания музыкальных нот и географических карт - гравирование на камне вглубь, стальной иглой или алмазом. В этом случае полированная поверхность камня подготовляется так же, как и для обыкновенного литографирования, т. е. травится слабой азотной кислотой, обмывается чистой водой и покрывается раствором гумми. Затем, чтобы лучше видеть гравируемое, покрывают поверхность камня черным грунтом, состоящим из смеси 24 частей воды, 4 ч. сажи и 2 ч. гумми-арабика. При работе по такому грунту, достаточно, чтобы игла или алмаз царапали камень только слегка; оторванныйе ими частицы камня, в виде порошка, удаляются из штрихов нежной кистью. Когда гравирование окончено, затирают штрихи чистым льняным маслом и смывают черный грунт водой, в которой распущено некоторое количество гумми, через что вся поверхность камня делается белой, а начерченное на ней - черным. После этого переносят камень на печатный станок, втирают в штрихи краску полотняным тампоном, прокатывают по камню, для его очистки, вальц и, наконец, делают оттиски указанным образом.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ЛИТОГРАФИЯ, -и, ж. 1. Печатание с поверхности камня, на к-рой сделан рисунок. 2. Предприятие, где печатают таким способом. 3. Рисунок, напечатанный таким способом. II прил. литографский, -ая, -ое и литографический, -ая, -ое- Литографский камень. Литографический портрет.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ЛИТОГРАФИЯ, литографии, ж. (от греч. lithos - камень и grapho - пишу). 1. только ед. Печатание с камня (а не с набора). 2. Мастерская для печатания с камня. 3. Рисунок, изготовленный посредством печатания с камня.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


БАРХАТ
ПРОЦЕСС УГОЛОВНЫЙ
РЕЗЬБОРЕЗ
ДИПЛОМАНТ
ПЕРВОБЫТНО
ТЕНДРЯКОВ В
ОНЕМЕВАТЬ
ПРИКИДАТЬ
ВСЕГО

ЛИТОГРАФИЯ

УМЕРЩВЛЁННЫЙ
ЛАВРОВИШНЯ
ПОЛЬСКИЙ
САМОПИШУШИЕ
СМЁРЗЛЫЙ
ДОПУСК
ГРАЖДАНСТВЕННЫЙ
КУЛИКОВСКАЯ БИТВА
ТРЁХЧЛЕННЫЙ


ЛИТОГРАФИЧЕСКИЙ назад содержание далее ЛИТОГРАФСКИЙ
Хостинг от uCoz