КЛЮЧИЦА


 

 

КЛЮЧИЦА (Clavicula, Furcula), у человека - слегка изогнутая ообразная крепкая трубчатая кость с незначительной мозговой полостью, которая, перекрещиваясь с первым ребром и сочленяясь, с одной стороны, с верхней частью грудной кости, а с другой с акромиальным отростком лопатки, служит опорой для передней (верхней) конечности и обуславливает свободу ее движений. У млекопитающих она, вообще, развита тем больше, чем более разнообразны и свободны движения передних конечностей, и потому развитую К. мы находим, напр. у лазающих, летающих, а у одно- и двукопытных ее вовсе нет (относительно К. у других позвоночных см. Конечности и статьи об отдельных классах). Н. Кн. Книга (от ц. слав. кънига, которое имело значения: 1) буквы и грамоты, 2) книги, 3) письма и 4) искусства писать) - соединение в одно целое листов бумаги, папируса, пергамента и пр.; поэтому глиняные библиотеки клинообразного письма не подходят под понятие книги, и появление ее следует приурочить к изобретению бумаги из папируса. Первые книги, состоявшие из длинных свитков такой бумаги, появляются в Египте, откуда около VlI столетия до Р. Хр. этот способ писания переходит в Грецию и потом в Рим. Египтяне долго сохраняли монополию выделки папируса, но в последние времена республики римляне завели собственные папирусные фабрики. У греков и особенно у римлян, несмотря на отсутствие книгопечатания, книжное дело стояло очень высоко: не говоря уже о библютеках общественных, при императорах были частные библиотеки в 30000 томов (или точнее - свитков) и более. Книжные лавки встречались и в самых отдаленных провинциальных городах; в Риме были большие и малые книжные магазины и множество лавочек букинистов. При больших магазинах были залы, где находились многочисленные скорописцы; с их помощью автор мог издавать свое сочинение, и за исключительное право продавать его иногда получал гонорар или, по крайней мере, даровые экземпляры. Римская К. имела форму свитка, навернутого на палку с утолщенными концами; на верхнем конце прикреплялся ярлычек с обозначением заглавия, который высовывался из футляра, большей частью кожаного, соответствовавшего нашему переплету. Для переноски такие свитки помещались в круглые корзинки, с отверстиями во внутренней крышке, вроде тех, в которых теперь помещаются флаконы с духами. В библиотеках эти свитки не ставились, а клались на полки так, чтобы ярлычки были на виду. Писали на одной стороне, либо одной вертикальной колонной, длина которой равнялась длине свитка, либо рядом многих параллельных колонн. Книжные магазины в Риме служили местом свидания литераторов, ученых и любителей литературы; при магазинах были и кабинеты для чтения, где за небольшую плату можно было просмотреть новинки или сличить свой экземпляр известного сочинения с таким, который был исправлен грамматиком, содержавшимся для этой цели при магазине и копировальном зале. В виду сравнительной дешевизны папируса и безусловной дешевизны труда, К. в Риме были недороги. Кроме обыкновенных дешевых экземпляров, были и чудеса каллиграфического искусства, экземпляры роскошно иллюстрированные; были книжкикрошки; Цицерон видел экземпляр Илиады, который мог поместиться в скорлупе ореха. Падение античной цивилизации прежде всего изменило внешний вид К.; папирусные фабрики закрываваются одна за другой и в Европе папирус становится все более и более редким, да он по своей непрочности и не совсем был удобен для тех К., которые были в наибольшем ходу в начале средних веков. Для св. Писания и К. богослужебных, предназначенных для ежедневного пользования, более подходил вековечный пергамент, употреблявшийся и прежде папируса, но вытесненный его дешевизной. Теперь он снова входит во всеобщее употребление; его листы соединяются в томы, которые вполне соответствуют современной нам форме книги. В восточной империи были особые мастерские для его обработки, и писцы получали его совсем готовым; на Западе они большей частью сами обделывали его: бритвой снимали жир и пятна, пемзой очищали волосы и жилы, выглаживали и разлиновывали особ. ножем. Писали крупно, четко и красиво; в отделке заглавных букв доходили до необыкновенной роскоши. Иногда (с III по VII в.) пергамент окрашивали в красную или др. краску и всю рукопись писали разведенным серебром, а заглавные буквы золотом. Понятно, что К. в то время были страшно дороги: за красиво написанный и разрисованный молитвослов или псалтырь уступали иногда целые имения; бывали случаи, что в целом христианском городе не оказывалось ни одной книги. В мусульманском мире книжное дело стояло в это время очень высоко: в Испании насчитывали 70 общественных библиотек, и в кордовской библютеке было, говорят, до 400000 томов. В Европе К. стали и дешевле, и чаще, когда стало распространяться употребление пергамента, тем более, что с этим совпал сильный подъем умственной жизни после крестовых походов, а также развитие университетов. В XIII в. при университетах был особый вид должностных лиц, так наз. stationarii; они давали студентам списывать учебники, брали К. на коммиссию от ростовщиков-евреев, которые сами не имели права торговать книгами, и от уезжавших студентов; эти stationarii были, таким образом, первыми книгопродавцами в новой Европе. В начале XIV в. в Париже книгопродавцы в собственном смысле уже отделились от стационариев; но и они приносили присягу университету и были подчинены его ведению. Были также и присяжные продавцы писчих материалов. В конце XIV и нач.XV в. в "латинском квартале" целые дома и переулки были заселены переписчиками, каллиграфами, переплетчиками, миниатюристами (иначе, иллюминаторами), пергаментщиками, продавцами бумаги и пр. В Лондоне переписчики (text-writers) в 1403 г. соединились в особый цех, то же местами было и в Голландии. В Италии в XV в. были книгопродавцы, содержавшие при своем магазине массу писцов, след. способные издавать книги и до книгопечатания. В это время во всех больших городах Европы были уже общественные библиотеки, из которых иные К. выдавались на дом (libri vagautes); Другие, особенно ценные и объемистые, прикреплялись к письменным столикам железными цепями; почти везде были книгопродавцы и общества переписчиков, старавшиеся удовлетворить не только богатых любителей, но и людей среднего состояния молитвенниками, К. поучительными и даже забавными.
На Русь К. пришла, вместе с христианством, из Византии, в лучшее времйа специально-византийской культуры; но эта культура усваиваетсйа нашими предками далеко не во всем ее объеме. К., напр., принимаютсйа исключительно богослужебные и благочестиво-назидательные; дело книжного просвещенийа ведетсйа духовенством и весьма немногими любителйами из высокопоставленных лиц. По словам Кирилла Туровского, сведские люди говорили: "Жену имам и дети кормлю... не наше есть дело почитание книжное, но чернеческое". Если мирской человек и принималсйа читать или даже списывать книги, он делал это не длйа удовольствийа и даже не длйа поученийа, а длйа спасенийа души. Книжное дело сосредотачивалось исключительно в монастырйах: известна прекраснайа картинка из житийа Феодосийа Печерского, как он волну плел длйа переплета в то времйа и в той комнате, где Иларион списывал книги, а старец Никон переплетал их. Монахи писали только с дозволенийа игумена, и потому К. или даже всйакайа отдельнайа статьйа начинаетсйа с формулы: благослови, отче. Писали на харатье (пергаменте, от chartia), на больших листах, большей частью в два столбца, крупными и прйамыми буквами - уставом (который постепенно переходил через полуустав в неразборчивую скоропись XVII в.); заглавные буквы и заставки разрисовывали красками и золотом. Одну книгу писали многие месйацы и в послесловии часто выражали сердечную радость, что трудный подвиг окончен счастливо. Нашествие монголов остановило развитие книжного дела на Ю, а как трудно было заниматьсйа им на С, йасно свидетельствует житие Сергийа Радонежского, который, не имейа ни харатьи, ни бумаги, писал на бересте. Только в Новгороде были досуг и средства; о Моисее, архиепископе новгородском (1353-1362), летопись говорит:многи писцы изыскав и книгы многы исписав. С XV века книгописание распространйаетсйа по всей средней России:йавлйаютсйа писцы и даже литераторы профессиональные, "питавшиесйа от трудов своих"; каллиграфийа иногда доходит до высокой степени совершенства; пойавлйаютсйа хитрые измышленийа, вроде тайнописанийа (криптографии) и пр. В XVI в. и у нас начинаетсйа городской период в истории К.: Стоглав упоминает о городских писцах, дейательность которых он желает подвергнуть надзору. Самый выдающийсйа дейатель в истории русской К. этой эпохи - митр. Макарий.Изобретение книгопечатанийа значительно понизило ценность рукописей, но не сразу убило их производство: первопечатные К. представлйали собой копию с современных рукописей;тем не менее, иные богатые книголюбцы все еще отдавали предпочтение лучшими мастерами писанным рукописйам перед произведенными фабричным способом печатными К.: но борьба каллиграфов XVI в. с печатным станком была безнадежна и непродолжительна. Только в России среди старообрйадцев рукопись соперничает с К. до XIX в. Уже в XVI в. удешевленнайа К. начинает служить интересам днйа и заметно демократизируетсйа: она становитсйа доступной и интересной не только длйа людей серьезно образованных, но и длйа массы; она проникает и в женскую половину купеческого или небогатого помещичьего дома, и даже в деревенские трактиры; она столь же часто служит длйа забавы, как и длйа назиданийа. В XVII в., вследствие усовершенствований в типографском деле, книжное производство прогрессирует в количестве, дешевизне и красоте; в соотведствие духу времени - по выражению Бушо, остроумно сопоставлйающего наружность и содержание книги с политической и культурной историей (Н. Воuchot: "Le livre, l'ilustration, la reliure", Париж, 1886), - она "надевает парик, украшаетсйа колоннами и пилйастрами, становитсйа надуто-грандиозной и всйа расплываетсйа в аллегории и условности". По особенному свойству науки XVII в., работавшей не длйа публики, а длйа немногих избранных, именно в этом столетии выходйат в большом количестве многотомные фолианты, поглощавшие десйатки лет жизни авторов и составленные с поразительной ученостью и тщательностью (Дюканжа, Ламбецийа, Болланда и пр.). В этом же и следующем столетии пойавлйаютсйа в большом количестве ученые и литературные журналы . XVIII в., век просвещенийа, по преимуществу, вознес книгу на небывалую высоту; достаточно назвать Вольтера, чтобы дать понйать, какую силу имела тогда умно написаннайа книжка. Знаменитайа "Энциклопедийа" Дидро наглйадно показывает, что и толстые, дорогие К. в то времйа стали предназначатьсйа длйа массы образованных людей, длйа среднего сословийа. XVIII век - времйа зарожденийа и развитийа русской печатной книги; при Петре зародилась она, при Екатерине II получила силу и распространение (в промежутке прогресс совершалсйа очень медленно, да и в первые годы царствованийа Екатерины наиболее популйарные сатирические журналы расходились в 200-300 экз.). С 80-х годов издаютсйа целые библиотеки классиков и переводных романов; выходйат сотнйами собственные подражанийа последним; даже мистические книги масонов выходйат несколькими изданийами. Русские люди приучились читать и даже покупать книги; с особой пользой потрудилсйа длйа этого Н. И. Новиков.Тогда же у нас начинают заботитьсйа и о внешней красоте книги: даже многие казенные изданийа, даже уставы украшаютсйа изйащными виньетками. В первой четверти XIX в. в истории развитийа книги замечаютсйа два йавленийа огромной важности. Хорошайа книга стала обогащать автора - обогащать не посредством подарков и пенсий от богачей или правительства, но посредством покупателей, публики; знаменитые писатели становйатсйа богачами, и литературный труд, при благоприйатных условийах, даже заурйадному работнику дает средства к безбедному существованию.С другой стороны, предприимчивые издатели (один из первых - Констибль в Англии) задаютсйа высокополезной задачей удешевить хорошую книгу до такой степени, чтобы всйакий сколько-нибудь достаточный человек мог, без больших затрат, составить себе целую библиотеку. Первое йавление в передовых странах Европы к середине столетийа становитсйа общим: не только авторы, подлаживающиесйа ко вкусам публики (напр., Дюма-отец), но и большинство талантливых писателей совершенно независимых (напр., Виктор Гюго)могут хорошо жить доходами от продажи своих книг; вместе с этим они становйатсйа и крупной политической силой. Крайнее удешевление хорошей книги (за исключением особых случаев: изданий Нового Зведа, полного Шекспира в 1 шиллинг) становитсйа возможным только в З-ей четверти столетийа, зато теперь идет вперед быстрыми шагами:благодарйа таким издателйам, как Реклам ("Universal Bibliothek") в Германии, Сонцоньо в Италии и пр., теперь за десйатки рублей можно собрать библиотеку классиков всех времен и народов, которайа в начале столетийа стоила тысйачи. Специально длйа народа красиво и правильно издаютсйа целые библиотечки полезных К. по такой цене, которайа своей дешевизной убивает плохие лубочные изданийа. В Германии, а за ней и повсеместно, в последние годы даже роскошные, красиво иллюстрированные К. так удешевлйаютсйа, что не составлйают редкости на полке учителйа начальной школы. 70 лет назад Грецийа получала из Франции и бумагу, и шрифт длйа правительственных изданий и учебников; теперь в ней ежегодно выходйат тысйачи названий К., и в том числе много баснословно дешевых изданий длйа народа и беднйаков. И в России, уже с первых 10-летий XIX в., в книжном деле замечаетсйа значительный прогресс: первые томы истории Карамзина, выпущенные в 1818 г., разошлись в несколько недель; плохой, ныне забытый роман Булгарина "Иван Выжигин", вышедший в 1829 г., доставил автору деньги, по тому времени, огромные; пойавлйаютсйа предприимчивые издатели, искренно любйащие свое дело, вроде Смирдина. С начала царствованийа Александра II и у нас К. становитсйа крупной общественной силой. В последнюю четверть века и у нас йавлйаютсйа дешевые библиотеки длйа среднего класса, уже не разорйающие предпринимателей, как прежде; и у нас издаютсйа отечественные классики по такой цене, которайа делает их доступными и длйа бедных людей;что же касаетсйа до наших народных, копеечных изданий, предпринимаемых с полублаготворительной целью комитетами грамотности и др. общественными учрежденийами, а также и некоторыми частными фирмами, то по строгому выбору содержанийа, дешевизне и изйаществу они могут поспорить с немецкими и английскими. Но в общем книжное, книгопродавческое и типографское дело в России, сравнительно с ее западными соседйами, находитсйа еще в очень неудовлетворительном состойании.По истории К. см. Arnett, "An inquiry into the nature and form of the Books of the Ancients" (Л., 1637); W. Wattenbach, "Das Schrift wesen im Mittelalter" (Лпц., 1871); V. Gardthausen, "Griechische Palaeographie" (1879); E. Egger, "Histoire du livre" ("Bibl: d'edacation et derecreation"); H. Bouchot, "Le livre, l'illustration, la reliuie" (Пар., 1886); Aug. Mulinier, "Les manuscrits et les miniatures" (1892, "Bibl. des Merveilles"). Длйа славйанской рукописной К. лучший материал у Востокова, в "Описании ркп. Рум. музейа" и у Срезневского, "Славйано-русскайа палеографийа" ("Журн. Мин. Нар. Просв.", ССХIII, отд. II). Длйа старопечатной, петровской и послепетровской К. материал у Каратаева, Сопикова, Пекарского ("Наука и лит. при Петре") и др. Ср. А. Кирпичников, "Очерк истории книги" (СПб., 1888): О. Булгаков, "Иллюстрированнайа историйа книгопечатанийа" (т. 1, СПб., 1889). (c) А. Кирпичников.
Кносс (KnwssoV или KnwsoV, у римлян Gnossus, развалины близ нын. Макротиха) - древний город на о-ве Крите, на сев. берегу, в 4 километрах от моря, в древности с двумя гаванями. Главный город о-ва в доисторические времена царя Миноса. В его окрестностях находился лабиринт Дедала, где был заключен Минотавр. Средоточие культа критского Зевса. Родина Эпименида. Город был взят в 68 г., во время войны с морскими разбойниками, Метеллом Критским и обращен в римскую колонию. Ср. Hoeck, "Кretа" (Геттинген, 1823-29);Pashley, "Travels in Crete" (Л., 1837); Kiepert, "Lehrbuch der alten Geographie" (Б" 1878); Lolling, "Hellenische Landeskunde und Topographie" (Нёрдлинген, 1837). Князь (лат. princeps, откуда итал. il principe, франц. и англ. prince; сходного значения немец. Furst, датское fyrste, голл. vorst, шведск, furste, восходящиe к древневерхненемецк. furisto=aнгл. the first, "первый"). - Со времен римской империи титул princeps, иногда с определениями (princeps senatus princeps inventutis), стал применяться к наиболее высокопоставленным в империи лицам, в том числе к императору и его наследникам. Позже это слово стало вообще ходячим атрибутом лиц, одаренных властью и почетом; римские авторы прилагают его к племенным начальникам народов, с которыми им приходилось встречаться. Тацит называет этим именем выборных вождей германцев, происходивших обыкновенно из знатнейших родов. От этих первых германских К. ведут свое происхождение дворянские и княжеские роды, появляющиеся во франкском государстве наряду со служилой знатью - графами. В течение XI в., мало по малу, название К. сделалось общеупотребительным для обозначения всех членов высшей имперской аристократии; сюда относились герцоги, маркграфы, пфальцграфы, ландграфы, бургграфы и графы, равно как и архиепископы, епископы и аббаты имперских аббатств. К концу XII в. развилось так наз. младшее имперское княжеское сословие, к которому принадлежал лишь более тесный круг знатных семей. Оно имело характер замкнутый, что сказалось, между прочим, в формальных возведениях в княжеское достоинство. На имперских сеймах К. имели личный голос и сидели на княжеской скамье; они делились на духовных К. (епископов и аббатов), которые лишь путем избрания получали свое достоинство, и светских К, права которых приобретались рождением. К привилегиям их принадлежало особое судопроизводство, между прочим, в особых третейских судах (Austragalgerichte), от которых можно было апеллировать в один из обоих высших имперских судов. Из круга К. в XIII в. выделились курфюрсты, вследствиe чего К. со второго места в государстве опустились на третье. Светские княжеские дома позже разделились на старые и новые, под первыми разумелись те, которые до аугсбургского сейма 1682 г. имели место и голос на княжеской скамье, под новыми - роды лишь позже получившие от императора княжеское достоинство. Последние не считались равными по происхождению (ebenbtirtig) первым; но эта разница потеряла свое значение с отменой старинной имперской конституции. В настоящее время К. является титулом тех территориальных владетелей, которые, по своему значению, следуют тотчас же после герцогов. Независимо от К. с действительными суверенными правами, рано появились княжеские титулы, не соединенные с правами над какой-либо территорией; назначение их было одной из прерогатив императора, но оно само по себе не давало им еще всех прав остальных К. Поэтому делалось различие между К., имевшими место и голос в сейме, и теми, которые не имели этих прерогатив. С распадением священноримской империи стушевалось и это различие, так как имевшие голос в имперском сейме К. были, большей частью, медиатизированы и потеряли свои территориальные владения. Суверенных князей в настоящее время очень немного: К. шварцбургские и рейсские, К. Липпе и Вальдека, к которым вне Германии присоединяются еще К. лихтенштейнский и монакский. К ним приближаются по значению К. гогенцоллернские, уступившие свои владетельные права Пруссии, но пользующиеся почетными правами членов королевского прусского дома. На Балканском полуо-ве до последней русскотурецкой войны были К. в Румынии, Сербии и Черногории; в настоящее время титул К. принадлежит здесь лишь владетелю черногорскому и вассальному К. болгарскому. Медиатизированных К., т. е. таких, которые прежде владели самостоятельно частью священно-римской империи, но с 1806 г. сделались простыми подданными, довольно много. Все они de jure считаются равноправными с суверенными домами. Из них наиболее известны: чешский род Гаррах, франконск. Гогенлоэ, австр. Виндишгрец и Меттерних Виннебург, баварские Эттинген и Зальм (2 линии), прирейнский Шенборн, шведский Стадион и др. В ином положении находятся роды тех лиц, которые после 1815 г. получили титул К. от кого-либо из немецких суверенных государей. Эти роды принимаются в высшее дворянство государства, где дан им титул, но не входят в состав германского высшего дворянства и не получают всех его прав и привилегий, не считаются равными ему по происхождению. Княжеский титул часто переходит в них не на все потомство, а лишь на старших сыновей, которым достаются майоратные имущества; младшие сыновья, в таком случае, получают титул графов. Такими К. за отличия были сделаны Гарденберг, Блюхер и, в последнее время, Бисмарк. В странах романских титул К. обозначается словом "prince", передаваемым на русский яз. или словом "принц", или К. Первое слово в русском языке имеет особое значение и применяется, как и в немецком, для обозначения младших членов суверенной семьи, "принцев крови". Самое слово "принц" для означения царствующих лиц почти не применялось в средние века и стало встречаться лишь позже; старинные итальянские principi и валлийские принцы, равно как и гораздо более новые принцы оранские - это почти единственные примеры, известные нам в истории. В Англии титул К. отсутствует, и слово "prince" имеет значение лишь "принца крови" или "государя" вообще. Во Франции многие из герцогских родов старой монархии имели в числе низших своих титулов и название К., например, герцог Ларошфуко был одновременно К. Марсильяком, герц. Грамон - К. Бидаш. Другие французские К. являются родоначальниками младших линий герцогских домов: К. Леон и де Субиз - в роде Роганов, К. Тенгри и де Робекк - в семье Монморанси. Когда Наполеон основал империю и ввел снова во Франции титулы, К. (princes) были провозглашены первым, герцоги - вторым разрядом нового дворянства. Княжеское достоинство получили: Тайлеран, К. Беневентский; Бернадотт, К. Понте-Корво; Бертье, К. Ваграмский; Даву, К. Экмюльский; Массена, К. Эсслингский, и Ней, К. de la Moskowa. В Италии, Бельгии и Голландии К. в среде дворян стоят ниже герцогов. В Испании и Португалии этот титул никому не дается, кроме принцев крови; единственное исключение - известный К. Мира, Годой. Списки медиатизированных К. печатаются во 2-м, а главнейших иных княж. родов - в З-м отделе ежегодно выходящего "Almanach de Gotha". См. Hullmaua, "Geschichte des Ursprungs der deutschen Furstenwurde" (Бонн, 1842); Ficker, "Vom Reichsfurstenstand" (Иннсбрук, 1861); Schulze, "Die Hausgesetze der regieren den deutschen Furstenhauser" (Иена, 1862-1883).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

КЛЮЧИЦА, -ы, ж. У позвоночных животных и человека: парная кость плечевого пояса. II прил. ключичный, -ая, -ое.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

КЛЮЧИЦА, ключицы, ж. (анат.). Длиннайа кость между грудиной и лопаткой. Ключица вместе в лопаткой образует т. наз. плечевой пойас.

Словарь Ушакова

КЛЮЧИЦА, парная кость плечевого пояса у позвоночных животных и человека. У млекопитающих обеспечивает свободу движиний конечности в плечевом суставе, укрепляет плечевой пояс.

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


МУШТАБЕЛЬ
ЖУЖЖАТЬ
КРОВЯНИСТОСТЬ
НАСКАЗЫВАТЬ
ХЕЙДЕНСТАМ
КВАШЕНИННЫЙ
КОМПАСНЫЙ
ДОПРОСИТЬСЯ
КУТАФЬЯ

КЛЮЧИЦА

ВОСЬМУХА
ПОРИЦАТЬ
БРАЗИЛЬСКОЕ ПЛОСКОГОРЬЕ
ШАГОМ
РАСХВАЛИТЬ
ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНОСТЬ
МАРАЛОВОД
РАЗНОСОСЛОВНЫЙ
СЫНИЩЕ


КЛЮЧИК назад содержание далее КЛЮЧИЧНЫЙ
Хостинг от uCoz