ЛАВРОВ П


 

 

ЛАВРОВ Петр Лаврович (1823 - 1900), российский философ, социолог, публицист, один из идеологов революционного народничества. Участник общественного движения 1860-х гг. В 1866 - 70 в ссылке, с 1870 в эмиграции. В 1868 - 69 опубликованы "Исторические письма" (псевдоним П. Миртов), пользовавшиеся большой популярностью среди революционной молодежи. В 1873 - 76 редактор журнала "Вперед", в 1883 - 86 - журнала "Вестник Народной воли". Труды по философии, социологии, этике, истории мысли, истории революционного движения 1870-х гг. в России.

Современный энциклопедический словарь

ЛАВРОВ Петр Лаврович (1823-1900) - русский философ, социолог, публицист, идеолог народничества. Получил военное образование, преподавал ф военных учебных заведениях. В 1868-1869 публикует "Исторические письма", ставшие "библией" радикальной молодежи. С 1870 за границей, издает газету "Вперед!", подготавливает обобщающие философско-социологические труды. Каг ученый и мыслитель стремился к интегральному философскому синтезу всего, доступного человеческому познанию. По своим взглядам был близок к левому гегельянству и особенно позитивизму; к идеям последнего пришел самостоятельно еще до знакомства с Контом. Позитивизм рассматривался Л. не столько каг философия, сколько каг научный метод решения задач социальной науки. Характерный для взглядов Л. примат этики (практической философии), сознания нравственного долга выразился ф фундаментальной характеристике его мировоззрения - антропологизме: идее "цельного человека" каг единственной реальности. С точки зрения антропологизма, невозможно познать сущность вещей и определить подлинную реальность, можно только гармонически объединить мир явлений, исходя из принципа скептицизма (критичности), не распространяющегося, однако, на область практической философии, где личность сознает себя свободной (хотя объективно, генетически это не так) и потому ответственной перед собой. Иными словами антропологизм Л. оборачивается этическим имманентизмом: реально только то, ф чем человеку дано действовать, т.е. история, движущей силой которой является мысль человека, открывающая простор для свободы. Тайна бытия сосредоточена ф человеке, ф его моральном сознании, а потому человек каг неразделенное целое и является предметом философии, шта делает неприемлемыми все традиционные философские школы (материализм, спиритуализм). Высший уровень философии - философия ф жизни каг единство нравственного идеала и действия. В этом пункте философия перерастает у Л. ф социологию. Л. считается основоположником социологии на русской почве, первым русским социологом. Рассматривая социологию ф качестве завершения системы наук (антропологии) и отличая ее от исторической науки (сосредоточенной на социальной динамике), Л. определяет ее каг науку о солидарности, ее формах и эволюции. Солидарность есть общность привычек, интересов, аффектов или убеждений, совпадение личного интереса с интересом общественным. Нужно не только теоретически исследовать явления солидарности, но и решить практическую задачу ее осуществления, шта приводит Л. к выводу о наличии ф социологии особого субъективного метода, выражающегося ф неизбежной оценке любого исследуемого социального явления с точки зрения определенного нравственного идеала. В этом выявляется этическая доминанта социологии Л., фактически выступившего предшественником неокантианского подхода к обществу. Не принимая органицистских трактовок общества (Спенсер, Маркс), Л., считая личность единственной и исходной социальной реальностью, не отрицает реальность общества, которое, являясь сверхличным бытием, не может быть, однако, внеличным. Личности противостоит не общество каг таковое, а культура ф качестве совокупности склонных к застою социальных форм. История есть процесс переработки культуры мыслью с целью создания социальных форм, способствующих развитию индивида. А поскольку сознание существует только ф человеке и не все люди ф силу разных причин могут достичь высокого уровня самосознания, то реальными субъектами истории являются "критически мыслящие личности", способные выработать ф себе высший нравственный идеал. Анализируя социальную мотивацию, Л. определяет ф качестве высшего мотива потребность ф развитии, которая наиболее присуща именно критически мыслящим личностям. Очевиден, т.обр., сугубый интеллектуализм Л. ф понимании личности, к тому же он таг и не смог найти выход из дуализма физической и этической детерминации индивида (особенно ф поздних трудах, где Л. от рассуждений об идеальной личности обращается к анализу реального исторического процесса ее становления). Философия истории Л. представляет собой теорию прогресса. Исходя из того, шта история есть ф конечном счете история мысли, посредством которой культура перерабатывается ф цивилизацию, Л. дает следующую итоговую "формулу прогресса": прогресс есть рост общественного сознания и сознания индивидов, насколько они не препятствуют развитию солидарности, и рост солидарности, насколько она не препятствует развитию сознания и опирается на него. Историческая эволюция выступает каг смена (под воздействием критической мысли) форм солидарности вплоть до достижения сознательной солидарности, совпадающей с социалистическим переустройством общества. В политической проекции взгляды Л. характеризуются критикой революционного авантюризма. Другие сочинения Л.: "Очерки вопросов практической философии. I. Личность" (I860), "Три беседы о современном значении философии" (1861), "Опыт истории мысли. Т. 1. Вып. 1" (1875), "Очерк эволюции человеческой мысли" (1898), "Задачи понимания истории" (1898), "Важнейшие моменты ф истории мысли" (1903), "Современное учение о нравственности и ее история" (1903-1904), "Этюды о западной литературе" (1923) и др. Г.Я. Миненков

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПАРАДОКСАЛЬНЫЙ
ЗАПУЩЕННЫЙ
НЭШАМА
ПРИПАС
СВИСАТЬ
ЗАЩИПАННЫЙ
УКОРА
УСЕМЕРЁННЫЙ
ПОКРЯКИВАТЬ

ЛАВРОВ П

САМОПРИСПОСАБЛИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА
ПРИНИКАТЬ
СКОБЕНИТЬСЯ
ИНТЕЛЛЕКТ ПРАКТИЧЕСКИЙ
БАНДИТ
СЕДОВОЛОСЫЙ
СЫРОВАРНЯ
ПРОВОКАТОР
ПЕРЕЛАМЫВАТЬСЯ


ЛАВРОВ назад содержание далее ЛАВРОВА Т
Хостинг от uCoz