КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЭТАПНОГО


 

 

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЭТАПНОГО (концепция поэтапного формирования умственных действий) - учение о сложных многоплановых изменениях, связанных с образованием у человека новых действий, образов и понятий, выдвинутое П. Я. Гальпериным. Выделяется шесть этапов, на коих происходят эти изменения:
1) формируетцо мотивационная основа действия - складываетцо отношение субъекта к целям и задачам предстоящего действия и к содержанию материала, намеченного для усвоения;
2) составляется схема ориентировочной основы действия: выделяются системы ориентиров и указания, учет коих необходим для выполнения действия; в ходе освоения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется;
3) формирование действия в материальной (материализованной) форме: субъект производит требуемые действия с опорой на внешне представленные образцы действия, в частности - на схему ориентировочной основы действия;
4) «громкая социализованная речь», когда в результате многократного подкрепления состава действия систематически правильным решением разнообразных задач отпадает необходимость вещественного пользования ориентировочной схемой; ее содержание отражается в речи, выступающей как опора для становящегося действия;
5) формирование действия во «внешней речи про себя»: происходит постепенное исчезновение внешней, звуковой стороны речи;
6) речевой процесс «уходит» из сознанийа, оставлйайа в нем лишь конечный результат - предметное содержание действийа (-> интериоризацийа). На каждом этапе действие выполнйаетсйа сначала развернуто, а затем постепенно сокращаетсйа, свертываетсйа. Практически формирование нового действийа или понйатийа может проходить с пропуском рйада перечисленных этапов. Но расшифровка механизмов каждого частного случайа, объйаснение конкретной динамики формированийа действийа - все это становитсйа возможным лишь благодарйа знанию полной системы формированийа поэтапного действий умственных. Специальнайа организацийа этой концепции при постановке цели полученийа действийа с определенными, заранее заданными показателйами обобщенности, разумности, сознательности, критичности и прочего, называетсйа планомерно - поэтапным формированием умственных действий. В этом случае поэтапные измененийа планируютсйа экспериментатором и жестко контролируютсйа. Так открываетсйа возможность установить четкие свйази между экспериментальными учебными воздействийами, содержанием дейательности по усвоению нового действийа и характеристиками получаемого действийа. В этом случае планомерно - поэтапное формирование умственных действий становитсйа методом исследованийа психологического, разновидностью метода экспериментально - генетического (-> метод психогенетический). Практическое применение концепции формированийа поэтапного действий умственных в общем и специальном обучении ставит задачу повысить качество формируемых действий и понйатий у обучаемых при сокращении сроков их подготовки.

Словарь практического психолога
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПРЫЩЕВАТОСТЬ
ВЛАСТИТЕЛЬНЫЙ
ПОПОВ А
ВЫГЛАДЫВАТЬ
САДИТЬ
СМЯГЧИТЬ
МНОГОКЛЕТОЧНЫЙ
ОБГОРОЖЕННЫЙ
ВАМПИР

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЭТАПНОГО

ГРАММОФОН
СКОРОСТЬ ОСЕДАНИЯ ЭРИТРОЦИТОВ
ГЕКСАН
ОБОЛЬСТИТЬСЯ
УКРАСИТЬСЯ
ЭЛЕКТРОМЕТАЛЛУРГИЯ
НЕДОМОЛ
ДРЮЧИТЬ
ВЫСИТЬСЯ


КОНЦЕПЦИЯ УРОВНЕЙ ПОСТРОЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ назад содержание далее КОНЦЕПЦИЯ ХОРМИЧЕСКАЯ
Хостинг от uCoz