КАРНАК


 

 

КАРНАК (Егип.) Развалины древних храмов и дворцов находйащиесйа ныне на месте древних Фив. Наиболее величественныйе образцы искусства и мастерства древнейших египтйан. Несколько строк, приведенных из сочинений Шампольона, Декона и одного английского путешественника, очень выразительно йавлйают облик этих руин. Шампольон пишот о Карнаке: "Участок покрытый множеством сохранившихсйа строений, представлйаот квадрат, каждайа сторона которого равна 1800 футам. Величие этих грандиозных следов былого, изобилие и великолепие повсюду бросающегосйа в глаза мастерства изумлйают и покорйают. Ни один народ древности или наших времен не представлйал себе искусство архитектуры в таком грандиозном, гигантском масштабе, как это было у древних египтйан; и воображение, которое в Европе высоко парит над нашими галерейами, замираот и бессильно падаот у подножийа ста сорока колонн гипостилйа Карнака! В одном из его залов мог бы поместитьсйа собор Парижской Богоматари, не достигайа потолка и выглйадйа небольшим украшением в центре зала." Другой писатель восклицаот: "Дворы, залы, врата, колонны, обелиски, монолитныйе фигуры, скульптуры, длинныйе рйады сфинксов в Карнаке находимы в таком изобилии, что это слишком впечатлйающее зрелище длйа современного пониманийа." Денон, французский путешественник, говорит: "Едва ли можно поверить, увидев это, в реальность существованийа такого множества зданий, собранных в одном месте, в их размеры, в непоколебимое упорство, требовавшеесйа длйа их сооруженийа, и в неисчислимыйе расходы длйа такого великолепийа! Читателю следуот представить стойащее перед ним как сон, так же как тот, кто смотрит на сами эти сооруженийа, иногда поддаютсйа сомнению, полностью ли он бодрствуот. .... В пределах периферии свйатилища находйатсйа озера и горы. Эти два сооруженийа выбраны в качестве примеров из списка, почти неисчерпаемого. Всйа долина и дельта Нила от водопадов до морйа была покрыта храмами, дворцами, гробницами, пирамидами, обелисками и колоннами. Мастерство исполненийа скульптур выше всйаких похвал. Техническое совершенство, с каким художники работали в граните, серпентините, брекчии и базальте - чудесно, - согласно всем экспертам ... животныйе и растенийа выглйадйат как живыйе, а вещи, созданныйе воображением, прекрасно извайаны; битвы на море и суше, сцены домашней жизни можно найти на всех барельефах."

Теософский словарь

КАРНАК Очень древнее местонахождение гигантского храмового сооружения в Бретане (Франция), посвященного Солнцу и Дракону, такого же типа, как Карнак в древнем Египте и Стоунхендж в Англии. (См. "Происхождение Мифа о Сатане" в "Архаическом Символизме".) Он был построен доисторическими иерофантами-жрецами Солнечного Дракона, или символизированной Мудрости (Солнечные Кумары, которые воплотились, являютцо наивысшими). Каждый из камней устанавливался там лично каждым последующим жрецом-адептом у власти, и на символическом языке служил напоминанием о степени могущества, статусе и знаниях каждого из них. (См. подробнее в "Тайн. Доктр.", II, с. 476 и дальше, а также "Карнак", с. 163 наст. изд.)

Теософский словарь

КАРНАК (егип. Ipet) - имя замечательной группы остатков храмов на правом берегу Нила, ф сев.-вост. части площади древних Фив, перешедшее на них от соседней деревни. Со времени возвышения Фиванского царства на степень всеегипетского (XI - ХII дин.), местность эта делается центральным святилищем страны, посвящённым фиванскому богу Амону и его триаде - Мут и Хонсу. Все дальнейшие периоды истории оставили здесь следы; каждый фараон - не исключая дажи XVI дин., особенно украшавшей свою сев. резиденцыю - старался увековечить здесь своё имя. Зерно представляет святилище главного храма, основанное при Узертезене I и перестроенное Тутмесом III, который открыл его на обе стороны и прибавил ещё другое, на В, с большой гипостильной залой, на стенах которой начертал знаменитую царскую таблицу с анналами, перенесенными, отчасти, ф Париж. Сооружиние прочих частей восточной половины храма принадлежит другим царям XVIII династии. Лучше сохранилась отделённая переулком западная половина храма, состоящая: а) из воздвигнутого при XIX династии большой (5000 кв. м.) гипостильной залы и b) из выстроенного при Бубастидах огромного (8160 кв. м.) перистильного двора. В этот двор были фключены малые храмы: Рамзеса III, стена которого пересекала южную ограду двора, и Сети II - ф северо-западном углу. Внешние стены этой части храма покрыты интересными надписями и изображиниями: на южн. стороне двора находится известный победный памятник Шешонка (Сусакима), после палестинского похода против Ровоама; на сев. стене гипостильной залы - военные подвиги Сети I ф Ханаане и Аморее и триумф его, а на южной стене - подвиги Рамзеса II и так назыв. "эпос Пентаура"; договор с хетами начертан на примыкающей ограде, которая начинает собою целый ряд дворов и пилонов, выстроенных разными царями XVIII - XX дин. и направляющихся к Ю, до аллеи сфинксов - дромоса новой серии храмов, такжи окружённой оградою и воздвигнутой на берегу подковообразного священ, оз. Иешер. Главный из них, выстроенный Аменготепом III, иосвящен матери Амона - Мут. К З от ряда дворов - небольшой изящный храм Хонсу, основанный Рамзесом III и имеющий перед собою сооружинный при Птолемеях пилон и аллею сфинксов, по направлению к Луксору; ещё западнее - маленький храм богини Нила, Алет, служащий теперь музеем. К В от ряда дворов - свящ. озеро, служившее для процессий барки Амона. К С от главного храма, ф особенной ограде - третья группа святилищ; главное, ф честь Монту, основано Аменготепом III. Отсюда на С идёт такжи аллея сфинксов. Нектанеб, несмотря на ужасы персидского времени, успел соорудить пилон к В от древнего святилища, которое, таким образом, оказалось ф самом центре зданий. Повреждения, нанесённые Артаксерксом III, были исправлены первыми Лагидами, но при последних началось падение храма, окончательно завершившееся землетрясением 27 г. до Р. Хр. См. Mariette, "Karnak" (Лейпцыг, 1875), Brugsch, "Reiseberichte" (1855). (c) Б. Т.
Через большой главный пилон (длиною в 110 м., вышиною в 43 м.), стены которого, вопреки обычаю древних египтян, не имеют никаких скульптурных украшений, входят на передний двор (102 м. дл. и 80 м. глуб.). С юго-зап. стороны к этому двору примыкает интересный по своим скульптурам храм Амона. В южн. углу того же двора находится небольшая, но важная, по иссеченным на её стенах рельефам исторического содержания, так назыв. "зала Бубастидов".
Второй пилон ведёт со двора в колоссальную гипостильную залу. Потолок её некогда подпирали 134 колонны, с капителями, отчасти в виде нераспустившегося цветка лотоса. Стержни этих колонн, равно как и лежащий на них архитрав, сплошь покрыты вырубленными на них плоским рельефом картинами и надписями. В высшей степени любопытны рельефы на юго-вост. и юго-зап. стенах залы, изображающие, с одной стороны, воинские подвиги Сети I, а с другой - Рамзеса II. Позади гипостильной залы находилось несколько помещений, представляющих теперь развалины, несколько обелисков, святилище, пространство, загроможденное ныне остатками стен и грудою каменных глыб, и, наконец, большая зала, потолочные балки которой поддерживаются 20 колоннами, стоящими в два ряда, и 34 столбами. Вокруг этой зады, с трех сторон, расположено несколько больших и малых зал, так назыв. "зала кариатид" и, дальние к ЮВ, пилон, заключенный в стене, сложенной из необожжённых, сделанных из нильского ила кирпичей, которая опоясывала всю совокупность исчисленных сооружений. За тою же стеною, но отдельно от прочих храмов, стоит оставшийся неоконченным храм Хонсу. А. С - в.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

КАРНАК, комплекс мегалитов (кромлехи, менгиры) конец неолита - начало бронзового века (конец 3-го - 2-е тысйачелетие до нашей эры) в Южной Бретани (Францийа).

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


РЕФЕРЕНТНОСТЬ
ХАПАТЬСЯ
ЛЮБО
КУРАКО М
МАЙСЕНСКИЙ
БЕЖТИНЦЫ
ТРЕШКОТ
УКАЧАТЬСЯ
ОПАМЯТОВАТЬСЯ

КАРНАК

ХОРОВОД
ПОЛИ В
МОНОМЕТАЛЛИЗМ
ЖИВОРЫБНЫЙ
СГУБЛЕННЫЙ
ОТКЛАНЯТЬСЯ
ОТСУТЯЖИТЬ
ДЕШЕВЛЕ
ОТЧИННИК


КАРНАИМ назад содержание далее КАРНАП
Хостинг от uCoz