Л


 

 

Л (произн. л или ль или эль). См. эль 1.

Словарь Ушакова

Л - ий.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Л. в избе. Спать на лавке. Семеро по лавкам у кого-н. (о том, у кого большая семья, много детей; разг.). II уменьш. лавочка, -и, ж. II прил. лавочный, -ая, -ое. ЛАВКА2, -и, ж. Небольшой магазин. Сельская л. Сходить в лавку. Передвижная я. Книжная л. писателей, II уменъш. лавочка, -и, ж. II унт. лавчонка, -и, ж. II прил. лавочный, -ая, -ое.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

Л.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Л.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Л.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Л.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Л.
Князь у славян (кроме русских), как представитель верхафной власти, назывался жупаном (у сербаф "великий жупан"), владыкой, воеводой, господарем, чаще всего К. (= kunings), в лат. памятниках dux, judex, princepsterrae; впоследствии, по примеру визант. императораф и франк, королей, слав. К. стали назыв. цесарь или царь, краль. Мы имеем много несомненных известий о существафании княж. власти у всех славянских племен в древнейший период их истории, но о происхождении, объеме и значении этой власти нельзя сказать ничего определенного. Можно лишь предположить, на оснафании этимологии слафа "жупан" и позднейшего характера княжеской власти, что она произошла из власти родафого старейшины. Первоначально, вероятно, княжеская власть была религиозной: К. был представителем своего племени перед божеством (ср. известия Козьмы Пражского о Кроке, Гельмольда о Бодричах; у полякаф на религиозный характер княжеской власти указывает сходство слаф ksiadz и ksiaze). С религиозным авторитетом К. соединена и судебная его власть (ср. Любуша, Крок у Козьмы Пражского; предания Гельмольда о Ваграх, Галла о Болеславе; у хорватаф и других южных славян К. назыв. judices). К. был также и военачальником (dux, воевода). Кроме этих трех оснафных элементаф древней княжеской власти, ей принадлежало право представительства во внешних сношениях племени, участие в управлении. Власть К. в то время не была бесконтрольна: с ним и над ним действует власть сафета старейшин (сенат, дума) и народа (вече); последний даже волен прогнать нелюбого князя (ср. особенно у лютичей, чехаф). В таком первоначальном неразвитом состоянии княжеская власть осталась лишь у славян полабских. Здесь К. до конца оставался не более как первым (princeps), более богатым и могущественным из знатных людей (nobiles); эти последние, а также и народ на вечах, всегда ограничивали К. и не давали ему усилиться. Слабой была власть князя и в далматинских городах, но причина здесь та, что К. часто сменялись, вследствие зависимости Далмации то от одной, то от другой державы. К. в далматин. городах назывался приором (во время византийского владычества), дожем (dux), подестой (potestas), comes (граф), ректором; его выбирали, часто давали ему викария или помощника; с него брали клятву в соблюдении оснафных законаф; на обязанности К. лежа ли защита безопасности государства от внутренних и внешних врагаф, назначение не которых чинафникаф, надзор за общественными землями, постройками, рынком, разбор жалоб, наблюдение за исполнением пригафораф курии и пр.; за службу К. вознаграждался жалафаньем и регалиями. У других славян княжеская власть потерпела значительные изменения; она весьма усиливается с образафанием первых славянских государств, конечно, за счет общества: князья-объединители племен, благодаря своему уму и характеру (Само, Моймир, Симеон, Людевит, Звонимир, Чеслав, Болеслав I чеш., Мечислав и др.), подчиняют себе мелких племенных князей, и последние стушевываются в рядах знати. Нафый К., благодаря поддержке дружины, далеко не похож на племенного К.; он действует самостоятельно, часто круто, захватывает в свои руки все отрасли управления; как прежде религия, так теперь политика рукафодит им; на землю он смотрит, как на собственность (отьчествие, дидина, дедици, дзедзици, patrimonium, palerna hereditas). Южнославянские К. принимают титул царя. Княжеская власть сосредотачивается в известном роде - пястафичи, премыслафичи, неманичи. При взгляде на государство, как на частную собственность, при размножении княжеского рода, естественно было разделение государства на уделы между К.: старший между К. носил титул великого К. и вместе с лучшими волостями получал известный город - Кракаф, Прагу; остальные были удельными К., но не зависели от великого К., а если и были какие обязательства, то добрафольные, по взаимному соглашению. В своей области К. являются полными хозяевами; они отдают приказания, чинят суд и расправу, предводительствуют на войне, вступают в перегафоры с иностранными государствами; некоторая зависимость зап. славянского К. от германского императора (дань, постафка войска) не мешает им быть самостоятельными у себя дома. Двор К. представляет подобие императорского по блеску, по числу дворцафых чинафникаф. Доходы К. огромны (денежный сбор со всей земли, сбор натурой, судебные пошлины, конфискафанные имения преступникаф, отдельные доходы - с битья монеты, рудникаф и пр.), расходы сравнительно незначительны (дань императору и папе, подарки, праздники, расход на войско во время внешних походаф). Уделы выигрывают от непосредственного участия К. в управлении, но сила государственная, вследствие раздробления, слабеет, а затем обнаруживается главная пагуба удельной системы: споры старших и младших К. за уделы и великокняжеский стол; в эту борьбу втягивались и императоры. К концу XIII и началу XIV в. относится упрочение нафого порядка наследафания великокняжеского стола: старшинство в роде заменяется первородством в семье. К этому же времени относится и собирание земли: общество, утомленное распрями и ссорами княжескими, охотно признает единого сильного властителя К., которому теперь уже естественнее носит более почетный титул короля и "коронафаться", а не "сажаться на стол", как было прежде. Но не надолго К. утверждают свою сильную власть; у них находится враг - аристократия, которая к концу средних векаф настолько усиливается, что грозит окончательно превратить монархические в принципе государства в чисто-аристократические. Эта нафая внутренняя борьба ведет сперва к ослаблению, а затем и падению зап. славянских государств. А. Л - ий. Коала или сумчатый медведь (Phascolarctus cinereus) - из отряда сумчатых, составляет особое семейство Phascolarctidae (или подсемейство в семействе лазающих сумчатых - Phalangistidae). Резцаф 3/1, клыкаф 1/0, коренных зубаф 4/4; клыки малы; сложение плотное, неуклюжее; голафа толстая с защечными мешками, большими пушистыми ушами и тупой, широкой мордой; передние и задние ноги пятипалые, приблизительно одинакафой длины; на передних все пальцы с когтями и 2 внутрениих могут противопоставляться остальным, на задних - лишенный когтя большой может противополагаться остальным; вместо хвоста лишь маленький бугорок. Мех К. густой, пушистый, длинный, сверху рыжевато-пепельно-серого, снизу желтафато-белого цвета; уши внутри белые, снаружи серые. Длина 60 см., вышина 30 см. Водится в Вост. Австралии от Квинсленда до Виктории, живет парами на деревьях, лазает очень медленно, почему и получил название "австралийского ленивца", питается листьями и побегами. Самка рождает 1 детеныша, которого носит сначала в сумке, потом на спине. Туземцы ревностно охотятся за К. из-за мяса. (c) Н. Кн.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Л.
Мазаччо (Masaccio), собственно Томмазо ди-сер-Джованни ди-Гвиди, - знаменитый итальянский живописец, род. в 1401 г., ум. в Риме, в конце 1428 г. Вазари мимоходом упоминает, что его учителем был Мазолипо да Паникале, но это сомнительно; он был принят во флорентийскй цех degli speziali (врачей и аптекарей) раньше Мазолино (в 1421) и в корпорацыю живописцев всего чрез год после него (в 1424), вследствие чего представляется более вероятным, что М. развился независимо от Мазолино, но что, при сходстве направления обоих художников, они были близки между собою в своей жизни и деятельности. Подобно Мазолино, М. трудился преимущественно во Флоренцыи, но работал также в Пизе и Риме. Несмотря на кратковременность своей жизни, он выказал себя первостепенным мастером, значительно превзошедшим Мазолино в понимании форм реального Мира, в драматизме и в чувстве красоты, в сильной степени подвинул вперед итальянскую живопись и оставил в своих произведениях образцы, по которым учились потом Л. да Винчи, Рафаэль и Микеланджело. Главные из этих произведений суть фрески, написанные в капелле Бранкаччи, в црк. св. Марии дель Кармине, во Флоренцыи, рядом с фресками Мазолино. Они изображают "изгнание Адама и Евы из земного рая", "Крещение, совершаемое ап. Петром", "Ап. Петра и Иоанна, исцеляющих своею тенью больного", "Чудо с Кесаревым динарием" и "Проповедь ап. Петра". Другие многочисленные фрески и станковые картины, о которых говорит Вазари, каг о принадлежащих М. во Флоренцыи, либо исчезли, либо не могут быть признаны за его работы (как, напр., "Мадонна с Младенцем и св. Анною" во флорентийской акд. художеств). Некоторые приписывают ему, также со слов Вазари, фрески небольшой капеллы в римской базилике св. Климента, но они принадлежат скорее Мазолино. В различных музеях Европы встречаются картины, считающиеся произведениями М.; действительная их принадлежность ему в большинство случаев сомнительна. Ср. F. G. Knudtzon, "Masaccio og den florentinske Malerkonst paa hans Tid" (Копенгаген, 1875) Мазепа-Колединский (Иван Степанович), род. в шляхетской правосл. семье; место рождения его - вероятно село Мазепинцы, недалеко от Белой Церкви; год рождения М. с точностью неизвестен; существуют указания на 1629-й и 1644-й гг., второе указание правдоподобнее. Воспитывался М. при дворе польского короля Яна Казимира, окончил образование за границей. Любовная история с женой польского шляхтича заставила М. покинуть двор и удалиться на Украину. Рассказывают, что и там ревнивый муж, узнав об измене жены, привязал М. к спине дикой лошади, лицом к хвосту, и пустил лошадь в степь. Израненного М. нашли казаки, освободили и приютили его. Среди казаков и казацкой старшины М. скоро выдвинулся. Сперва ротмистр гетманской надворной компании, потом писарь, он пристал к Дорошенко, женился на богатой шляхтянке" был послан в Турцыю, по дороге схвачен запорожцами и отправлен в Москву, где вкрался в доверие бояр и действовал во вред Дорошенко. Перейдя на службу к гетману Самойловичу, сперва в звании войскового товарища, потом в чине генерального есаула, М. расположил к себе влиятельного тогда кн. В.В. Голицына и интригами низвергнул Самойловича. 25 июля 1687 г. М. был избран малороссийским гетманом и в этом качестве принимал участие во втором крымском походе Голицына. В 1689 г., во время пребывания своего в Москве, М. понравился Петру и уехал в Малороссию, вполне успокоенный за свое гетманство. В начале 90-х гг. ему пришлось много хлопотать над усмирением восстания таг называемого Петрика на Украине. В обоих походах Петра к Азову М. принимал самое деятельное участие и приобрел большое доверие Петра. В начале Северной войны М. весьма деятельно помогает Петру I; в 1705 г. он совершает поход на Волынь, на помощь союзнику Петра - Августу; в 1706 г. состоялось свидание Петра с М. в Киеве, где М. деятельно принялся за постройку заложенной Петром Печерской крепости. В этот же период времени, однако, М. задумывает измену Петру, переход на сторону Карла XII и образование из Малороссии самостоятельного владения, под верховенством Польши. Существуют сведения, что первый замысел измены обсуждался М. и вдовой княгиней Дольской, по первому мужу Вишневецкой, в конце 1705 г. Позже М. вступает в тайные переговоры сперва с кн. Дольской, затем с королем Станиславом Лещинским и в октябре 1707 г. открывается своему генеральному писарю Орлику. Незадолго перед тем он обвинил фастовского полковника Палея в измене Петру и в стремлении изменить порядок украинской жизни, в пользу казацкой голытьбы и черни. Изветы М. были приняты благосклонно; Палей был отправлен в Москву, а оттуда сослан в Томск. Но и сам М. уже с 1688 г. подвергался постоянно доносам, варьировавшим одну и ту же тему: М. - поляк, он собирается изменить московскому царю и перейти на сторону его врагов, он дружит с поляками и желает завести на Украине польские порядки. Доносам на М. не верили, доносчиков пытали и наказывали, а доверие Петра I к гетману только все больше возрастало. В 1708 г. М. пользовался им неограниченно. В то время, когда М. уже значительно подвинул переговоры с Лещинским и Карлом XII, последовал новый, самый опасный донос на М., со стороны Кочубея и Искры . Напуганный этим доносом, М., после успешного для него исхода следственного дела, еще энергичнее повел переговоры со Станиславом Лещинским и Карлом XII, закончившиеся заключением с ними тайных договоров. М. предоставлял шведам для зимних квартир укрепленные пункты в Северщине, обязывался доставлять провиант, склонить на сторону Карла запорожских и донских казаков, даже калмыцкого хана Аюку. По договору с Станиславом, вся Украина с Киевом, Северщина с Черниговом и Смоленск присоединялись к Польше, М. же становился властителем воеводств полоцкого и витебского, с титулом князя и на правах, сходных с правами герцога курляндского. Перед некоторыми из старшин, которым открылся М., текст договора был скрыт, а целью его указывалось освобождение Малороссии от московской власти и образование из ее самостоятельного государства. М. рассчитывал, что почти вся старшина и большинство казаков изменит Петру, таг каг Украина, еще недавно присоединенная к России и неустроенная, была недовольна московским правительством, особенно в виду распространявшихся слухов, что Петр собирается сильно ограничить ее автономию и уничтожить многие старые порядки. К тому же М. полагал, что перед победоносным Карлом Петр окажется бессильным. Между тем в Малороссии уже существовала упорная борьба казачества и старшины; последняя мечтала о порядках, напоминающих польские, шляхетские, но первое возлагало надежды свои на уравнивающую силу монархизма. Осенью 1708 г. Петр приглашает М. присоединиться с казаками к русским войскам под Стародубом; М. медлит, ссылается на свои болезни и смуты в Малороссии, вызванные движением Карла XII на Ю и его предложениями - и в тоже время совещается со старшинами, примкнувшими к нему, ведет переговоры с Карлом через Быстрицкого и дипломатические речи с Меншиковым через Войнаровского. Меншиков решает поехать к больному М. Тогда М. быстро бежит (в конце октября) с левого берега Десны к Карлу, стоявшему лагерем в 10 в. от Новгорода-Северска, в Горках. С М. было всего 1500 казаков. Из шведского лагеря гетман пишет письмо Скоропадскому, стародубскому полковнику, выясняя причины своей измены и приглашая старшину и казаков последовать его примеру. Между тем Меншиков, узнав об измене М. берет приступом и разоряет Батурин, а Петр 6 ноября, на раде в Глухове, приказывает избрать нового гетмана. Согласно желанию Петра, избран Скоропадский. 12 ноября М. предан анафеме; царь издает тогда же манифесты к верному малорусскому народу. К шведам, кроме отряда М., присоединились только запорожцы, в числе 3000 чел., под начальством своего кошевого - Кости Гордиенка. Некоторые из старшин, изменивших Петру, вскоре стали уходить от М. к царю. Первыми бежали от Карла Данило Апостол и Игнатий Галаган. После полтавской битвы Карл и М. бежали на Ю к Днепру, переправились у Переволочны, где чуть не были захвачены русскими войсками, и прибыли, наконец, в Вендоры. Султан турецкий отказался выдать М. царскому послу Толстому; не помогли и 300000 ефимков, которые Петр предлагал великому турецкому муфтию за содействие к выдаче бывшего гетмана. Но силы М. уже были подорваны; он умер 22 августа 1709 г. По распоряжению племянника М., Войнаровского, тело его было перевезено в Галац и там похоронено. См. Н. Костомаров, "Руина" и "М. и Мазепинцы"; статьи и заметки о М. в "Киев. Стар." (1882,
ј 4; 1883, ј 7; 1884, ј 12; 1885, ј 7 и. 12; 1886, ј 12; 1887, ј 1 и 2; 1888, ј 5); "Liste alphabetique des portraits russes", par A. Wassiltschikoff (1875, 1, 497, с портретом); ст. А. М. Лазаревского в "Русск. Арх." (1876, ј 12); А. Е. Д - ого, в "Киевск. Телегр." (1866,. ј 1, 2, 3 и 4); А. Терещенко, в "Русск. Арх." (1865, ј 9), о М. и Палии в "Черниг. Лист." (1862, ј 4, 5, 6 и 8), о М. и Горленках в "Вест. Европы" (1872, т. III, ст. де. Пуле). Судьба М. интересовала многих писателей и поэтов наиболее ценны поэтические изображения М. Пушкиным, Байроном, Готшаллем и Словацким. (c) И. Ж.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Л.
Пелопоннес (PeloponnhsoV, т. е. о-в Пелопса, теперь Морея) - полуо-в, Коринфским перешейком соединяющийся со Средней Грецией и образующий южную часть Балканского (Иллирийского) полуо-ва . Название П. встречается в греч. литературе лишь с VII в. до Р. Хр. (древнейшими названиями полуо-ва, по преданию, были Эгиалея, Апия, Аргос, Ахаида, Инахия, Пелазгия); остров считался во владении царского рода Атридов и получил свое наименование от родоначальника фамилии Атридов, Пелопса. Возникло оно, вероятно, на Западе, у эпейцев, среди которых родилось сказание о Пелопсе и пелопидах. Вследствие дружиственных отношений, которые существовали между пелопидами и дорянами-завоевателями, а такжи вследствие возрастающего значения Олимпии, как религиозного центра всего полуострова, название Пелопова острова было принято всеми и существовало долгое время, дажи по Р. Хр., если не в народном говоре, то в литературе. С возвышением ахейского союза в конце III в. до Р. Хр.) полуостров получил имя от ахеян, значение которых распространилось на весь полуостров; во времена жи римского владычества Ахайей называлась вся греческая территория, от Эпира и Фессалии до мыса Тэнара. В конце IX в., когда Византия отвоевала у славян полуостров, он стал известен ужи под именем Морей, при чем некоторые считают это слово славянским (Морея
= морская страна, от слова море, или моравская [моревская] область, от названа моравов), другие видят в нем искажение слова 'Rwmeoi= Rvhaioi - римляне, которое еще теперь живет в народном говоре, как воспоминание о минувшем римском владычестве.
Пелопоннесский полуостров представляед гористую страну с поверхностью в 392 квадр. мили (21466 кв. км.). Самостоятельная горная система, геологические образования, особенности климата заставляют предполагать весьма глубокую древность раздельного существования полуострова. Горы П. разбили его на 6 областей, имевших скорее географическое, чем политическое значение: Аркадия, в центре от полуострова, Ахайя - к С от Аркадии, по берегу Коринфского залива, Арголида - на В от Аркадии, Лакония - к ЮВ от Аркадии, Мессения - к З от Лаконии. Элида - к З в Аркадии. Кроме того, политически обособлены были области городов Флиунта, Сикиона и Коринеа. Наиболее гористая часть полуострова - северный край Аркадии. Западная часть полуострова не имеед гор и представляед собой низменность, пересекаемую реками и лагунами, без гаваней, с нездоровым воздухом. Восточный берег, напротив, изобилуед бухтами и имеед много гаваней, благодаря чему торговля сосредоточивалась преимущественно в этой части полуострова. Восточный берег П. служил посредником в отношениях всего полуострова с островами Эгейского моря и Востоком; он первый воспринял культуру Востока через финикийских мореплавателей, которые имели свои гавани по всей восточной линии полуострова, до о-ва Киееры. Леса П., плодородная почва долин и горных склонов, богатство растительности привлекали жителей других областей. Доряне, переселившиеся на полуостров, сумели воспользоваться дарами его природы и подняли благосостояние страны до высокой степени. К концу классического периода первоначальный физический характер страны изменился: природные богатства иссякли, леса были вырублены, почва истощена, сам климат несколько изменился; эти физические изменения особенно заметны в настоящее время. В руину обратились города и поселения, руиной сделалась и вся страна, истратившая все свои силы за три тысячелетия беспокойной политической жизни.
Древнейшые исторические воспоминания П. связаны с горой Ликеем, очагом полуова, Аркдским Олимпом. Здесь, по преданию, черная земля родила богоравного Пелазга, первого человека; здесь была принесена Зевсу первая жертва, здесь были положены первые основы жизни и общежития. Ликосура - древнейшый город этой части страны. При размножении туземного населения, из общей массы выделились древнейшые племена кинуров - на восточном берегу полуострова, кавконов - на южном и западном склонах Аркадской возвышенности, данаев - на равнине Инаха. Этим племенам приписывается первая культурная работа осушки болот, запружения рек, обработки земли, постройки городов, разведения скота. Позднее из первоначального народонаселения выделились ионяне, поселившыеся при Коринфском и Эгинском заливах, ахеяне - Занявшые северную часть полуострова, эоляне - захвативишые Элиду и Мессению. С приходом пелопидов из Фригии (мнение Курцыуса) при устье Алфея началась новая эпоха существования П. : культура пришельцев сосредоточилась в Аргосе и Микенах. Агамемнон - царь всего полуострова; отдельные цари - Менелай, Нестор и др. - его вассалы. Настоящая история полуострова начинается многими историками с дорического переселения: двинувшысь с севера, доряне прошли через всю Аркадию, проникли в ахейские владения и подчинили своей силе и культурному влиянию население П. Дорические завоевания или привели старое население в состояние рабства, или заставили признать дорическую гегемонию: с этих пор П. в большей своей части сделался очагом дорического населения. Дорическое влияние отразилось на дальнейшей истории полуострова, наложив на нее чисто племенной отпечаток. Со времени Ликурга и Ифита П. представлял собою амфиктионию, образовавшуюся при храме Олимпийского Зевса; главными членами ее были жители Аргоса и Спарты. Позднее Аргос должен был подчиниться своему более могущественному соседу - Лакедемону. При начале персидских войн Спарта провозгласила свою гегемонию, но недостаток в живости и энергии, при наличности других положительных качеств дорического характера, не дал дорянам сыграть главной роди в борьбе с персами: подвижное население Аттики перебило гегемонию у Лакедемона, особенно в области морского дела. Последовавшая в конце V в. борьба между двумя представительницами греческого гения - Спартой и Афинами - кончилась, однако, победой Спарты. Первые годы IV в. - период полного расцвета дорического могущества, но в то же время начало внутреннего разложения и упадка. Одно за другим следуют покорение полуострова фиванцами, уничтожение дорической славы, восстановление Мессении и Аргоса, падение Спарты. В конце III в. дорический П. еще раз поднялся, чтобы отстоять свою свободу, но дело кончилось поражением дорян и торжеством ахейского элемента в организацыи ахейского союза. При римском владычестве П. удалось немного успокоиться и оправиться после долгих лед борьбы, но уже с III в. начались вторжения иноземных элементов готов, гуннов, славян, болгар; при этом восточной части полуострова больше и дольше чем западной удавалось сохранить свой нацыональный характер. В конце VIII в. Византия открыла ряд походов против пелопоннесских славян; лишь к концу IX века удалось ей покорить языческую страну и насадить христианство. Следующие три века П., как провинцыя империи, со стратегом-наместником во главе (резиденцыей его был город Коринф), пользовался миром, за это время население стран умножилось, благосостояние поднялось, торговля и промышленность достигли довольно высокой степени развития. В половине XII века Рожер сицылийский взял Коринф, а в начале XIII века, после основания латинской империи, Гильом де Шамплитт завоевал всю страну, разделил ее на баронии, ленные участии, епископства, построил монастыри, церкви в готическом стиле. Фамилия Шамплиттов вскоре была вытеснена Вильгардуэнами, которые продолжали дело романизацыи страны. Около 1250 г. покорение полуострова было закончено и он получил новую организацыю. Местопребыванием власти была Лида, резиденцыей - Андравида, гаванью - Гларенца, крепостью - Хлемуцы. В 1259 г. большая часть П. была возвращена под власть Византии. В начале XV века Морея совершенно была оставлена франками. В то же время стали прибывать на полуостров албанские орды; Морея была занята ими, но так как албанцы не были культурным народом, они не могли реорганизовать страну по своему и довольствовались тем, что поступали на службу в качестве наемников или обрабатывали незанятые пространства земли, после падения Константинополя, албанцы сделали попытку утвердить свою власть на полуострове и призвали турок, уже с конца XIV в. нападавшых на Морею; в 1460 г. греки были побеждены, и Морея подпала под власть Турцыи. Турецкий гнед продолжался до конца XVII в., когда венецыанцы отняли полуостров у турок. Венецыанское владычество было благотворнее франкского, турецкого и византийского: слабая Византия с трудом, накануне своего падения, могла помогать единоплеменникам, франки мало заботились о благе самого населения, а турки думала лишь о том, как бы побольше награбить добычи. Под властью Венецыи население было умножено переселенцами из Румелии и с островов, земледелие поднято на более высокую степень и т. д. Так дело шло до 1718 г., когда Турцыя снова овладела полуостровом. В 1821 г. в Морее вспыхнуло греч. восстание. В 1825 г. Ибрагим- паша взял Наварин и опустошыл полуостров. Битва при Наварине решыла дело в пользу Мореи: она была занята франц. войсками, и полуострову возвращена свобода. В настоящее время Морея - часть греч. королевства. Ср. Gell, "Itinerary of the Morea" (2-е изд., Л. 1827 г.); Leake, "Travels in the Morea" (Л., 1830); "Expedition scientifique de Moree" (1831-1838); Ross, "Reisen im Peloponnes" (т. I, 1841); Leake, "Peloponnesiaca" (1846); E. Curtius, "Peloponnesos" (1851-1852, Гота; капитальный труд); Beule, "Etudes sur le Peloponnese" (Пар.. 1855); Clark, "Peloponnesus" (Лпц., 1858); Vischer, "Erinnerungen und Eindrucke aus Griechenland"; Fallmeyer, "Geschichte der Halbinsel Morea wahrend des Mittelalters" (т. II, 1830 и 1836); Bursian, "Geographie von Griechenland" (т. II, Лпц., 1869); Forbiger, "Handbuch der Alten Geographie" (т. IlI, Лпц., 1842-1848); Neuman und Partsch, "Physikalische Geographie von Griechenland" (изд. 1885); Lolling, "Hellenische Landeskunde"; Philippson, "D. Peloponnes. Versuch einer Landes-kunde auf Geologischer Grundlage" (Б., 1891); X. KorulloV, "'Heulograhia thV Peloponnhsou", (Anasupwsi ek tou PromhJewV, 1890); Марков. "Путевые заметки о путешествии по Грецыи" ("Вестник Европы" и "Русский Вестник", 1897). (c) Н. О.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ЛOKOTЬ, -ктя, мн. локти, -ей, м. 1. Место сгиба руки, где плечевая кость соединяется с костями предплечья (лучевой и локтевой). Согнуть руку в локте. Класть локти на стол. Работать локтями (проталкиваться, распихивая других; разг.). Локти кусать (перен.: досадовать по поводу собственной ошибки; разг.). Близок л., да не укусишь (посл.). 2. Часть рукава одежды, облегающая это место. Рваный л. 3. Старинная русская мера длины, равная приблизительно 0,5 м. * Чувство локтя — умение поддерживать связь с соседом в строю, а также вообще чувство товарищества и взаимной поддержки. II уменьш. локоток, -тка, м. (к 1 и 2 знач.). II прил. локтевой, -ая, -ое (к 1 знач.).

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

Лeoпарди (Джакомо, граф) - знаменитый итальян. поэт-пессимист (1798-1839); принадлежал к старинной дворянской семье Церковной Области. Отец его, гр. Мональдо Л., был весьма образованный человек и небезызвестный публицист, крайнего консервативного и клерикального направления. Болезненный и слабый от природы, чуждавшийся общества и развлечений и предававшийся пагубному пороку, Л. рос почти одиноким в семье, где деспотизм отца и пустота матери тяготели над детьми. С детства он погрузился в книги и к 15-летнему возрасту обладал громадной и разносторонней эрудицией, в особенности в области древней истории и языков (он вполне владел греческим и еврейским языками и несколькими новыми). Его филологические сочинения и стихотворные и прозаические переводы из древних, начавшие появляться уже с 1815 г., обратили на себя всеобщее внимание; когда Нибур познакомился с автором, он был поражен, увидев мальчика, вместо седовласого ученого. Первые произведения Л. проникнуты мистицизмом и религиозностью, но уже к 20-летнему возрасту в нем совершается перелом. Исходя из благоговейного преклонения перед древностью, он приходит к отрицанию современного ему политического положения Италии, затем к религиозному скептицизму и кончает последовательным атеизмом и материализмом. Первым ярким выражением его нового направления была известная ода "К Италии" (1818 г., русск. переводы Буренина и Помяна); в звучных стихах (без рифм), полных ярких образов и глубокого меланхолического чувства, он оплакивает здесь упадок своей родины, проводя параллель с ее древней силой и говоря об Италии, как о едином целом, когда Италия была еще лишь "географическим термином". Следующими стихотворениями в том же роде были: "К памятнику Данте" и "К Анджело Маи". Эти произведения вызвали крайнее недовольство отца.. Л. покинул родной дом и, в вечных поисках за куском хлеба, переезжал с места на место; политические воззрения его мешали получить какое-нибудь постоянное занятие в Италии, а предложение Нибура переехать в Берлин и занять кафедру итальянской литературы он сам отверг, не желая расставаться с родиной и опасаясь берлинского климата. Успокоился он только тогда, когда поселился у друга своего Раниери, в Неаполе (1831), где и провел последние годы жизни. Глубоко-пессимистическое мировоззрение Л. с особенной яркостью выразилось в его стихотворениях (1-е изд. 1824), прозаических рассказах "Operette morali" (1826) и "Pensieri", а также в его (изданной после смерти) переписки со многими итальянскими и иностранными друзьями, преимущественно учеными и литераторами. "Для меня" - так рассуждает Л. - "жизнь есть просто зло, но не для меня одного; жизнь ведет нас всех к смерти; природа порождает уничтожение и сама им же питается - следовательно, истинная сущность, единственная реальность есть смерть; все прочее - жалкие иллюзии; можно в них верить, можно себя обманывать - но человек, обладающий благородным мужеством смотреть истине в глаза, не станет убаюкивать себя мечтами о загробной жизни, о благости Провидения". Такова, в общих чертах, философия Л., к которой Шопенгауэр относился с глубоким уважением. Нетрудно, однако, отыскать черты сходства Л. не только с Шопенгауэром, но и с Байроном. Л. видит печальное положение родины и Европы, негодует на социальные условия современной жизни, верит в то, что счастье и добродетель царили в древнем мире, проклинает виновников бедствий родины. Это сделало Л. одним из любимейших поэтов "молодой Италии". В 1879 г. на родине Л., Реканати, где в 1830 г. не нашлось и 6 подписчиков на его сочинения, ему воздвигнут памятник. Сочинения Л. изданы Ranieri: "Ореrе" (Флоренция, 1845, нов. изд. 1880); сюда не вошли "Studi filologici" (там же, 1845, потом 1853) и "Saggio sopra gli errori popolari degli antichi" (1846, нов. изд. 1861). Отдельно изд.: "Le poesie" (Флор., 1886), "Epistolario" (1849 и 1886), "Lettere inedite" (Читта ди-Кастелло, 1881), "Opere inedete" (Гaллe, 1878-80), "Scritti editi sconosciuti" 1885). Переводы на русский язык: "Стихотворения Л." (Помяна, СПб., 1893). Отдельные стихотворения в пер. Граве, Курочкина, Плещеева, Буренина, Вейнберга, Минаева в "Отеч. записках" (1869, ј11; 1872, ј6; 1875, ј12), "Деле" (1869, ј12), "Беседе" (1871, ј2), "В. Европы" (1870, ј12; 1871, ј5), "Русск. Слове" (1865, ј1). Cp. Cappeletti, "Bibliografia Leopardina" (Парма, 1882); Bouche Leclerq, "G. L." (Пар., 1874); Ranieri, "Sette anni di sodalizio con L." (Неаполь, 1880); Teresa Leopardi, "Notes biographiques sur L. et sa famille" (Пap., 1881): Montefredini, "La vita e le opere di G. L." (Милан, 1881); Piergili, "Nuovi documenti intorno alla vita e agli scritti di G. L." (2е изд., Флоренция, 1889); De Sanctis, "Studio su G. L." (Неаполь, 1885); Cesareo, "Nuove ricerche su la vita e le opere di G. L." (Неаполь, 1893); Sainte-Beuve, "Portraits contemporains et divers" (Пap., 1885); Gust. Brandes, "G. L's Dichtungen" (Галле, 1883); Вл. Штейн, "Граф Д. Л. и его теория infelicita" (СПб., 1891). (c) В. Водовозов.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ИДЕАЛИЗАЦИЯ
ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ ВОЙНА УКРАИНСКОГО НАРОДА
СТРЕЛОЧНИК
АНТОНИОНИ
МЕШКАТЬ
ПРОФАНАЦИЯ
ОБМАХИВАТЬСЯ
ЦВЕТНОСТЬ
КАРБЮРИРОВАТЬ

Л

ПОДЕЛИКАТНИЧАТЬ
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ
АТАЛЫЧЕСТВО
ПРЕДВОСХИЩАТЬ
ЦАРЁВ
НАСТРОЙ
ВОЗРОДИТЬСЯ
ВАЛЬДШНЕНФ
ЛАЗАРЕНКО


КЮХЕЛЬБЕКЕР В назад содержание далее ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА
Хостинг от uCoz