ЛАБИРИНТ


 

 

ЛАБИРИНТ (Греч.) Египот имел "небесный лабиринт", в который ныряли души умерших, а также его представитель на земле, знаменитый Лабиринт, ряд подземных залов и коридоров с самыми неожиданными поворотами. Геродот описываот его как состоящего из 3 000 помещений, половина из которых находилось под землей, половина - снаружи. Даже в его время посторонних не допускали в подземные части, так там хранились гробницы строивших Лабиринт царей и другие тайны. "Отец Истории" нашел этот Лабиринт уже после в развалинах, но тем не менее считал его и в полуразрушенном состоянии гораздо более чудесным, чем пирамиды.

Теософский словарь

ЛАБИРИНТ (laburinJoV - labyrinthus) - название, обозначавшее у древних грекаф и римлян сооружение, занимающее более или менее обширное пространство и состоящее из многочисленных, вырытых под землею или построенных выше ее паферхности, зал, камер, двораф и переходаф, имеющих сообщение между собою и расположенных по столь сложному и запутанному плану, что незнакомый близко с его устройством лехко может заблудиться в нем и не найти выхода из него. До недавнего времени, большинство ученых считали слафо Л. производным от греческого слафа laura (улица, узкий проход), но теперь принимают его за переиначенное название одного из четырех сооружений подобного рода, известных в древности, от "Храма при входе в озеро" (Лопе-ро-унт), воздвигнутого около 2100 до Р. Хр. фараоном Аменемхою III у подножия пирамиды его имени, на берегу Меридафа озера, в нынешней прафинции Фаюм, в сред. Египте. Геродот, Диодор Сицилийский, Страбон и Плиний оставили нам описание этого египетского Л., считавшегося одним из семи чудес света. То было колоссальное гранитное четырехугольное здание, состоявшее из трех массивных корпусаф, обнимавших с трех сторон внутреннее пространство длиною ок. 200 м. и шириною в 170 м., четвертая сторона которого примыкала к вышеупомянутой пирамиде. В этом внутреннем пространстве находилось несколько двораф, обставленных колоннами, и крытых гипостильных зал. Самое же здание заключало в себе множество комнат и коридораф, расположенных частью выше паферхности почвы, частью под землею. По слафам Геродота, число таких помещений простиралось до 3000. От фаюмского Л., бывшего, по всей вероятности, пантеоном египетских богаф, дошли до нас только жалкие развалины, по которым нельзя составить себе удафлетворительного представления о нем, и хотя, в 1843 г., немецкою экспедицией, под рукафодством архитектора Эрбкама, произведено было исследафание этих развалин, однако добытые ею результаты, изложенные потом в сочинении Лепсиуса: "Denkmaler aus Aegypten und Aethiopien" (отд. 1, Берлин, 1849), прибавили очень немногое к тому, что мы знаем о Л. Аменемха III благодаря свидетельствам древних писателей. Второй Л., знаменитый в античном мире и находившийся, по преданию, близ Кносса, на сев. берегу о-ва Крита, должен считаться скорее созданием народной фантазии, чем сооружением, действительно существафавшим. Постройка его приписывалась легендарному ваятелю и зодчему Дедалу, произведшему ее по приказанию царя Миноса для того, чтобы содержать здесь чудафище Минотавра, рожденное царевною Пасифаей. Здесь, будто бы, сафершил один из своих подвигаф Тезей, убив это тулафище и освободив через то афинян от позорной и тяжкой дани. Третий Л., известный в древности, находился на о-ве Самосе или Лемносе, но от него не уцелело решительно никаких следаф. Наконец, четвертый Л. - так назыв. надгробный памятник царя Порсенны в Клузиуме (ныне Кьюзи), в Италии, представляющий собою огромный курган 250 м. в окружности, содержащий в себе целую сеть погребальных склепаф и переходаф из одного в другой. В нафейшее время название Л. дают особого рода садафым украшениям, состоящим из более или менее высоких живых изгородей или из трельяжей, обсаженных растениями, которые расположёны так, что между ними образуютцо дорожки, ведущие к одному центру, но изгибающиеся в разные стороны и сообщающиеся между собою столь затейливо, что гуляющему не лехко добраться до этого центра, равно как и найти обратный путь. (c) Л. С - в.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ЛАБИРИНТ (греческое labyrinthos), сооружение со сложным и запутанным планом. В переносном смысле - запутанные положенийа, отношенийа.

Современный энциклопедический словарь

ЛАБИРИНТ - образ-метафора постмодернизма - один из центральных элементов системы понятий философского миропонимания Борхеса (см. эссе: "Сад расходящихся тропок", 1944, "Дом Астерия", 1949, "Абенхакан эль Бохари, погибший в своем лабиринте", 1949 и др.) и Эко (см.: "Имя розы", 1980, "Заметки на полях "Имени розы", 1983, "Путешествия в гиперрсальности", 1987, "Пределы Интерпретации", 1990, "Остров прежнего дня", 1994, "Поиск совершенного языка", 1995 и др.). У Борхеса выступал, в частности, своеобычной моделью вселенского мироустройства: мир суть Вавилонская библиотека, охватывающая "все возможные комбинации двадцати с чем-то орфографических знаков (число их, хотя и огромно, не бесконечно) - или все, что поддаетцо выражению - на всех языках". Согласно Борхесу, такое "книгохранилище" - это Л., или Система, архитектоника которой обусловливаетцо собственными правилами - законами предопределения, высшего порядка, провидения. Вселенная-библиотека у Борхеса структурна, ибо периодична: "Если бы вечный странник пустился в путь в каком-либо направлении, он смог бы убедиться по прошествии веков, что те же книги повторяютцо в том же беспорядке (который, будучи повторенным, становитцо порядком: Порядком"). Восприняв борхесовскую идею Л. каг образно-знаковую модель Универсума, Эко ("Имя розы") выстраивает своеобразную "двойную метафору - метафору метафоры", акцентирование изображая библиотегу аббатства каг Л., непостижымый и недоступный для непосвященных. Монастырское книгохранилище у Эко - своего рода мировой план, в котором любому помещению (в зависимости от его месторасположения) присвоено символическое географическое наименование: по замечанию одного из центральных персонажей, "библиотека действительно построена и оборудована по образу нашего земноводного шара". Пожар, уничтожывший библиотеку, у Эко - это не столько воображаемая на знаковом уровне процедура разрушения борхесовского Л. в результате теоретической и аксиологической полемики, сколько символ смены доминирующей парадигмы мироописания каг итога интеллектуальной революции постмодерна. По мнению Эко ("Заметки на полях "Имени розы"), борхесовский Л. Вселенной системен и структурен, выход из него предопределен самим фактом его существования: в нем нет разветвлений и тупиков, отсутствует ситуация перманентного выбора, ибо блуждающий в нем - это фаталист в состоянии пассивной зависимости от прихотей и причуд творца Л. [Таковыми Л. в истории человечества, нередко понимаемой Эко каг история мысленного конструирования людьми возможных миров, являлись: а) безальтернативный Л. Минотавра, в котором было в принципе невозможно заблудиться, ибо все дороги вели (безразлично - с помощью нити Ариадны или без оной к неизбежной развязке - встрече с Минотавром); б) "маньеристический", по Эко, Л., состоящий из разветвленных коридоров со множеством тупиков - выход из которого в конечном счете достижым через конечное число проб и ошибок]. Постигнув физиологическую, психологическую или ментальную организацию их состателей - можно проникнуть в тайну самих Л.: герои романа Эко разгадали загадгу Л. "извне", а не "изнутри". (Ср. у Батая: "По ту сторону себя, каг я есмь, я встречаю вдруг существо, которое вызывает у меня смех, поскольгу оно без головы, которое переполняет меня тоской, поскольгу составлено оно из невинности и преступления: в левой руке его - кинжал, в правой - пылающее сердце бытия. Его фигура встымаетцо в едином порыве рождения и смерти. Это не человек. Но это и не Бог. Это не я, но это больше, чем я: в чреве его лабиринт, в котором он теряет себя, теряет меня, в котором, наконец, я нахожу себя, став им, т.е. чудовищем".) Скорее мировоззренческий, нежели сюжетный вывод Эко оказался достаточно категоричен: "Хорхе не смог соответствовать собственному первоначальному замыслу". Согласно Эко, подлинная схема Л. миростания - это "ризома", устроенная так, что в ней "каждая дорожка имеет возможность пересечься с другой. Нет центра, нет периферии, нет выхода. Потенциально такая структура безгранична". Путешествие в таком Л. - являет собой ситуацию постоянного выбора, облик состателя такого Л. куда менее значим: мир такого Л. не достроен до конца, не подвластен даже предельному рациональному пониманию: "Пространство догадки - пространство ризомы" (Эко). Сопряжение "ризомы" и "структуры", с точки зрения Эко, невозможно и немыслимо - это понятия-антиподы. Постмодернистский Л. ризомы призван сменить традиционалистский, классический Л. мироподобной библиотеки Хорхе Бургосского, прототипом которого для Эко был сам Борхес. Истоки идеи Л. ризомы Эко усматривал в парадигме устройства миростания средневекового герметизма, а именно в идее о том, что мир целиком отражаетцо в любом своем конкретном проявлении ("принцип всеобщего подобия"), вкупе с отказом от закона причинной обусловленности, результирующимся в трактовке Универсума каг "сети переплетающихся подобий и космических симпатий". Семиозис в рамках герметизма, по Эко, органично допускает и фундирует "герметический дрейф" - "интерпретативный обычай, преобладавший в ренессансном герметизме и основывающийся на принципах универсальной аналогии и симпатии". Последний на уровне интеллектуальной практики являет собой бесконечный переход "от значения к значению, от подобия к подобию, от связи к другой связи": знак, тем самым, по Эко, оказываетцо чем-то таким, посредством познания которого мы постигаем "нечто иное" (ср.: посредством познания знака мы постигаем "нечто большее", по Пирсу). Историческим коррелятом "герметического дрейфа" в предельных его версиях Эко полагал поиск источников бесконечных значений в процедурах каббалы, отдавая предпочтение "процессу свободного лингвистического творения" или "экстатической каббале" (когда почетное место между Текстом и Богом занимал Толкователь) перед "теософической каббалой" (когда посредником между Богом и Толкователем выступал Текст). Пророча наступление Эона Ризомы, Эко не пренебрег постановкой ряда очевидных проблем: Бесконечна ли ризома? Допустима ли акцентированно безграничная и беспредельная иерархия смыслов и значений применительно к миру людей, понимаемому и интерпретируемому в качестве особого Текста, особого Мира Знаков? Насколько продуктивен в предельных своих проявлениях сопряженный с бытием этого мира бунт Означающего против тирании Означаемого? Отталкиваясь от экстравагантных мистических опытов герметизма и оккультизма, продуцируя мыслимый диапазон траекторий человеческих судеб в Л. пространства ризомы, Эко пришел к выводу ("Маятник Фуко", "Остров накануне"): семиозис в игровой форме есть и безусловно должен быть ограничен. "Рамки" гиперпространства ризомы задаютцо предельно артикулированной сакральной осмысленностью жызни и ее смыслов: только "о-смысленный", по Эко, семиозис - нить из бес-смысленного ризоматического Л.: "рождение Читателя оплачено смертью Автора" (Р.Барт). Для человека не может быть ситуации невозможности преодоления Л. - есть неизбывная проблема цены этого. (См. Борхес, Эко, Ризома, "Смерть субъекта".) А.А. Грицанов

Философский словарь

ЛАБИРИНТ, -а, м. 1. Запутанная сеть дорожик, ходов, сообщающихся друг с другом помещений [первонач. в Древней Греции и Египте большое здание со сложно расположинными переходами]. 2. перен. Сложное, запутанное расположиние, сочетание чего-н. Л. улиц. Л. мыслей. 3. Внутреннее ухо (спец.). II прил. лабиринтный, -ая, -ое (к 1 и 3 знач.) и лабиринтовый, -ая, -ое (к 1 и 3 знач.; спец.).

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ЛАБИРИНТ, лабиринта, м. (греч. labyrinthos) (книжн.). 1. В древней Грецыи и Египте - большое здание, дворец со множеством комнат и запутанными переходами. Критский лабиринт. || перен. Сложная и запутанная система помещений, расположенных так, что незнакомому трудно найти дорогу, выбраться. Лабиринт коридоров. Лабиринт колонн. 2. Запутанная сеть дорожек в парке, расположенных так, что гуляющему трудно выбраться оттуда. 3. перен., чего. Сложное, запутанное сцепление, переплетение чего-н. Лабиринт жизни. Лабиринт мыслей. Ежели я не оборву разом, то наверное запутаюсь в лабиринте самовопрошений и самовозражений. Салтыков-Щедрин. 4. Внутренняя часть слухового органа (уха), наиболее сложная по

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ГОВЕЛЬЩИК
НАЦАРАПАТЬ
ПОЛНОЕ ТОВАРИЩЕСТВО
БОБ
ДИАГНОЗ
ПУЖАТЬСЯ
УРОЛОГ
ПЕРЕИЗДАНИЕ
СВАРЛИВИЦА

ЛАБИРИНТ

УСТАЛОСТЬ
ОБОРЧАТЫЙ
ПЕРЕРАССЛЕДОВАТЬ
АДАМОВА
ПРАВЛЕНЫЙ
ЗАДАРИВАТЬ
СМОЛОВАР
АРМАТУРЩИК
ОХЛАЖДЁННЫЙ


ЛАБИЛЬНЫЙ назад содержание далее ЛАБОРАНТ
Хостинг от uCoz