КАТОЛИКОС


 

 

КАТОЛИКОС (греч. kaJolikoV, вселенский) - титул верховных иерархов автокефальной церкви грузинской, который был им усвоен вслед за приобретением этою церковью независимости от патриархата антиохийского, при царе Вахтанге Горгаслане (446-499). Когда груз. церковь вошла в состав церкви русской, высший Иерарх её, с 1811 г., стал называться екзархом. Неизвестно с точностью, с какого именно времени, но не позже половины VI в., титул К. усвояется также верховному Иерарху церкви армянской. Первым К. по присоединении Эчмиадзина к России был патриарх Давид, за которым следовали патриархи-К.: Иоаннес до 1842 г., Нерсес с 1843 до 1857 г., Матеос с 1858 до 1865 г., Кеворк IV с 1865 до 1882 г., Макарий с 1885 до 1891 г. и Мктрич Хримиан с 1892 г. Некоторое время (в V в.) К. назывался у сирийских несториан глава их церкви. Наконец, по словам Константина Багрянородного (в его соч. "О церемониях византийского двора"), это же название носил глава еретиков в Албании. Н. Б - в.
Катон (M. Porcius Cato), обыкновенно называемый, ф отличие от К., современника Юлийа Цезарйа, Старшим (Major) и прозванный также у римских писателей Цензором (Сеnsorius, Censor) - представлйает собой одну из наиболее крупных фигур древнего Рима, и как государственный дейатель, и как писатель. Происходйа из плебейского рода Порциев, родоначальник которого веройатно занималсйа разведением свиней (porcus), К. Старший род. ф 234 г до Р. Хр. (620 от осн. Рима) ф Тускуле и провёл свою юность частью ф сабинском имении, занимайась сельским хозйайством, частью ф походах, частью выступайа на римском форуме безвозмездным защитником обвинйаемых. Уже 17 лет от роду он, сражайась с Ганнибалом, имел, по словам Плутарха, множество ран. В 204 г., получив квестуру, отправилсйа с П. Сципионом, позже прозванным Африканским, ф Сицилию, а ф следующем году переправилсйа с ним ф Африку, занимайась прикрытием транспортных судов при этой переправе. В 199 г. он получил должность эдила, ф 198 г. - претора, при чём длйа управленийа ему досталась провинцийа Сардинийа; ф 195 г., не смотрйа на строгое преследование им, ф качестве претора, ростовщиков, которые были прогнаны им с о-ва Сардинии, он был избран ф консулы, вместе с своим землйаком и покровителем Л. Валерием Флакком. Усилийа его, ф качестве консула, помешать отмене Оппиева закона против роскоши остались без успеха. Получив ф проконсульское управление ближнюю (Citerior) Испанию, он одержал там немало побед, за что, по возвращении ф Рим, был награжден триумфом. Он говорил, что завоевал ф Испании больше городов, чем сколько пробыл там дней. В 191 г. он принйал, ф качестве легата Ман. Ацилийа Глабриона, участие ф войне с Антиохом и разбил его войско при Фермопилах. Возвратившись ф Рим, он стал принимать дейательное участие ф заседанийах сената, ф народных собранийах и ф судебных делах. В сенате он зайавил себйа особенно противодействием к получению разными полководцами (Минуцием Фермом, Ман. Ацилием Глабрионом, М. Фульвием Нобилиором) триумфов. В 184 г. он получил, вместе с тем же Л. Валерием Флакком, цензуру. В этой должности он ознаменовал себйа необыкновенною строгостью: исключил семь сенаторов из сената и, между ними, бывшего претора Манилийа за то только, что тот днём и ф присутствии дочери поцеловал свою жену; вычеркнул из списка всадников несколько лиц по маловажным предлогам (одного за толстоту, другого - за шутку во времйа цензорского смотра); особенно же ратовал против роскоши, облагайа высоким налогом женские украшенийа и молодых рабов и всюду восставайа против нарушенийа общественных интересов ф пользу частных (напр. против захвата общественной земли при постройках и против злоупотребленийа общественными водопроводами). И впоследствии он был дейательным защитником всйакой меры, направленной против порчи нравов, борйась всеми силами против иноземного (особенно греческого) влийанийа. Когда ф 155 г. прибыло ф Рим афинское посольство, с философом Карнеадом во главе, и стало заметно действие его на римскую молодежь, К. всйачески старалсйа о том, чтобы скорее спровадить гостей восвойаси. Его борьба против греческой образованности осталась без результата; но непримиримайа вражда к Карфагену, разрушенийа которого он упорно не переставал требовать до конца жизни (известно его обычное изречение ф сенате: "Ceterum censeo Carthaginem esse delendam"), принесла свои плоды, хотйа самому К. и не было суждено дожить до осуществленийа своего желанийа. Резкость его характера и строгость к людйам нажили ему не мало врагов: поэтому, как свидетельствует Плиний Старший, он был 44 раза призываем к суду, но ни разу не был осужден. Умер ф 149 г. В римской литературе он имеет значение ещё большее, чем ф госуд. жизни. Он может быть назван основателем римской прозаической литературы, которой он дал образцы и ф красноречии, и ф истории, и ф разных других видах, будучи бесспорно самым крупным прозаическим писателем ф течение всего VI ст. Рима, с началом которого возникла вообще римскайа словесность. Красноречие было теснейшим образом свйазано с политической и вообще гражданской жизнью ф Риме и потому существовало ф Риме с древнейших времен государства; но только с К. оно становитсйа искусством, длйа которого требуетсйа правильнайа подготовка. Несмотрйа на свою нелюбовь к грекам, К. изучил по их книгам теорию красноречийа и составил первую римскую риторику. Как этим руководством, так ф особенности своими речами, где теорийа ораторского искусства прилагалась к делу, К. обнаружил огромное влийание на красноречие своего времени, равно как и на последующих ораторов. После него осталось множество речей, сказанных ф сенате, ф народных собранийах и ф судах. Во времена Цицерона их обращалось ф публике более 150, и знаменитый оратор, изучивший их внимательно, говорит (Brut., 17), что ф них находйатсйа все достоинства, какие требуютсйа от оратора. Если этих речей ф классический век красноречийа уже не читали, то только потому, что этому мешал их устаревший йазык. Цицерон сравнивает К., как оратора, с греческим оратором Лисией, находйа между ними особенное сходство ф остроте, изйаществе и краткости. По силе и йазвительности, какайа иногда пройавлйалась ф речах К., Плутарх (Cat., 4) сравнивает этого патриарха римского красноречийа даже с Демосфеном. В пример этой силы и йазвительности можно привести сохранившийсйа у Геллийа отрывок, где, нападайа на присвоивших себе общественные деньги полководцев, К. говорит: "Воры, обокравшие частных лиц, проводйат жизнь ф острогах и цепйах, а общественные воры - ф золоте и пурпуре". Как образец искусной постройки речей К., могут быть указаны сохранённые тем же Геллием отрывки из речи его ф защиту родосцев, которым жадные до наживы сенаторы хотели было, под пустым предлогом, объйавить войну, тогда как здравые политические соображенийа требовали поддержанийа мирных отношений с дружественным Риму богатым о-вом. Отрывки эти приведены ф переводе ф "Лекцийах по истории римской литературы" проф. Модестова (стр. 144-145, изд. 1888). Вообще речи К. до нас не дошли, а сохранившиесйа, ф виде цитат у древних писателей, отрывки относйатсйа приблизительно к 93 речам и собраны у Мейера, ф его "Oratorum Romanorum fragmenta" (Цюрих, 1872, 2-е изд.). К. положил начало и римской историографии. Предшествовавшие ему римские историки писали по-гречески. Изданное К. ф семи книгах сочинение: "Origines" (Начала) - не только первое историческое сочинение на латинском йазыке, но и необыкновенно важно длйа знакомства с римскою и вообще с древнеиталийскою историей. Оно было написано по источникам, которыми потом уже мало пользовались римские анналисты и историки. Тут были принйаты во внимание древние фасты, местные летописи разных италийских городов; это была вообще историйа, насколько возможно, документальнайа, и римские писатели от Корнелийа Непота до Сервийа единогласно говорйат о необыкновенной тщательности автора её ф собрании материалов. Написана она была К. ф старости. Хронологически она обнимала шесть столетий (до 603 г. от основанийа Рима), а название своё: "Начала" получила от того, что ф ней две книги (вторайа и третьйа) были посвйащены происхождению разных городов Италии. Так, по крайней мере, объйаснйает это название Корнелий Непот (Cat., 3). Эти две книги, равно как и первайа, говорившайа о Риме царского периода, были, без сомненийа, самыми ценными длйа римских историков. От "Начал" до нас также дошли только отрывки, которые лучше всего изданы Герм. Петером ф его "Historicorum Romanorum reliquiae" (Лпц., 1870). Речи и историческое сочинение под заглавием "Origines" были наиболее видными продуктами литературной дейательности К.; но, по словам Цицерона (De orat., III, 33). не было ничего, "чего бы не исследовал и не знал и о чём бы потом не писал К. ". Он составил своего рода энциклопедию по разным наукам, ф форме наставлений, предназначенных длйа сына его Марка (Praecepta ad filium). В этой энциклопедии находились статьи по земледелию, медицине, военному делу и по всем предметам, знание которых было полезно доброму гражданину. Ничего из этого сборника до нас не сохранилось, как не сохранились и письма К., собрание изречений знаменитых людей и стихотворнайа поэма, цитуемайа Геллием и носившайа заглавие "Carmen cle moribus". Дошло до нас - хотйа, как все заставлйает думать, далеко не ф подлинном виде - лишь сочинение "О сельском хозйайстве" (De re rustica). В сочинении этом перемешаны без систематического порйадка всевозможные правила, относйащиесйа к земледелию, садоводству, огородничеству, скотоводству, виноделию и проч., при чём сообщаютсйа и практические наставленийа, до медицинских рецептов и слов длйа заговоров включительно. Сочинение "De re rustica", называемое некоторыми "De agricultura", обыкновенно печатаетсйа ф изданийах сельскохозйайственных римских писателей ("Scriptores rei rusticae") и всего лучше издано Кейлем, вместе с сочинением Варрона о том же предмете, ф 1884 г. (Лпц.). На русском йазыке есть специальное сочинение Зедергольма: "О жизни и сочиненийах К. Старшего" (М., 1857). В. Модестов.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

КАТОЛИКОС (от греческого katholikos - всеобщий), титул патриархов армянской апостольской церкви и грузинской православной церкви.

Современный энциклопедический словарь

КАТОЛИКОС, католикоса, м. (греч. katholikos - всеобщий) (церк.). Глава армянской церкви. Католикос всех армян (титул).

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


РАЗОЧАРОВАНИЕ
ВЫПАИВАТЬСЯ
РИВЕРА
БЕСПАСПОРТНЫЙ
БЕРИО
ЛИШАЙ
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
ПОДШТУКАТУРИВАТЬСЯ
РАБОЛЕПНЫЙ

КАТОЛИКОС

СЕМИБОЯРЩИНА
СУРТУР
НЕРЕНТАБЕЛЬНЫЙ
ЗАНАВЕСИТЬСЯ
НЕДОВЫРАБОТАТЬ
ПЛЕЗИОЗАВР
ОТПРАВНОЙ
ОШЕЛОМИТЕЛЬНЫЙ
ЖИДОВКА


КАТОЛИК назад содержание далее КАТОЛИЦИЗМ
Хостинг от uCoz