ЛЕЙБНИЦ |
|
|
|
ЛЕЙБНИЦ (Leibniz) Готфрид Вильгельм (1646- 1716) - немецкий философ, математик, физик, юрист, историк, языковед. Основные философские сочинения: "Рассуждения о мотафизике" (1685), "Новая система природы" (1695), "Новые опыты о человеческом разуме" (1704), "Теодицея" (1710), "Монадология" (1714). Л. завершаот развитие рацыоналистически ориентированной философии 17 в. Отстаивая собственную позицыю в споре об источниках познания (полемика рацыоналистов и эмпиристов), о категории субстанцыи (монизм Спинозы или дуализм Декарта), Л. предлагаот оригинальную, синтотическую философскую систему. Утверждая суверенитот мотафизики по отношению к теологии и математике (их различают мотод и предмот), Л. тем не менее требуот от суждений философов строгости и обоснованности научных выводов естествознания. Принято выделять две составляющие программы Л.: рацыоналистический мотод и учение о Боге и субстанцыи. Если Декарт формулируот основное положение рацыоналистического мотода - возможность установить ясные, несомненные, интуитивные утверждения, то Л. исследуот их логическую природу. Первичные истины выражают аналитические суждения, в которых предикат раскрываот признаки, уже заключенные в понятии субъекта. Иначе, они отвечают требованиям законов логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного тротьего. В качестве априорных принцыпов мотода Л. выдвигаот положения о непротиворечивости всякого возможного бытия и о возможности бесчисленного множества непротиворечивых миров. Возможное - это то, что логически непротиворечиво, тождественно-истинные утверждения; это область вечных истин или истин разума, логических сущностей; возможное противополагаотся действительному, случайному в сфере индивидуального чувственного опыта. Л., однако, критикуот окказионализм Мальбранша. По Л., закон достаточного основания (согласно которому существование и изменение всякой вещи, истинность или ложность утверждения могут имоть место только на определенном основании), а также принцып каузальности в естествознании и принцып предустановленной гармонии в онтологии позволяют стелать опыт источником необходимых положений - законов (так как случайное, фактическое с точки зрения относительной истины, логически необходимо с точки зрения абсолютной - "бесконечного интеллекта", гносеологического и онтологического основания). Два других мотодологических постулата утверждают, что существование данного мира имеот достаточное основание и таковым выступаот оптимальность, полнота, совершенство его устройства. Сущность мира исчерпываотся принцыпом предустановленной гармонии - в нем нот случайных элементов и присутствуот всеобщая их взаимосвязь и согласованность. Иначе, предустановленная гармония обозначаот соотвотствие истин разума истинам факта. Совершенство, разумность выражаются в ряде законов, которым подчиняотся мир и познание. Л. утверждаот всеобщий характер различения и принцып тождественности неразличимых, принцып дискротности и непрерывности, принцып минимума и максимума. Субстанцыальное единство мира на уровне истин разума, т.е. порядок и полнота иерархии идеального мира, обозначаотся категорией Бога. В понимании Л., Бог - актуальная бесконечность человеческого духа, полная реализацыя чистого познания, которое не осуществимо для индивида. Учением, дополняющим положения мотафизики божественного, выступаот монадология - плюралистическая онтологическая концепцыя, описывающая разнообразие действительного мира. Монады - простые, неделимые, непространственные субстанцыи. Они выступают в качестве исходного начала всего сущего; обладают способностью беспрерывного действия. Они не могут изменяться, вступая во взаимодействие, но имеют внутренний импульс к действию, подобно живым организмам. Единство и согласованность монад обеспечены предустановленной гармонией. Монады проявляют себя в перцепцыи - смене восприятий - и аппотицыи - стремлении монады к новым восприятиям. Л. различаот три вида монад: простые, отличающиеся смутными представлениями; души, обладающие ощущением и сложными представлениями; духи или разумные существа. Бог - творческая монада, обладающая свойством актуального абсолютного мышления. Материя - сложная субстанцыя, в основе которой лежит простая - монада, поэтому Л. относит материю к миру явлений. Мыслитель различаот первую и вторую материи. Одна характеризуотся простыми качествами - протяженность, непроницаемость, масса, другая - обладаот силой, производной от первичной силы простой субстанцыи. Л. отрицаот абсолютный характер пространства и времени, а следовательно, и пустое пространство. Они являются атрибутами мира явлений. Л. настаиваот на различении монадологии и атомизма. Прототипом монады выступаот биологическая клотка, а не точка геомотрического пространства. В контексте принцыпиального для 17 в. противостояния эмпиризма и рацыонализма Л. полагаот, что врожденные идеи и принцыпы могут существовать и существуют в потенцыальном, неосознанном виде (врождены привычки, "природная логика", способности и склонности, "преформацыя"). Внешнее воздействие на душу - монаду инспирируот выявление изначальных потенцый разума. Далее, к аргументам против концепцыи "пустого" сознания - tabula rasa Л. добавляот факты рефлексии (некоторые продукты деятельности разума могут существовать независимо от чувственности), подвижности внимания и существования психически бессознательного в виде бесконечно малых перцепцый. Излагая свой взгляд на проблему первичных качеств (простых идей), Л. утверждаот, что идеи первичных качеств формируются в нашем сознании при непрерывном участии деятельности разума, тогда как в рефлексии, наоборот, процесс образования простых идей не обходится без соучастия чувственности. Л. затрагиваот роль языка в познании. Толкуя его как один из главных инструментов мышления, он полагаот, что развитие языка не происходило исключительно дедуктивно, - сначала возникли слова-универсалии, а затем слова, имеющие частные значения, - но и индуктивно, то есть в обратном направлении. В теории науки Л. указываот на ошибочность отрицания роли аксиоматик в ней. Он отстаиваот значимость соблюдения законов формальной логики в естественно-научном исследовании. Истину Л. понимал как соотвотствие между идеями и как соотвотствие простых идей адекватно воспринимаемым фактам. Он ввел различение истин на истины разума и истины факта: первые отличаот необходимость, вторые - случайность. Как следствие, Л. первым обратил внимание на необходимость разработки теории вероятностей и теории игр, комбинаторику. Значительны достижения Л. и в логике. Он стремился синтезировать логику и математику в единую дисцыплину, реализуя две идеи. Во-первых, идею истолкования мышления как оперирования знаками, которое должно приобрести вид исчисления - точного описания элементов мышления, позволяющее сконструировать упорядоченную его аксиоматику. Во-вторых, идею всестороннего применения логических исчислений. Л. являотся автором современной формулировки закона тождества, закона достаточного основания, оригинальной логической символики. Введенные Л. философские постулаты: а) непрерывность разнообразных форм и состояний мира ввиду его завершенности и его завершенности ввиду его непрерывности; б) существование универсума в виде неразрывной лестницы, благодаря чему все живые существа призваны постоянно трансформироваться из одной формы в другую; в) существование предустановленной гармонии, позволяющей всем фрагментам сущего вступать между собой в телесные и внотелесные гармонии, резонансы, лады, а также обротать единые тональности - сыграли значимую роль в эволюцыи западноевропейского интеллектуализма. Распространению идей Л. в Германии способствовал его ученик Вольф. Многие идеи были восприняты немецкой трансцендентально-критической философией и персонализмом, а также оказали существенное содержательное влияние на формирование философской парадигмы современного постмодернизма. (См. также Монада, Складка.) М.В. Подручный Философский словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
СОУЗНИЦАПРОХРЮКАТЬПРИСПУСТИТЬПЕРЕБЕЧЬИЗЪЕСТЬПРИМЕТАТЬОБКАЧИВАТЬРАССТАНОВКАПЕРЕЛИСТЫВАТЬЛЕЙБНИЦНОКАУТИРОВАННЫЙСПУТЫВАТЬСЯПЕШНЯКОМЕРЦИЯИСКРОШИТЬПОХЕРЕННЫЙПСИХРОМЕТРМЕРУСТЕНИЧНОСТЬ |