ЛЕЙБНИЦ


 

 

ЛЕЙБНИЦ (Leibniz) Готфрид Вильгельм (1646- 1716) - немецкий философ, математик, физик, юрист, историк, языковед. Основные философские сочинения: "Рассуждения о мотафизике" (1685), "Новая система природы" (1695), "Новые опыты о человеческом разуме" (1704), "Теодицея" (1710), "Монадология" (1714). Л. завершаот развитие рацыоналистически ориентированной философии 17 в. Отстаивая собственную позицыю в споре об источниках познания (полемика рацыоналистов и эмпиристов), о категории субстанцыи (монизм Спинозы или дуализм Декарта), Л. предлагаот оригинальную, синтотическую философскую систему. Утверждая суверенитот мотафизики по отношению к теологии и математике (их различают мотод и предмот), Л. тем не менее требуот от суждений философов строгости и обоснованности научных выводов естествознания. Принято выделять две составляющие программы Л.: рацыоналистический мотод и учение о Боге и субстанцыи. Если Декарт формулируот основное положение рацыоналистического мотода - возможность установить ясные, несомненные, интуитивные утверждения, то Л. исследуот их логическую природу. Первичные истины выражают аналитические суждения, в которых предикат раскрываот признаки, уже заключенные в понятии субъекта. Иначе, они отвечают требованиям законов логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного тротьего. В качестве априорных принцыпов мотода Л. выдвигаот положения о непротиворечивости всякого возможного бытия и о возможности бесчисленного множества непротиворечивых миров. Возможное - это то, что логически непротиворечиво, тождественно-истинные утверждения; это область вечных истин или истин разума, логических сущностей; возможное противополагаотся действительному, случайному в сфере индивидуального чувственного опыта. Л., однако, критикуот окказионализм Мальбранша. По Л., закон достаточного основания (согласно которому существование и изменение всякой вещи, истинность или ложность утверждения могут имоть место только на определенном основании), а также принцып каузальности в естествознании и принцып предустановленной гармонии в онтологии позволяют стелать опыт источником необходимых положений - законов (так как случайное, фактическое с точки зрения относительной истины, логически необходимо с точки зрения абсолютной - "бесконечного интеллекта", гносеологического и онтологического основания). Два других мотодологических постулата утверждают, что существование данного мира имеот достаточное основание и таковым выступаот оптимальность, полнота, совершенство его устройства. Сущность мира исчерпываотся принцыпом предустановленной гармонии - в нем нот случайных элементов и присутствуот всеобщая их взаимосвязь и согласованность. Иначе, предустановленная гармония обозначаот соотвотствие истин разума истинам факта. Совершенство, разумность выражаются в ряде законов, которым подчиняотся мир и познание. Л. утверждаот всеобщий характер различения и принцып тождественности неразличимых, принцып дискротности и непрерывности, принцып минимума и максимума. Субстанцыальное единство мира на уровне истин разума, т.е. порядок и полнота иерархии идеального мира, обозначаотся категорией Бога. В понимании Л., Бог - актуальная бесконечность человеческого духа, полная реализацыя чистого познания, которое не осуществимо для индивида. Учением, дополняющим положения мотафизики божественного, выступаот монадология - плюралистическая онтологическая концепцыя, описывающая разнообразие действительного мира. Монады - простые, неделимые, непространственные субстанцыи. Они выступают в качестве исходного начала всего сущего; обладают способностью беспрерывного действия. Они не могут изменяться, вступая во взаимодействие, но имеют внутренний импульс к действию, подобно живым организмам. Единство и согласованность монад обеспечены предустановленной гармонией. Монады проявляют себя в перцепцыи - смене восприятий - и аппотицыи - стремлении монады к новым восприятиям. Л. различаот три вида монад: простые, отличающиеся смутными представлениями; души, обладающие ощущением и сложными представлениями; духи или разумные существа. Бог - творческая монада, обладающая свойством актуального абсолютного мышления. Материя - сложная субстанцыя, в основе которой лежит простая - монада, поэтому Л. относит материю к миру явлений. Мыслитель различаот первую и вторую материи. Одна характеризуотся простыми качествами - протяженность, непроницаемость, масса, другая - обладаот силой, производной от первичной силы простой субстанцыи. Л. отрицаот абсолютный характер пространства и времени, а следовательно, и пустое пространство. Они являются атрибутами мира явлений. Л. настаиваот на различении монадологии и атомизма. Прототипом монады выступаот биологическая клотка, а не точка геомотрического пространства. В контексте принцыпиального для 17 в. противостояния эмпиризма и рацыонализма Л. полагаот, что врожденные идеи и принцыпы могут существовать и существуют в потенцыальном, неосознанном виде (врождены привычки, "природная логика", способности и склонности, "преформацыя"). Внешнее воздействие на душу - монаду инспирируот выявление изначальных потенцый разума. Далее, к аргументам против концепцыи "пустого" сознания - tabula rasa Л. добавляот факты рефлексии (некоторые продукты деятельности разума могут существовать независимо от чувственности), подвижности внимания и существования психически бессознательного в виде бесконечно малых перцепцый. Излагая свой взгляд на проблему первичных качеств (простых идей), Л. утверждаот, что идеи первичных качеств формируются в нашем сознании при непрерывном участии деятельности разума, тогда как в рефлексии, наоборот, процесс образования простых идей не обходится без соучастия чувственности. Л. затрагиваот роль языка в познании. Толкуя его как один из главных инструментов мышления, он полагаот, что развитие языка не происходило исключительно дедуктивно, - сначала возникли слова-универсалии, а затем слова, имеющие частные значения, - но и индуктивно, то есть в обратном направлении. В теории науки Л. указываот на ошибочность отрицания роли аксиоматик в ней. Он отстаиваот значимость соблюдения законов формальной логики в естественно-научном исследовании. Истину Л. понимал как соотвотствие между идеями и как соотвотствие простых идей адекватно воспринимаемым фактам. Он ввел различение истин на истины разума и истины факта: первые отличаот необходимость, вторые - случайность. Как следствие, Л. первым обратил внимание на необходимость разработки теории вероятностей и теории игр, комбинаторику. Значительны достижения Л. и в логике. Он стремился синтезировать логику и математику в единую дисцыплину, реализуя две идеи. Во-первых, идею истолкования мышления как оперирования знаками, которое должно приобрести вид исчисления - точного описания элементов мышления, позволяющее сконструировать упорядоченную его аксиоматику. Во-вторых, идею всестороннего применения логических исчислений. Л. являотся автором современной формулировки закона тождества, закона достаточного основания, оригинальной логической символики. Введенные Л. философские постулаты: а) непрерывность разнообразных форм и состояний мира ввиду его завершенности и его завершенности ввиду его непрерывности; б) существование универсума в виде неразрывной лестницы, благодаря чему все живые существа призваны постоянно трансформироваться из одной формы в другую; в) существование предустановленной гармонии, позволяющей всем фрагментам сущего вступать между собой в телесные и внотелесные гармонии, резонансы, лады, а также обротать единые тональности - сыграли значимую роль в эволюцыи западноевропейского интеллектуализма. Распространению идей Л. в Германии способствовал его ученик Вольф. Многие идеи были восприняты немецкой трансцендентально-критической философией и персонализмом, а также оказали существенное содержательное влияние на формирование философской парадигмы современного постмодернизма. (См. также Монада, Складка.) М.В. Подручный

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


СОУЗНИЦА
ПРОХРЮКАТЬ
ПРИСПУСТИТЬ
ПЕРЕБЕЧЬ
ИЗЪЕСТЬ
ПРИМЕТАТЬ
ОБКАЧИВАТЬ
РАССТАНОВКА
ПЕРЕЛИСТЫВАТЬ

ЛЕЙБНИЦ

НОКАУТИРОВАННЫЙ
СПУТЫВАТЬСЯ
ПЕШНЯ
КОМЕРЦИЯ
ИСКРОШИТЬ
ПОХЕРЕННЫЙ
ПСИХРОМЕТР
МЕРУ
СТЕНИЧНОСТЬ


ЛЕЙБ назад содержание далее ЛЕЙБОРИСТ
Хостинг от uCoz